Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 21:17, курсовая работа
Современное нормативное понятие гражданства. Основания приобретения и прекращения гражданства. Государственные органы по делам о гражданстве.
Понятие и принципы гражданства. Законодательство о гражданстве РФ.
Согласно самым распространенным в советской литературе определениям гражданство рассматривалось как: 1) правовая связь физического лица и социалистического государства; 2) политико-правовая связь личности и социалистического общества; 3) принадлежность лица к социалистическому государству; 4) правоотношение между лицом и государством. Характеристику понятия гражданства в советской литературе впервые дал Г.В. Чичерин в докладе о союзном гражданстве на сессии ЦИК СССР. «Декларация прав человека и гражданина в 1789 году, - указывал он, - заменила понятие подданного, т.е. объекта навязываемой воли, чуждой ему, принудительной государственной власти понятием гражданина, т.е. участника в коллективном волеизъявлении народа, воплощаемого в виде государственной власти. Однако на почве экономического неравенства классов государство не могло осуществлять волеизъявление трудящихся масс. И Октябрьская революция впервые создала гражданина в смысле носителя частицы коллективного волеизъявления трудящихся масс, воплощаемого в советском государстве». Затем понятие гражданства исследовалось в ряде научных работ. Например, С.С. Кишкин, касаясь понятия гражданства, писал: «Очень трудно дать более или менее удовлетворительное, не только определение, но хотя бы даже описание понятия гражданства. Понятие это юридически представляется весьма трудно уловимым. В самом деле, что такое гражданство? Есть ли это известная совокупность прав и обязанностей, или это есть нечто в роде наиболее общей правоспособности, или, может быть, определенное юридическое отношение, или, наконец, особое состояние (статус)? Мне кажется, на все эти вопросы можно было бы ответить отрицательно. Гражданство, конечно, не есть определенная совокупность прав и обязанностей». Скорее, можно было бы пойти обратным путем и перечислить те, в буквальном смысле, единоличные права и обязанности, которые характеризуют граждан в отличие от иностранцев (защита со стороны государства за границей, обязанность участвовать в составе вооруженных сил государства). Но, очевидно, этими перечислениями вовсе не разрешается проблема гражданства. Гражданство так же не есть наиболее общая правоспособность – наибольший объем правоспособности и дееспособности. Как известно, гражданин может быть неправоспособным и недееспособным, а иностранец может быть и тем, и другим. Очевидно, проблема гражданства не имеет ничего общего с проблемой правоспособности и дееспособности. Дальше, сказать, что гражданство есть юридическое отношение, это еще равным счетом ничего не сказать. И в особенности неправильно предполагать, что отношение между иностранцем и государством всегда есть фактическое, а не юридическое. Наконец, если гражданство есть некоторое состояние (статус), то этот статус является во всяком случае весьма предварительным и формальным. Гражданство – это только формально – предварительный статус, который лишь в дальнейшем, в зависимости от целого рода условий и обязательств, заполняется уже конкретным содержанием. Можно лишь отметить, что этот статус действительно является лишь первоначальным статусом лица, который подлежит установлению в первую очередь, ибо он обосновывает порядок и границы определяемости данного лица соответствующими элементами правовой и политической системы страны». С.С. Кишкин отмечал терминологическую двойственность понятия гражданства, включающего как гражданство как формальную принадлежность к государству и гражданство как активное участие в политической и общественно – хозяйственной жизни страны. По его мнению, иностранец, проживающий на территории РСФСР для трудовых занятий и принадлежащий к рабочему классу, а ровно к непользующемуся чужим трудом крестьянству, является гораздо более гражданином, чем какой-нибудь самый прирожденный гражданин, лишенный избирательных прав по соответствующим пунктам ст. 69 Конституции РСФСР. Рассматривая гражданство с юридической точки зрения, как весьма общую и формальную категорию, С.С. Кишкин считал, что гражданство есть личная связь индивида с государством, обуславливающая возможность определяемости данного лица всеми элементами правовой и политической жизни страны. Он полагал, что проблема гражданства есть, по существу, не столько юридическая, сколько проблема политическая. В другой своей работе, под названием «Советское гражданство», Кишкин внес уточнения в данное им ранее определение гражданства, указав, что гражданство есть личная связь индивида с государством, обуславливающая возможность применения к данному лицу всех законов, определяющих правовое положение граждан данного государства.
А.М. Турубинер понимал под гражданством принадлежность какого – либо лица к определенному государству, влекущую за собой распространение на данное лицо всех законов, регулирующих положение граждан данного государства. С его точки зрения, в то время, как власть государства распространяется на иностранцев лишь тогда, когда они проживают на его территории, на граждан власть государства распространяется и тогда, когда они находятся за границей. Что касается граждан, находящихся за границей, то они пользуются дипломатической защитой своего государства.
Л. Дьяконов называл
гражданством принадлежность
И.П. Трайнин полагал, что в юридическом смысле гражданство означает принадлежность лица к тому или иному государству. Поэтому определяющим гражданство является тип государства, различный в социалистическом и капиталистическом обществе.
Так же, помимо вышеуказанных ученых, вопросами понятия гражданства в советский период занимались В.Н. Дурденевский, И.Д. Левин, Я.Н. Уманский, А.И. Денисов, Д.Л. Златопольский, Т.Б. Анисимова, А.И. Лепешкин, и другие.
Перейдем к рассмотрению
понятия гражданства в
Так, М.А. Шафир полагал, что «гражданство РФ представляет собой устойчивую правовую связь между физическим лицом и государством, основанную на их взаимном сотрудничестве и ответственности, не ограниченную во времени и пространстве, в силу которой человек обладает всей полнотой прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией и законами, исполняет обязанности, а также пользуется защитой и покровительством государства внутри страны и за ее пределами».
