Понятие государственной службы и ее становление в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассмотрения становления государственной службы в современной России обусловлена широким спектром проблем, возникающих на современном этапе формирования и преобразования системы государственной службы. Прежде всего, эти проблемы связаны с постоянными изменениями и корректировками Федерального закона о государственной службе и вносимыми в него поправками. Цель данной работы раскрыть понятие «государственная служба», рассмотреть этапы становления государственной службы в России, действующее законодательство о государственной службе в Российской Федерации, на основании чего сделать выводы о перспективах развития законодательства Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
3
Основная часть…………………………………………………………….7
5
Глава 1. Понятие государственной гражданской службы …………….7

5
Глава 2. Историко-правовой анализ возникновения и развития государственной службы в России ……………………………….….... 13

Глава 3. Общая характеристика современного законодательства, регулирующего государственную службу в Российской Федерации . 22




1
Глава 4. Проблемные вопросы реформирования государственной службы при реализации федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации»………………….. 32

Заключение……………………………………………………………… 38

Список использованных источников и литературы…………………. 41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Microsoft Office Word.docx

— 72.81 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление 

 

 

Введение……………………………………………………………………3

3

Основная часть…………………………………………………………….7

5

Глава 1.  Понятие государственной гражданской службы …………….7

 

5

Глава 2. Историко-правовой анализ возникновения и развития государственной службы в России ……………………………….….... 13

 

Глава 3. Общая характеристика современного законодательства, регулирующего  государственную службу в Российской Федерации . 22

 

 

 

 

1

Глава 4. Проблемные вопросы  реформирования государственной службы при реализации федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации»………………….. 32

 

Заключение……………………………………………………………… 38

 

Список  использованных источников и литературы…………………. 41

 

 

 

 

2

 

3

 

3


 

Введение

 

 

Формирование  новой российской государственности  сопровождается возрастающим значением  государственной службы. Глубокие политические преобразования, осуществляемые в России, обусловили качественные изменения  важнейших конституционно-правовых институтов, к числу которых относится  и государственная служба.

В ходе реформ в Российской Федерации формируется  новая гражданская государственная  служба, с тем, чтобы государство  могло эффективно осуществлять свою политику через квалифицированный  аппарат служащих.

В современной России проблема модернизации государственного управления становится одной из приоритетных, учитывая ту большую роль, которую здесь всегда играло государство в обществе, а  также особый характер российской бюрократии. Именно поэтому реформу государственной  службы следует рассматривать важнейшим  ресурсом модернизации системы государственного управления. Ключевым же направлением реформирования данной сферы и одновременно необходимым средством, позволяющим  закрепить эффективные организационно – правовые формы и управленческие механизмы, является создание адекватного  законодательства.

Актуальность  рассмотрения становления государственной  службы в современной России обусловлена  широким спектром проблем, возникающих  на современном этапе формирования и преобразования системы государственной  службы. Прежде всего, эти проблемы связаны с постоянными изменениями  и корректировками Федерального закона о государственной службе и вносимыми в него поправками. А происходит все это потому, что  в Российской Федерации совершился резкий скачок и прежняя машина советского партийно-государственного управления, административно-командной системы  была разрушена, а институты нового демократического государственного управления и местного самоуправления, институты  гражданского общества, социального  и правового государства, механизмы  их функционирования и взаимодействия ещё только создаются.

И сегодня  в Российской Федерации речь идет о государственной службе как  о качественно новом общественном явлении. Необходимо сформировать государственную  службу, соответствующую, с одной  стороны, требованиям демократического, правового федерального, социального  и светского государства с  республиканской формой правления, а с другой – условиям и факторам свободного гражданского общества с  рыночной экономикой, разнообразием  социальных слоев и групп, плюралистической духовностью, надежной защищенностью  прав и свобод человека.

В России с ее огромными территориями, самыми протяженными в мире границами и самым сложным в мире составом населения на государственных служащих лежит историческая миссия не только обеспечения стабильности и гражданского мира, но и приумножения национального богатства. И государственный аппарат, состоящий из профессионалов-управленцев, призван обеспечить эффективность всего государственного, закрепленного в институтах и изменяемого посредством их. Для этого он должен быть един, целостен, субординирован по вертикали и координирован в своих действиях. Поэтому необходимо изучать существующие проблемы, анализировать все преимущества и недостатки современной государственной службы начиная с момента становления системы государственной службы.

Развитие  государственной службы Российской империи и ее законодательного регулирования в дореволюционной России неоднократно становились предметом научного исследования правоведов государственной (юридической) школы: И.Е. Андреевского, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова, А.В. Романовича-Славатинского, А.И. Елистратова и других.

Революция 1917 года сделала ненужным правовое изучение государственной службы. Проблемы государственной службы не вписывались в коммунистическую идеологию, а почти тотальная национализация постепенно превратила большую часть населения в государственных служащих, чья деятельность, по мнению одного из административистов 20-х гг. А. Колесникова, вполне могла регламентироваться «правилами Кодекса законов о труде». И не было «решительно никаких оснований для того, чтобы создавать особые правила о советской службе» [16]. При этом наследие царской России однозначно расценивалось как отрицательное и бесполезное, поэтому вопрос о государственной службе долгое время не поднимался в советской правовой науке. Лишь в конце 40-х - начале 50-х годов в советской науке административного права появляются первые работы С.С. Студеникина, Ц.Я. Ямпольской, посвященные проблемам государственной службы [24, 27].

