Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:10, курсовая работа
Актуальность курсовой работы. Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки.
Введение
Глава 1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России
1.1 Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
1.2 Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России
Глава 2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.1 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.2 Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Заключение
Список нормативных актов и литературы
Понятие и принципы
осуществления оперативно-
Оглавление
Введение
Глава 1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России
1.1 Понятия и основания
1.2 Нормативное регулирование
Глава 2. Принципы осуществления оперативно-
2.1 Конституционные принципы
2.2 Специальные принципы
Заключение
Список нормативных актов и литературы
Введение
Актуальность курсовой работы. Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Упорядочение общественных отношений
в сфере оперативно-розыскной
деятельности федеральным законом,
динамика изменений в системе
и структуре органов, осуществляющих
ОРД, поправки, вносимые в Федеральный
закон «Об оперативно-
Научная разработанность: разработкой рассматриваемых нами вопросов занимались Китрова Е.В., Кузьмин В.А., Доля Е.А., Григорьева Л.Г., Крапива И.И., Вайпан В.А.
Объект: исследуемые правоотношения,
возникающие в сфере
Предмет: исследуемая совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.
Цель курсовой работы: исследование оперативно - розыскной деятельности как вида деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов
Задачи курсовой работы:
Раскрыть понятия и основания
осуществления оперативно-
Охарактеризовать нормативное
регулирование оперативно-
Описать конституционные и специальные
принципы осуществления оперативно-
Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения курсовой работы
1. Оперативно-розыскная
2. Содержанием оперативно-
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
1.1 Понятия и основания
осуществления оперативно-
Согласно настоящему Федеральному
закону оперативно-розыскная
Становление оперативно-розыскной
деятельности корнями уходят в далеко
прошлое. Тогда же были созданы и
методы ее ведения. Законодательное
определение такой деятельности
появилось намного позже. В 1958 году
впервые в отечественном праве
был употреблен термин «оперативно-розыскные
меры». Применен он в ст. 29 Основ уголовного
судопроизводства СССР и союзных
республик и продублирован в
УПК всех республик. Более детально
ОРД прописана в постановлениях
ЦК КПСС и закрытых нормативных актах
советского правительства и
В истории современной России ОРД
получила не только правовую, но и социальную
и политическую оценку. Произошло
это 13 марта 1992 г., когда Верховный
Совет РСФСР принял Закон «Об
оперативно-розыскной
Подобная деятельность строго подконтрольна, направлена на защиту интересов государства и граждан, осуществляется в порядке и пределах, уставленных законом, специфическими средствами и методами, т.е. проводятся оперативно-розыскные мероприятия ОРД можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела, при проведении мероприятий не требуется соблюдения определенных формальностей как при следственной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность эффективна при пресечении деяний, направленных на подрыв основ конституционного строя и безопасности государства, разобщении организованных преступных группировок и т.д.
Тайные и замаскированные, тщательно продуманные действия преступников требуют применения соответствующих методов получения сведений о лицах и фактах, необходимых для выяснения обстоятельств преступления. Вот поэтому отличительной особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер. Это определяет конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, в том числе и технических.
В том случае, когда содержание,
цели оперативно-розыскных
Законодатель четко установил круг уполномоченных органов, которые могут выступать от имени государства при проведении. Их перечень определен ст. 13 данного Федерального закона и может быть изменен или дополнен только законом. В настоящее время оперативные подразделения, в обязанности которых входят ОРМ, существуют в:
- органах внутренних дел РФ,
- Федеральной службе
- федеральных органах государственной охраны РФ,
- Федеральной таможенной службе РФ,
- Службе внешней разведки РФ,
- Федеральной службе исполнения наказания РФ,
- Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков,
- внешней разведке Минобороны РФ.
Результаты ОРД, согласно ст. 89 УПК
РФ, могут быть использованы в качестве
основания для возбуждения
Информация, полученная с помощью
ОРД, является не доказательством, а
лишь сведениями об источниках тех
фактов, которые могут стать
Под основанием в русском языке понимается причина, достаточный повод, оправдывающий что-либо. Исходя из этого в теории ОРД основания проведения оперативно-розыскных мероприятий принято делить на два вида: фактические (собственно основания) и юридические (формальные основания или поводы). В качестве фактических оснований следует рассматривать наличие конкретной информации о каких-либо криминальных событиях, побуждающей к действию и требующей оперативно-розыскного воздействия. В свою очередь к юридическим (формальным) основаниям относятся документы, содержащие такую информацию.
Цель законодателя - систематизировать
все имеющиеся законные основания
для проведения ОРМ. Однако поставленная
цель не была достигнута, так как
отдельные основания для
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1. Наличие возбужденного
2. Ставшие известными органам,
осуществляющим оперативно-
1) признаках подготавливаемого,
совершаемого или совершенного
противоправного деяния, а также
о лицах, его подготавливающих,
совершающих или совершивших,
если нет достаточных данных
для решения вопроса о
2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
Запросы других органов, осуществляющих
оперативно-розыскную
Постановление о применении мер
безопасности в отношении защищаемых
лиц, осуществляемых уполномоченными
на то государственными органами в
порядке, предусмотренном
Запросы международных
Кратко охарактеризуем каждое из них.
Возбужденное уголовное дело (п.
1 ч. 1), является достаточно распространенным
юридическим (формальным) основанием проведения
оперативно-розыскных
Наличие возбужденного уголовного дела в качестве юридического основания проведения ОРМ следует рассматривать применительно к трем типичным ситуациям:
1) в случае нахождения такого дела в производстве органов дознания;
2) в случае неустановления совершившего преступление лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя;
3) в случае установления
В качестве второго основания для проведения ОРМ предусматривает получение органами, осуществляющими ОРД, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Речь в данном случае идет о фактических основаниях проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Под ставшими известными следует понимать
сведения, поступившие в
Информация о работе Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности