Понятие и виды государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 11:29, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового состава. Следовательно, вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений. В соответствии с принципом федерализма государственная служба в Российской Федерации разграничивается на федеральную и государственную службу в субъектах Российской Федерации. В субъектах, таким образом, ДОЛЖНЫ в соответствии с общими принципами построения государственной службы выработать самостоятельные подходы к определению региональной государственной службы. Поэтому, также актуально изучение становления, комплектования, организации государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение

§ 1. Понятие государственной службы
§ 2. Принципы государственной службы
§ 3. Виды государственной службы
§ 4. Система правовых актов о государственной службе
§ 5. Понятие и виды государственных служащих
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гос.служба - особенности советского законодательства о госслужбе.docx

— 39.67 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

§ 1. Понятие государственной  службы

§ 2. Принципы государственной  службы

§ 3. Виды государственной  службы

§ 4. Система правовых актов  о государственной службе

§ 5. Понятие и виды государственных  служащих

Список использованной литературы

Введение

 

государственная служба должность

 

Развитию законодательства о государственной службе уделяется  в настоящее время особое внимание, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено, прежде всего, теми изменениями, которые произошли  и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально  изменилась структура, функции органов  государственной власти и на федеральном  и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению  роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности  функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных  служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом. Задача законодателей, ученых, специалистов усложнена тем, что  в советский период специального законодательства о государственной  службе не было, а правовое положение  работников государственного аппарата не отличалось от правового положения  служащих других государственных и  общественных учреждений, предприятий  и организаций. Статус всех служащих определялся единообразно в трудовом законодательстве. Однако, как уже  выше излагалось, изменение ситуации привело к выделению службы в  органах государственной власти и управлений - как особого рода государственной деятельность.

 

Актуальность данной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что  именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят  от кадрового состава. Следовательно, вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма  приобретают одно из первостепенных значений. В соответствии с принципом  федерализма государственная служба в Российской Федерации разграничивается на федеральную и государственную службу в субъектах Российской Федерации. В субъектах, таким образом, ДОЛЖНЫ в соответствии с общими принципами построения государственной службы выработать самостоятельные подходы к определению региональной государственной службы. Поэтому, также актуально изучение становления, комплектования, организации государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации.

 

Государственная служба, как  юридический институт рассматривается  в такой отрасли права, как  административное право. Во всех учебниках  Советского периода государственной  службе отводилась определенная глава  или раздел. В новых учебных  пособиях государственной службе также  уделяется внимание, излагаются новые  подходы и принципы построения.

 

Государственная служба освещалась рядом ученых и в монархической  литературе советского периода. Это  такие авторы как Манохин В.М., Воробьев В.А., Бахрах Д.Н. и ряд других. Новым толчком к изучению государственной  службы стала начавшаяся в стране с 1985 года “перестройка”, когда постепенно встал вопрос о необходимости  принятия Союзного Закона “О государственной  службе”. Появляется ряд научных  статей, посвященный этой теме, идет активное обсуждение концепции нового закона и активное изучение государственной  службы как таковой. Этот интерес  сохраняется и сейчас. Еще до принятия Федерального Закона в ряде субъектов  Российской Федерации принимаются  собственные законодательные акты, регулирующие эту сферу. Это, например, Законы о государственной службе республики Саха (Якутия), принятый 26.03.93 г., республик Башкортостан, принятый 13.10.94 г., Марий Эл, принятый 23.02.95 г. и  ряд других. Наконец 05 июля 1995 года Государственной  Думой был принят Федеральный  Закон “Об основах государственной  службы в Российской Федерации”, устанавливающий  в соответствии с Конституцией Российской Федерации общие начала построения государственной службы в субъектах  российской Федерации. После его  принятия и подписания Президентом  ускорился процесс принятия подобных законов и в регионах. Были сразу  же приняты соответствующие законы в ряде краев и областей, таких  как Свердловской области, Красноярского  края и других. В феврале 1996 года соответствующий Закон был принят и в Тюменской области. А в  мае 2003 года принят Федеральный Закон  «О системе государственной службы Российской Федерации».

 

Таким образом, еще в советский  период изучалась проблематика государственной  службы, хотя законодательная база этого института практически  отсутствовала. Сейчас же идет активный процесс формирования этой базы, формируются  и внедряются новые подходы к  различным аспектам государственной  службы.

 

 

§ 1. Понятие государственной  службы

 

 

В законодательстве и специальной  литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое понятие  государственной службы. В специальной  литературе чаще всего оно определяется на основе действующих правовых актов, исходя из признания того, что государственная  служба есть:

 

а) разновидность труда  работников государственных организаций, являющихся государственными служащими (см. § 2);

 

б) неотъемлемое свойство государства.

 

Государственная служба понимается в широком и узком смысле. Государственная  служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих  обязанностей (работы) в государственных  организациях: в органах государственной  власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле -- это выполнение служащими своих  обязанностей в государственных  органах.

 

Государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено  необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления  деятельности государственных организаций.

 

Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок  прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности  служащих, основания прекращения  и другие вопросы государственной  службы, образуют правовой институт государственной  службы. В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового  и других отраслей права. Административно-правовые нормы, регламентирующие вопросы государственной  службы, составляют часть этого института  и самостоятельный институт административного  права.

 

Административное право  обслуживает, прежде всего, государственное  управление. Оно определяет административно-правовой статус главным образом государственных  служащих системы государственного управления.

 

Специфическая концепция  государственной службы положена основу Закона Российской Федерации от 27 мая 2003 года «О системе государственной  службы Российской Федерации» (далее  Закон Российской Федерации о  государственной службе). В трактовке  этого Закона она под государственной  службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. При этом к государственной службе относится исполнение должностных  обязанностей лицами, замещающими государственные  должности лишь определенных категорий, обозначенных в самом законе. То есть, не все лица, занимающие должности  в государственных органах, исполняют  обязанности, относящиеся к государственной  службе. Под этим углом зрения должности  в государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные  должности. разновидностью государственных  являются государственные должности  государственной службы.

 

Государственные должности  делятся на три категории: «А», «Б», «В».

 

К категории «А» относятся  государственные должности, устанавливаемые  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов  Российской Федерации для непосредственного  исполнения полномочий государственных  органов Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, министры и др.).

 

К категории «Б» относятся  государственные должности, учреждаемые  в соответствии с законодательством  Российской Федерации для посредственного  обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные  должности вышеуказанной категории.

 

К категории «В» относятся  должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения  их полномочий.

 

Должности категорий «Б»  и «В» образуют государственные  должности государственной службы, с понятием которой и связывается  служебная деятельность лиц, замещающих такие должности. Государственные  должности категории «А» не признаются государственными должностями государственной  службы, следовательно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственной службы.

 

Уяснение данного обстоятельства имеет принципиальное значение, ибо  оно указывает на то, что действие закона об основах государственной  службы не распространяется на лиц, занимающих должности категории «А» и  они, с точки зрения этого закона, не являются государственными служащими. Одним из подтверждений этого  может служить, то, что депутаты Государственной  Думы занимают должности категории  «А», но они не могут находиться на государственной службе (п. 3 ст. 97 Конституции  Российской Федерации) и, следовательно  не являются государственными служащими.

 

Представляется, что такое  решение вопроса с депутатами следует отнести к особому  случаю. Что касается других лиц, занимающих должности категории «А», то они  являются государственными служащими, и их статус должен быть урегулирован с учетом особенностей их должностного положения.

 

Перечень государственных  должностей и государственных должностей государственной службы дается соответственно в Реестре государственных должностей Российской федерации и, являющимся его. частью, Реестре государственных  должностей государственной службы Российской Федерации. К последнему прилагаются перечень специализаций  государственных должностей государственной  службы и квалификационные требования к лицам, их замещающим.

 

К негосударственным относятся  должности, включаемые в штатные  расписания государственных органов  в целях технического обеспечения  их деятельности.

 

В Законе о системе государственной  службы имеется неопределенность относительно того, в каких органах учреждаются  государственные службы. В нем  сказано -- «в федеральных органах  государственной власти, органах  государственной власти субъектов  Российской Федерации, а также в  иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации». Во-первых, не все государственные  органы являются органами исполнительной власти; во-вторых, необходимо уточнить, какие государственные органы подразумеваются  под «иными». Несомненно, что ими  являются территориальные органы, создаваемые  федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих  полномочий (п. 1 ст. 78 Конституции РФ). Кроме того, Конституцией Российской Федерации обозначена Администрация  Президента Российской Федерации. При  всех различиях во взглядах на ее организационно-правовую природу, здесь учреждаются государственные  должности, не входящие в категорию  «А». Хотя Конституция Российской Федерации  в прямой форме не предусматривает  образование Центральной избирательной  комиссии Российской федерации, в ее структуре также имеются государственные  должности.

 

Закон Российской Федерации  об основах государственной службы умалчивает об «иных государственных  органах» субъектов Российской Федерации, имеющих законные основания для  образования их и учреждения в  них государственных должностей.

 

Таким образом по букве  и смыслу Закона об основах государственной  службы государственную службу осуществляет юридически ограниченный круг лиц: только те лица, которые замещают государственные  должности государственной службы.

 

За этот круг выведены лица, реально концентрирующие в своих  руках власть, определенную компетенцией соответствующих органе («элита власти»), и лица, выполняющие вспомогательно-технические  функции. Это означает также, что  деятельность служащих в соответствии с занимаемыми должностями на государственных предприятиях, государственных  учреждениях и организациях данный закон не рассматривает как государственную  службу (см. подробнее § 2)

 

Однако Закон о системе  государственной службы не является актом, содержащим универсальную трактовку  понятия государственной службы исключающим иные аспекты раскрытия  этого понятия. Например, Законом  Российской Федерации от 11 февраля 1993 года «О воинской обязанности и  военной службе» военная служба определяется «как особый вид государственной  службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах  внешней разведки федеральных органах  государственной безопасности». Для  такого понимания государственной  службы имеются объективные предпосылки, заключающиеся прежде всего в  целях, характере задач и статусе  военнослужащих, призванных их выполнять.

Информация о работе Понятие и виды государственных служащих