Политический режим и стиль государственного управления, методы и формы их взаимодействия на примере современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 03:48, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема носит актуальный характер, так как политический режим и стиль государственного управления – характеристика не только государства, но и политической системы общества, а именно отношений между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, методы и формы взаимодействия с населением. Политический режим и стиль государственного управления – это способ функционирования политической системы общества. Таким образом, значение политического режима и стиля государственного управления в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико.

Содержание

Введение……………..………………………………………..………………..………….. 3
1 Политический режим и стиль государственного управления как
часть политической системы общества…………………………………….………….. 5
1.1 Политический режим как элемент формы государства …………......................... 5
1.2 Классификация политического режима………………….………………………... 7
1.3 Стиль государственного управления как форма взаимоотношений
власти и граждан ………………………………………………………...……………. 17
2 Методы и формы взаимодействия политических режимов и стилей
государственного управления……………..……………………….….…………….… 22
2.1 Политический режим и стиль государственного управления, методы
и формы их взаимодействия на примере современной России………………….…. 25
3 Перспективы Развития демократии в Российской Федерации………..………….... 30
Заключение………………………………………………………………………….…… 35
Список литературы………………………………………………………………….…… 37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………..………………………………………..………………..………….. 3

1 Политический режим и стиль  государственного управления как

   часть политической системы общества…………………………………….………….. 5

1.1 Политический режим  как элемент формы государства …………......................... 5

1.2 Классификация политического режима………………….………………………...  7

1.3 Стиль государственного  управления как форма взаимоотношений

 власти и граждан  ………………………………………………………...……………. 17

2 Методы и формы взаимодействия  политических режимов и стилей

   государственного управления……………..……………………….….…………….… 22

  2.1 Политический режим и стиль  государственного управления, методы 

   и формы их взаимодействия  на примере современной России………………….…. 25

3 Перспективы Развития демократии в Российской Федерации………..…………....   30

     Заключение………………………………………………………………………….……  35

     Список литературы………………………………………………………………….……  37

     Приложение  А Виды политических режимов………………………………………….  39

     Приложение  Б  результаты исследования Института социологии РАН

     «О чем мечтают россияне» …………………………………………………………….. . 40

 

   

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Выбранная тема носит актуальный характер, так как политический режим и стиль государственного управления – характеристика не только государства, но и политической системы общества, а именно отношений между людьми по поводу государственной власти и  отношения людей с государственной властью, методы и формы взаимодействия с населением. Политический режим и стиль государственного управления – это способ функционирования политической системы общества.

 Таким образом, значение политического  режима и стиля государственного управления в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима или стиля государственного управления обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что два этих понятия связаны не только с формой организации власти, но и с ее содержанием и функциями.

Цель работы заключается в рассмотрении методов и форм взаимодействия политического режима и стиля государственного управления. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

Задачи:

  1. Исследовать сущность понятий «политический режим» и «стиль государственного управления». Рассмотреть структуру и особенности этих понятий.
  2. Выявить формы и методы взаимодействия политического режима и стиля государственного управления.

3. Рассмотреть политический режим и стиль государственного управления    на примере РФ (Российской Федерации).

Объектом данной работы будут являться политический режим и стиль государственного управления.

Предметом данной работы являются методы и формы взаимодействия политического режима и стиля государственного управления.

Для написания данной курсовой работы использовались следующие методы:

- анализ литературы;

- анализ нормативно-правовых документов;

- сравнение;

- исторический метод;

- классификация;

- теоретический анализ и синтез.

При написании данной работы были использованы пособия по системе государственного управления (Глазунова Н.И. «Система государственного управления»), так же пособия по политологии (в том числе монография Цыганкова П.А. «Современные политические режимы: структура, типология, динамика»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политический режим и стиль государственного управления как характеристика политической системы общества

 

Понятие «политическая система общества», которое ввел в научный оборот в середине XX в. известный американский политолог Дэвид Истон1, позволяет вычленить политические отношения из всей совокупности общественных отношений как самостоятельную подсистему общества. В качестве таковой политическая система взаимодействует с другими подсистемами общества – экономической, социальной и культурно-духовной. Эти подсистемы наряду с внутренней природной и внешней муждународной средой образуют «окружающую среду» политической системы общества.

Понятие «политический режим» и «стиль государственного управления» служат для отражения состояния политической системы, характерного для того или иного периода в историческом развитии данного общества.