С.А. Авакьян считает упомянутое определение устоявшимся в теории конституционного права. По его мнению, характеризующая гражданство устойчивая связь лица и государство означает, что гражданство существует постоянно, оно не подвержено автоматическому воздействию различных внешних факторов, а предполагает обязательно шаги каждой из сторон – лица и государства – для его приобретения или изменения. Он характеризует гражданство как правовую связь, что означает регулирование вопросов гражданства законодательством Российской Федерации. Наличие российского гражданства С.А. Авакьян рассматривает в качестве предпосылки обладания человеком полным объемом прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ и текущем законодательстве, а так же исполнение всех обязанностей. Если человек является лицом без гражданства или иностранцем, к нему применяется правило «национального режима»,то есть он пользуется практически всеми правами и свободами, несет обязанности наравне с гражданами РФ. Но есть определенные возможности, которые существуют лишь только для российских граждан – право избирать, быть избранными, в других формах участвовать в управлении делами государства и общественными делами, право на государственную службу, обязанность службы в армии.
Г.В. Игнатенко отмечает три преимущества определения гражданства, данного в законе:
1) Отказ от словосочетания
«политико-правовая связь» и
2) Замена слова «постоянная»
словом «устойчивая» более
3) Новое определение более
ориентировано на закрепление
значения гражданства как
Современное нормативное
понятие гражданства
Федеральный закон
«О гражданстве Российской
Принципы гражданства Российской Федерации перечислены в статье 4 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ.
Принципы гражданства
Российской Федерации и правила,
регулирующие вопросы гражданства
Российской Федерации, не могут содержать
положений, ограничивающих права граждан
по признакам социальной, расовой, национальной,
языковой или религиозной
Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. В соответствии со ст. 6 Конституции гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. В соответствии с Конституцией граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниям; граждане РФ не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности. Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет на выдачу собственных граждан, запрет на привилегии и соответственно равенство всех граждан перед законом. Этот принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций разделении носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается политических прав. Только граждане РФ могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать Отечество и нести некоторые другие обязанности. (ст. 6, "Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный) (Бархатова Е.Ю.) ("Проспект", 2010)
Гражданство РФ является свободным и добровольным. В его основе лежит субъективное право лица на гражданство, выступающее в качестве предпосылки для свободной реализация каждым человеком своего естественного желания иметь гражданство и в силу этого пользоваться защитой со стороны государства, а также конституционными правами и свободами. В ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации закреплено: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Аналогичная формулировка содержится в ч. 4 ст. 4 Закона «О гражданстве Российской Федерации»
Также существует принцип недопустимости лишения гражданства.
Основания прекращения гражданства
Российской Федерации, за исключением
отмены решения о приеме в гражданство
(глава IV Закона «О гражданстве Российской
Федерации») [1.2.], предусматривают добровольное
волеизъявление гражданина. Нормы, касающиеся
прекращения гражданства
Далее необходимо выделить принцип недопустимости выдачи гражданина Российской Федерации другому государству. Развитие международных связей порождает проблему международной, транснациональной преступности, представляющую серьезную угрозу как для отдельных государств, так и для всего человечества. Лица, совершившие преступления в одной стране, скрываются на территории другой, часто меняя место проживания. В условиях необходимости объединения разных стран в борьбе с преступностью проблема выдачи преступников (экстрадиции) становится весьма актуальной. Конституции Российской Федерации во второй главе о правах и свободах человека и гражданина (ст. 62, 63), что служит важнейшей гарантией их соблюдения. Кроме того, экстрадиция должна соответствовать также и другим нормам Конституции РФ, посвященным процессуальным гарантиям: никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 54); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54).
В международном праве последнее существует в виде принципа двойной криминализации, заключающейся в том, что совершенное деяние должно считаться преступлением как в государстве, запрашивающем о выдаче, так и в запрашиваемом государстве [2.4.:С.98]. В Конституции Российской Федерации он зафиксирован в ч. 2 ст. 63 наряду с положением о невыдаче лиц, преследуемых за политические убеждения, что также соответствует международным нормам [2.9.:С.50].
Принцип допустимости двойного гражданства.
В ч. 1 ст. 62 Конституции Российской Федерации закреплено, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Признание двойного гражданства конституционной нормой всецело обусловлено распадом Советского Союза и большим числом оставшихся проживать в его бывших республиках российских этнических соотечественников [2.5.:С.105].
Согласно ст. 6 «Двойное гражданство»
Закона «О гражданстве Российской Федерации»,
гражданин Российской Федерации, имеющий
также иное гражданство, рассматривается
Российской Федерацией только как гражданин
Российской Федерации, за исключением
случаев, предусмотренных международным
договором Российской Федерации
или федеральным законом. Приобретение
гражданином Российской Федерации
иного гражданства не влечет за собой
прекращение гражданства
7. Принцип сокращения безгражданства.
Безгражданство — правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. В ст. 3 Закона о гражданстве Российской Федерации содержится следующее понятие лица без гражданства — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Безгражданство, как и многогражданство, как правило, порождается вследствие несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах.
Безгражданство может быть абсолютным и относительным: абсолютное — возникает с момента рождения; относительное — с момента утраты гражданства.
Ни в одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства, Россия не принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами. Так, в ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве России закреплено, что Российская Федерация поощряет приобретение ее гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
Лица без гражданства
(апатриды) не должны быть бесправными.
Их правовое положение определяется
внутренним законодательством государства,
в котором они проживают. Государства
обязаны обеспечить для лиц без
гражданства пользование
Информация о работе Понятие и принципы гражданства. Законодательство о гражданстве РФ