Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:26, дипломная работа
Современный мир демонстрирует постоянное возрастание роли образования в жизни как всего человечества, так отдельных стран и народов. Прежде всего это связано с резким усложнением необходимых для выживания и развития в условиях глобализации производственных технологий, овладение которыми в национальных масштабах немыслимо без значительного количества квалифицированных кадров. Но, помимо профессиональных знаний и умений, образование также дает человеку определенную мировоззренческую базу, которая помогает ориентироваться в интенсивных потоках информации, воспринимать ее рефлексивно, избегать превращения в пассивный объект социальных манипуляций.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Факультет государственного управления
Кафедра политического анализа
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Политика российского
образования в условиях административной реформы
Студентки 5 курса
Сусловой Дарьи Владимировны
Научный руководитель:
Соловьев Александр Иванович, д.п.н., профессор
Москва 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир демонстрирует
постоянное возрастание роли образования
в жизни как всего
Образование может выступать инструментом преобёразования России, у него есть потенциал выступить общественно движущей силой, так как оно помимо своей собственной внутренней задачи – формирования интеллекта и воли нации – напрямую связано с процессами государственного строительства, экономическими преобразованиями и промышленным развитием.
Колоссальная роль образования в развитии государства в целом признается всеми странами. Так, на Всемирной конференции по высшему образованию (Париж, 5-9 октября 1998 г.) было акцентировано особое внимание на необходимости разработки на национально-государственном уровне политики в области образования, как автономного и самостоятельного направления деятельности органов государственной власти, институтов гражданского общества по обеспечению потребности населения в образовании и образовательных услугах в соответствии с их способностями и профессиональным выбором.
Поскольку обозначенные задачи носят системный характер, то их разрешение также возможно с помощью средств, носящих общезначимый и в целом общегосударственный характер. Иными словами, речь идет о воздействии на систему образования такой социальной силы, каковой является политическая власть во всех ее формах.
В последнее десятилетие
Сейчас мы вступили в интересный период, когда происходит переход от пустых деклараций со стороны государства и возмущений со стороны общества к конструктивному взаимодействию обеих сторон, точнее, наблюдается попытка перейти к такому сотрудничеству.
Особенностью проведения реформ в сфере образования является то, что их последствия имеют «отложенный» характер, т.е. оценить их эффективность и целесообразность можно будет лишь через несколько десятилетий. Но именно сегодня изучение проблемы государственного управления в сфере образования является крайне актуальной, поскольку на наших глазах происходит «закладка фундамента» развития российского государства на несколько поколений вперед: происходит переоценка назначения образования в общественном развитии, пересматривается философия образования, основные принципы его организации.
Несмотря на существование целого
ряда появившихся в последнее
время публикаций и монографий, посвященных
проблеме государственной
Объектом исследования данной дипломной работы является современная система образования РФ.
В качестве предмета рассмотрения дипломного
проекта выступает образователь
В качестве практического примера для исследования был выбран один их элементов системы образования – высшее профессиональное образование. На настоящем этапе глобализации актуализировался ряд проблем, касающихся роли, характера и функций образования в разных странах и в мире в целом. В частности, остро встал вопрос о конкурентоспособности и «конвертируемости» национальных систем образования; происходят изменения структуры образовательных учреждений, результатом чего является конвергенция традиционных и дистанционных форм образования; идет поиск наиболее эффективных способов управления развитием образования; наконец, усиливаются тенденции формирования региональных систем образования. Указанные проблемы занимают ведущее место в полемике о путях изменения системы образования в условиях глобализации. Именно в системе высшего образования наиболее остро проявилась проблема необходимости сохранения национальной парадигмы образования и в то же время стремление к унификации европейских образовательных систем.
Цель работы – анализ связанных с выработкой государственной политики в сфере образования проблем и нахождение путей их решения. Для достижения поставленной цели в дипломной работе были определены следующие задачи:
Перечисленные задачи исследования определяют логику построения работы.
Начать исследование стоит с теоретико – методологического анализа формирования государственной политики как особого явления политической жизни любого государства, определения сущности и содержания данного явления.