В России многие теоретико-правовые вопросы  государственной службы, проблемы правового  регулирования и организации  государственной службы, административно-правовые проблемы государственной службы освещаются в диссертационных исследованиях  известных ученых-правоведов Ю.Н. Старилова, А.А. Гришковца, Н.М. Казанцева, Д.Н. Овсянко. Заслуживают внимания диссертационные исследования российских ученых И.В. Кулешова и Е.Е. Столяровой, Н.В. Новоселовой, труды которые посвящены историко-правовому анализу законодательства Российской Империи второй половины XIX – начала ХХ вв. о гражданской государственной службе, изучению обязанностей, прав государственного служащего и исследованию службы в таможенных органах.

Определенный  вклад в изучение истории отечественного опыта организации советской  и российской госслужбы и современного состояния госслужбы внесли российские ученые – историки В.И. Куликов, В.П. Мельников, В.Г. Нечипоренко и др.

Объектом данного исследования является система государственной службы России.

Предметом исследования выступает процесс становления российской государственной службы.

Цель  данной работы раскрыть понятие «государственная служба», рассмотреть этапы становления  государственной службы в России, действующее законодательство о  государственной службе в Российской Федерации, на основании чего сделать  выводы о перспективах развития законодательства Российской Федерации.

Цель  исследования определила постановку следующих задач:

  • раскрыть понятие государственной гражданской службы;
  • выявить этапы исторического развития и становления государственной службы в России;
  • дать характеристику современного законодательства, регулирующего государственную службу в Российской Федерации;
  • рассмотреть проблемные вопросы реформирования государственной службы при реализации федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации».

Правовой основой исследования явились: Конституция Российской Федерации 1993 года; Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и обширного массива нормативных правовых актов различной юридической силы.

 

Основная  часть

Глава 1. Понятие государственной гражданской службы

 

 

Историческое  место государственной службы неразрывно связано с историческим местом государства  и права. Служба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.

Государственная служба сложилась в период действия буржуазных конституций. Однако нельзя сказать, что до принятия писаных  конституций в буржуазных государствах государственной службы не существовало (напомним, что в соответствии с  принятой в буржуазных государствах доктриной правового государства, конституционность является первым признаком правового государства). Кем, например, были матросы Одиссея, главы одного из греческих государств в античности? Ответ очевиден, они были государственными служащими. Принципы их службы были, отличающимися от настоящих, однако, они выполняли функции государства по захвату чужих территорий и приобретению оттуда богатств, они являлись деятелями публичного сектора, властного сектора общественной жизни и называться частными наемниками, трудящимися (со специальностью подавления) не могли. Иначе мы не понимали бы сущностную разницу между частным и публичным секторами государственной и общественной жизни.

Основываясь на научных исследованиях  и достижениях ученых, занимавшихся исследованием вопроса происхождения  государства, общих принципов управления и организации общества, в первую очередь Л. Моргана, Ф. Энгельса, А. Монгайта о первобытном обществе, и научно не оспоренных пока никем, можно нарисовать следующую картину происхождения государства и государственной службы.

Государственная служба – это деятельность личного  состава государственных органов  с властными полномочиями по реализации функций государства

Под государственной  службой может пониматься любая  работа, выполняемая в государственных  органах и отличающаяся по содержанию и по форме от труда рабочих. Такой  подход к государственной службе основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальных ценностей, товаров (рабочие) и осуществление функций  по руководству, управлению, контролю, надзору, учету (служащие). В последнем случае люди либо создают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов.

А.Ф. Ноздрачев определяет государственную службу как «установленный государством, нормативно выраженный и легитимный, признаваемый гражданами юридический институт практического осуществления государственной власти и повседневного применения законодательства в масштабе всего общества и реального времени».

Исходя  из положений статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе  государственной службы Российской Федерации", государственная служба в России подразделяется на:

- государственную  гражданскую службу (федеральную  и субъекта Российской Федерации);

- военную  службу (только федеральная);

- правоохранительную  службу (только федеральная).

Гражданская служба – вид государственной  службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан  Российской Федерации (далее – граждане) на должностях государственной гражданской  службы (далее – должности гражданской  службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных  органов, государственных органов  субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности  Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов  Российской Федерации.

Военная служба – вид федеральной государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на воинских должностях в Вооруженных  Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях  и органах, осуществляющих функции  по обеспечению обороны и безопасности государства.

Правоохранительная  служба – вид федеральной государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах  и учреждениях, осуществляющих функции  по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы Российской Федерации обеспечивается на основе единства системы государственной  службы Российской Федерации и принципов  ее построения и функционирования, а также посредством:

– соотносимости основных условий, размера оплаты труда и основных государственных социальных гарантий;

– установления ограничений и обязательств при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;

– учета стажа иной государственной службы Российской Федерации при исчислении стажа гражданской службы;

– соотносимости основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

Таким образом, в определении государственной  службы можно выделить следующие  аспекты:

– государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность, являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий;

– в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;

– эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;

– такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему;

– обязательным требованием для государственного служащего является гражданство Российской Федерации.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе  государственной службы Российской Федерации" дает более развернутое определение. Согласно этому определению государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

1) Российской  Федерации;

2) федеральных  органов государственной власти, иных федеральных государственных  органов;

Информация о работе Понятие государственной службы и ее становление в современной России