 

1.1 Политический режим как элемент формы государства

 

Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. Так в рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Например, Афинское и Римское государство в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга. В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах и Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной и богатой верхушки рабовладельцев.

Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 1970-х гг. Учение о различии государств или государственных формах является столь же шатким и не установленным, как и определение понятия государства. В литературе отсутствует единый подход к пониманию политического режима.  Различные науки и авторы трактуют это понятие по-разному.

По определению Юридического словаря политическим режимом «называют понятие, обозначающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политической власти».

Чепурнова М.Н. понимает под политическим режимом способ функционирования политической системы, характерные способы и методы осуществления власти. 2

В своём учебники «Теория Государства и права» Перевалов В.Д. считает, что политический режим представляет собой совокупность методов осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирование всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. 3

  По мнению Глазуновой Н.И. политический режим представляет собой форму государствоосуществления, которая определяет баланс разделения власти, политики, государственной  службы, реальное участие каждого из субъектов этого процесса отношений, как самостоятельную прерогативу и, как зависимость от других субъектов; это характеристика способов, методов, средств осуществления государственной власти, ее реального распределения и взаимодействия с населением, различными институтами гражданского общества. 4

Из совокупности всех этих понятий мы будем понимать под политическим режимом следующее:

Политический режим представляет собой совокупность наиболее типичных методов, приёмов и способов организации осуществления политической власти, как со стороны государства, так и со стороны политический партий и движений, ее взаимодействие с населением и с различными общественными институтами. Всякие изменения, происходящие в сущности государства, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Можно сказать, что это политический климат в стране, показатель того, как живется гражданину в его государстве.

 

1.2 Классификация политических режимов

 

На сегодняшний день насчитывается около 140 политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов, можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от политических режимов других государств. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на демократические, недемократические и либеральные политические режимы. В свою очередь, и те и другие подразделяются на различные виды и разновидности по большей или меньшей степени демократизма (Приложение А).

Режим указывает на социальную природу власти: какие группы господствующего класса находятся у власти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.

 

 

 

 

  • Рассмотрим основные виды политических режимов:
  • Демократический режим
  • Демократия как строй зародился в Древней Греции, его особенности государственный деятель Афин Перикл охарактеризовал так: «Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для  всех».
  • Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

    Демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) – народовластие, означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти. 1

    Демократия характеризуется следующими чертами:

    - Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.

    - Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества – «гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти – только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами».

    - Разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Исполнительная высшая власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

    - Право народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

    - Политический плюрализм. Возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его.

    - Высокая степень реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан. 6

    С одной стороны, демократия – это тип государства и политической системы (в этом она однопорядковая с такими понятиями, как «авторитаризм» и «тоталитаризм»), а в более широком смысле – любая форма государственного устройства, основанная на принципах равноправия её членов, периодичной выборности органов управления и принятии решений по большинству. С другой стороны – это также определённое мировоззрение, идеал, основанный на ценностях свободы, равенства, уважения прав человека и меньшинств, народного суверенитета. К этому понятию тесно примыкают и базирующиеся на этих ценностях социальные движения с широким диапазоном: либеральные, социальные, христианские демократы, новые альтернативные движения и т.д.

    В современном демократическом государстве выделяют две формы демократии, а именно прямую и представительную демократию.

    Прямая демократия – система, когда управлением реально воздействуют на избрание управителей и политический курс правительства.

    Прямая демократия – непосредственная, т.к. власть осуществляется народом через формы непосредственного волеизъявления без политических посредников.

    По Конституции РФ: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».7

    Субъектами прямой демократии выступают: многонациональный народ России в целом, население субъектов РФ и их административно-территориальных единиц (городских, сельских поселений), трудовые коллективы, группы граждан по месту жительства, граждане.

    Можно выделить характерные черты прямой демократии:

     - участие граждан в осуществлении народовластия;

     - право на участие в волеизъявлении имеют определенные субъекты на основе гражданства, проживания на определенной территории, членства в трудовом коллективе или иных объединениях граждан;

     - прямое волеизъявление не опосредуется какими-либо органами, оно оформляется актами прямой демократии.

    К положительным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительной) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.д.8

    Информация о работе Политический режим и стиль государственного управления, методы и формы их взаимодействия на примере современной России