Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:42, реферат
В истории каждого государства можно выделить определенные периоды (этапы), возникающие и прекращающиеся в каждом из них в разное время и имеющие специфические особенности. Тем не менее, существует возможность выявить какие-то общие особенности, характерные для всех государств данного периода. Нельзя сказать, что каждое государство было когда-то, например, рабовладельческим, поскольку возникновение и смена этапов происходит в связи с целым комплексом причин, которые для каждого государства своеобразны и связаны с историческими событиями, традициями, расположением на планете и т.д.
В истории
каждого государства можно
Еще Аристотель и Полибей пытались
найти общее в развитии разных
государств, определить критерии их классификации,
причины смены типов
Типология
представляет собой один из важнейших
методов познания исторического
развития государства и права. Развитие
же государства и права –
В теории государства и права существует несколько подходов к типологии государства, среди которых основное место занимают цивилизационный и марксистко-ленинский (формационный).
Понятие типа государства многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств.
Наиболее
универсальным научным
Формационный подход, потерявший во многом свою актуальность, в современной науке еще не достаточно изучен и должен получить свое развитие в будущем. Данный подход универсальным не является, поскольку неприменим для ряда стран, в частности Востока и Африки.
Наиболее верный путь - это интеграция формационного и цивилизационного подходов и создание новой комплексной теории, универсальной по своим критериям для всех государств мира в поступательном историческом движении.
Государства
современного мира следует разделять
на типы посредством определения
господствующего в них
Кроме основных
теорий типологии государств существуют
также и другие, так называемые,
нетрадиционные теории типологии государств.
Традиционными же теориями являются
классовый (формационный) и цивилизационный
подходы к типологии
Как и любое явление социальной жизни, государство содержит противоречивые стороны и тенденции. Одно из данных противоречий заключается в том, что государство одновременно выражает и классовые и общесоциальные интересы. Это противоречие вытекает из того, что подавление сопротивления угнетаемых классов на определенных этапах развития государства отнюдь не единственная задача государства. Будучи официальным представителем всего общества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенациональные интересы. Поэтому можно говорить о государстве как о носителе некой «общей функции», т.е. публичной власти, которая принадлежит не господствующему классу, а всему обществу и осуществляется с целью его поддержания.
Иначе говоря, социальную природу
государства можно
Данное противоречие в деятельности
государства, выражающего в одно
и то же время классовые и
Гражданское общество и государство
находятся в состоянии
Поэтому государство как форма
должно отвечать потребностям гражданского
общества. Кант писал: «гражданскую свободу
нельзя сколько-нибудь значительно
нарушить, не нанося ущерба всем отраслям
хозяйства, особенно торговле, а тем
самым не ослабляя сил государства
во внешних делах...». Чтобы функция
государства как выражения
Таким образом, анализ одного из противоречий государства показывает, что оно, будучи формой устройства общества, олицетворяет в своем лице как общие интересы, так и интересы господствующего класса. В различные исторические периоды различны соотношения и приоритетность тех или других.
Вместе с тем, государство выступает не только бездушной машиной классового подавления, но и инструментом поддержания общественного порядка, выполнение общих задач. Отсюда прогрессирующее в XX веке возрастание регулятивной роли государства, разрастание всей системы соответствующих механизмов, призванных максимально ограничить сферу классового принуждения и насилия.
1.3 КРИТЕРИИ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ
Познание государственно-правовых явлений требует поиска общих принципов подхода в их исследовании, отражающих переход государств и правовых систем из одного состояния в другое.
Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, отмечает М.Н. Марченко, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права.
Категория
«тип государства и права» занимает
самостоятельное и место в
теории государства и права, так
как дает возможность более то
отразить изменяющуюся сущность государства
и права, особенности их возникновения
и эволюции, увидеть естественно-
исторический прогресс общества в целом,
как в бытии, так и в развитии
государственно-
Право же,
как и государство, Аристотель рассматривает
как явление политическое, он считает
невозможным существование
Попытку
соединить формально-
Эмпирический тип получается к результате сравнения реальных государств друг с другом (древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное).
Понимая,
что не существует типов государства
и права в чистом виде, Г Еллинек
вводит понятие «среднего типа»,
которое сможет снять противоречия
в процессе типологизации государственно-
Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, утверждает, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и не исключено неравенство, но подана общая для всех основа и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие.
2.1 ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
Выявление природы государства
предполагает рассмотрение как вопроса
о его соотношении с социально-
В соответствии с марксистскими
положениями о формационном подходе
классовая сущность государства, определяется
экономическим фактором, состоянием
производственных отношений, способом
производства в целом, а само государство
является лишь надстройкой над экономическим
базисом. Иначе говоря, и по существу,
и по форме государство обусловлено
экономическим строем общества.
Оно вторично, а экономика первична.
Экономическая структура
В настоящее время, наряду с формационным подходом широко применяется и другой - цивилизационный подход.
Понятие «цивилизация» утвердилось
в европейской науке в эпоху
просвещения и с тех пор
приобрело такую же многозначность,
как и понятие «культура». С
учетом этой многозначности и разрабатывается
сегодня цивилизационный подход
учеными запада и востока. В своих
исследованиях они опираются
на труды крупнейших представителей
философско-социологической
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.
Цивилизационный подход к решению
вопроса о соотношении