Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:28, курсовая работа
В российской научной литературе проблемы законодательного процесса в Российской Федерации рассматриваются в монографиях, диссертациях, статьях, учебниках. Опубликовано большое количество статей, посвященных порядку взаимодействия палат Российского Парламента, процедурам участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, вопросам разрешения разногласий по рассматриваемым законопроектам.
Цель данной работы - изучение концепции законодательного процесса, его структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Понятие законотворчество.……………………………………………5
Глава 2. Стадии и структура законотворчества………………………………..8
2.1. Структура законодательного процесса…………………………………….8
2.2.Субъекты законодательного процесса………………………………………9
2.3. Стадии законотворческого процесса. …………………………………….10
Глава 3. Законодательная техника: понятия и правила……………………….21
2.1. Методологические основы законотворческого процесса……………….21
2.2. Законодательная техника ………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………..32
Министерство образования РФ
Кафедра теории и истории государства и права
студентка 1 курса юридического факультета 612 гр.
Законотворчество и
Курсовая работа по теории государства и права.
Содержание.
Введение......................
Глава 1. Понятие законотворчество.…………………………………
Глава 2. Стадии и структура законотворчества………………………………..
2.1. Структура
законодательного процесса……………
2.2.Субъекты
законодательного процесса……………
2.3. Стадии
законотворческого процесса. ……
Глава 3. Законодательная техника: понятия и правила……………………….21
2.1. Методологические основы законотворческого процесса……………….21
2.2. Законодательная техника ………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..32
Введение.
Актуальность данной темы курсовой работы возрастает, так как именно нормами, законами регулируются отношения в нашем обществе.
С момента своего возникновения государство пытается воздействовать на общественные процессы различными путями, средствами, методами. Одним из наиболее эффективных средств во все времена выступает право. Но для того чтобы это средство влияло на общественные отношения, необходимо его создать, а затем постоянно поддерживать в нормальном состоянии. Эта необходимость вынуждает государство создавать специальные органы, главной функцией которых является законотворчество, т.е. создание, изменение и совершенствование правовых норм. Нормы закреплены в законах и иных нормативных правовых актах. А они в свою очередь являются производной законотворческого процесса. Так же перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.
Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.
С формальной точки зрения
законодательный процесс
В российской научной литературе проблемы законодательного процесса в Российской Федерации рассматриваются в монографиях, диссертациях, статьях, учебниках. Опубликовано большое количество статей, посвященных порядку взаимодействия палат Российского Парламента, процедурам участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, вопросам разрешения разногласий по рассматриваемым законопроектам.
Цель данной работы - изучение концепции законодательного процесса, его структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие
- рассмотреть стадии законотворческого процесса;
- описать процесс происхождения закона;
- просмотреть процесс законодательной техники;
Объект исследования – общественные отношения в сфере законодательного процесса.
Предмет исследования - нормы конституционно-правового характера, научная литература, посвященная вопросам законотворческого процесса.
Литература, используемая в данной курсовой работе, состоит преимущественно из: Конституции РФ , Журнала Российского права, Гузинов А.Г., Кененов А.А., Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия.
Данная работа состоит из следующей структуры: введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается понятие законотворчества. Во второй главе стадии и структура законотворческого процесса. В третьей главе рассказано о законодательной технике.
Глава 1. Понятие законотворчество.
Законотворческий процесс
- главная составная часть
Законотворчество - юридическая форма государственно-властной деятельности посредством выявления, формирования и утверждения воли народа в виде общеобязательных (законодательных) правил.
Законотворчество как особая деятельность государственных органов- это не единственная форма создания права. Истории известны и другие пути его появления: естественные права человека, религиозные тексты, санкционированные обычаи, договоры, правовые научные доктрины и т.д. Законотворчество является основным путем воздействия государства на те жизненные процессы, которые оно стремиться урегулировать.