Далее следует исследование механизма формирования государственной политики в сфере образования, обзор истории и предпосылок развития образовательной системы в России, анализ содержания государственной политики в обозначенной сфере на примере высшего образования в России.
Наконец, анализируется механизм управления сферой образования. Одним из факторов современного механизма управления выступает административная реформа, поэтому в работе исследуется влияние данного фактора на образовательную систему. В конце работы предлагаются основные пути повышения эффективности управления в сфере образования Российской Федерации в соответствии с выявленными в исследовании проблемами в данной сфере.
Теоретическую базу проведенного в работе анализа составляют концепции постиндустриального, информационного общества, концепции менеджмента в сфере образования и маркетинга образовательных услуг.
В работе использован целый ряд отечественных и зарубежных исследований (публикаций, учебных пособий и т.д.). В части теоретического описания процесса формирования государственной политики следует выделить труды Соловьева А.И. «Политология: политическая теория, политические технологии» (М., 2003), «Принятие государственных решений», Лобанова В.В. «Государственное управление и общественная политика» (М., 2004).
В числе зарубежных авторов необходимо
отметить работы Э. Тоффлера «Прогонозы
и предпосылки» (Нью-Йорк, 1993), Д.Белла
«Социальная структура
Поскольку административная реформа и современная система образования являются новыми реалиями российской жизни, находятся в процессе реализации и подвергаются активному обсуждению в экспертном сообществе и в государственных структурах, то системных исследований по данной проблеме пока не проводилось, и в этом смысле предлагаемая дипломная работа является одной из первых попыток систематизировать и дать анализ изменениям, происходящим на современном этапе в сфере образования в целом. Для этого использовались публикации в таких периодических изданиях как журнал «Власть», «Эксперт», «Вопросы образования», «Вестник образования», «Полис», «Вестник МГУ», «Социс» и другие. Среди авторов публикаций по вопросам административной реформы следует отметить Комаровского В.С.1 , Шарова А.В.2, во вопросам образования – Кузьминова Я.И.3, Смолина О.Н.4, Калину И.И.5, Вербицкую Л.А.6 и др.
Важную роль при написании дипломной работы играли законодательные и нормативные правовые акты, затрагивающие различные аспекты деятельности в области образования и государственного управления. Среди них нужно особо отметить ФЗ «О системе государственной службы Российской федерации», ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ФЗ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении): постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 № 264. В числе нормативно-правовых актов часто использовались приказы Министерства образования Росийской Федерации.
ГЛАВА I. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
1. Понятие государственной политики
Прежде чем дать непосредственно
определение государственной
Как и все остальные устойчивые формы практической жизни человека, политика явилась ответом на изменившиеся обстоятельства и условия жизнедеятельности. Эти изменения состояли в том, что по мере развития общества прежние механизмы его самоорганизации (обычаи, традиции, религия и др.) перестали выполнять функцию урегулирования различных интересов и целей и удовлетворения потребностей людей. Основными причинами этого явились усложнение общества, нарастание дифференциации населения и, как результат, появление непримиримых групповых конфликтов, что ставило под угрозу само существование общества. Политика и возникла в связи с необходимостью регулирования общезначимых групповых интересов, разрешение которых требовало привлечения государства как общественного института, обладающего монополией на легальное применение силы. Таким образом, политика – это стихийное сочетание целенаправленных действий групп по поводу завоевания, удержания и распределения государственной власти с целью реализации своих общественно значимых интересов7.
Государство представляет собой институт, который возник в связи с необходимостью организации совместной жизни граждан на определенной территории. В деятельности государства присутствуют общесоциальные мотивы (интеграция и организация общества в целом) и групповые мотивы (связаны с интересами государственной бюрократии, политических элит и социально доминирующих групп общества, которые обладают реальными привилегиями в использовании его ресурсов).
Таким образом, государственную политику можно определить как целенаправленную деятельность по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер, выражающая доминирующие приоритеты и ценности применения власти. Государственная политика является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.
Исходя из определения, можно выделить ряд характеристик, присущих государственной политике. Государственная политика – это:
2. Механизм формирования государственной политики и ее реализация
Формирование государственной
политики связано с прохождением
определенных этапов. Хотя на практике
эти этапы постоянно