Законотворчество - это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах - нормативно-правовых актах.2
Законодательная деятельность
занимает важнейшее место в механизме
правового регулирования и
Каждое государство
Законотворческая деятельность
представляет собой не столько политико-правовое,
сколько, прежде всего, социально-правовое
явление. Если законотворчество в самом
общем виде может быть определено
как деятельность (совокупность мероприятий
и действий), направленная на создание
правовых норм, обладающих высшей юридической
силой, то законотворчество как специально-юридическая
категория означает соответствующую
юридически значимую деятельность. Законотворческая
деятельность, будучи урегулированной
правом, характеризуется строгой
последовательностью операций (действий)
по созданию законов и выражается
в законотворческом процессе (его
процессуальная сторона) как юридической
форме функционирования механизма
законотворчества во времени. В этой
связи вызывает возражение отождествление
понятий «законотворческий
Глава 2. Стадии и структура законотворчества.
2.1. Структура законодательного процесса.
Основными логико-хронологическими структурными компонентами организационно-процессуальной деятельности в ходе разработки законопроекта и продвижения его от замысла до того качественного состояния, которое позволяет считать проект закона собственно законом, вступившим в силу, являются этапы, стадии и процедуры.
Этап - совокупность логически связанных мероприятий, которые составляют содержание деятельности, позволяющей решать стратегически значимые задачи законопроизводства.
Стадия - составная часть этапа; образующие ее содержание мероприятия имеют характер тактических действий и решений, формирующих качества будущего закона.
Процедура - элементарное процессуальное действие, представляющее собой конкретные оперативные приемы и средства, которые обеспечивают выполнение тех задач, которые необходимо решать для достижения целей на соответствующих стадиях и этапах.
Стадию законодательного процесса в самом общем виде можно определить как некую совокупность процессуальных действий, способствующих достижению определенного правого результата. В зависимости от характера этих действий и получаемого результата одна стадия отграничивается от другой. Стадии выполняются в установленной процессуальными нормами последовательности, сменяя друг друга. Тем самым обеспечивается логическое развитие процесса, создаются условия для постепенного поэтапного решения стоящих перед ним задач. Каждая отдельно взятая стадия, осуществляемая в определенных временных границах, представляет собой законченный этап законодательной деятельности и характеризуется относительной самостоятельностью и специфической целенаправленностью.
2.2.Субъекты законодательного процесса
В Российской Федерации
Конституция устанавливает
К субъектам законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить государственные органы, должностные лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д.
Все субъекты законодательного процесса можно разделить на следующие группы:
- в обязательном порядке участвующие в законодательном процессе;
- участвующие в законодательном
процессе в силу специфики
конкретного законодательного
К первой группе относятся те субъекты, чье участие в законодательном процессе обусловлено их компетенцией, ролью, которую они играют в жизни государства, - это депутаты парламента, палаты, комитеты, комиссии, глава государства, а также иные органы, непосредственно связанные с движением закона от реализации права законодательной инициативы до опубликования. Данные органы и лица всегда участвуют в законодательном процессе, поскольку это связано с их обязанностями. Исполнение возложенных обязанностей не исключает того, что в этом же процессе они могут реализовывать предоставленные им права.
Вторую группу составляют те субъекты, чье участие в создании закона связано со спецификой конкретного законодательного процесса.
Последняя может быть вызвана видом нормативного акта (конституция, поправка к ней), важностью общественных отношений, подлежащих регулированию, процедурой принятия закона, особенностями сферы деятельности государства и общества.
При этом все субъекты законодательной инициативы:
1) участвуют в этом
процессе в силу своих
2) совершают в рамках
законодательного процесса
3) действуют в рамках
нормативно определенных
4) действуют с целью создания закона.
Субъективное право инициатора
состоит в том, что он свободен
в выборе времени для реализации
своей инициативы. Он может воспользоваться
предоставленным ему правом, но может
и воздержаться от этого. Только наличие
объективного интереса в решении
какой-либо социальной задачи юридическими
средствами, в сочетании с субъективным
интересом инициатора к этому
предмету, формирует решение субъекта
права законодательной
2.3.Стадии законотворческого процесса.
Первая стадия законодательного процесса является законодательная инициатива. Стадия законодательной инициативы – это начальная парламентская процедура, означающая официальное внесение законопроекта в компетентный орган парламента управомоченным субъектом.
Впервые попытка определения законодательной инициативы была предпринята авторами законопроекта «О порядке реализации права законодательной инициативы». Под законодательной инициативой в проекте предполагалось понимать «гарантированную Конституцией Российской федерации возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов».6
Информация о работе Законотворчество и законодательная техника