Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 00:17, курсовая работа
Изменение формы государственного правления обусловило проведение необходимых реформ правового регулирования. Переход от социалистической к рыночной экономике требовал свободы экономической деятельности, признания и защиты частной собственности. Признание и защита частной собственности привели к образованию большого количества мелких собственников, чьи права и интересы постоянно нуждались в защите, в том числе путем ликвидации конфликтных ситуаций.
Районные суды в данной ситуации не могли в должной мере обеспечивать процесс предоставления гражданам практически неограниченного доступа к правосудию. В результате доступность судебной защиты для широких слоев населения, ее эффективность, быстрота и реальность ставились под угрозу.
Введение………………………………………………………………..
1. МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ КАК ИНСТИТУТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………..
1.1 Сущность института мировой юстиции в России, его основные цели и задачи…………………………………………………………..
1.2 Становление и развитие мировой юстиции в России…………..
2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИРОВОГО СУДЬИ В СИСТЕМЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………………………….
2.1 Порядок назначения на должность мирового судьи, прекращение его полномочий и компетенция……………………….
2.2 Опыт организации и деятельности мировых судей в Костромской области …………………………………………………
3. ………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….…………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
6 |
1. МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ КАК ИНСТИТУТ СУДЕБНОЙ
ВЛАСТИ……………………………………………………………… |
9 |
1.1 Сущность института мировой
юстиции в России, его основные
цели и задачи…………………………………………… |
9 |
1.2 Становление и развитие мировой юстиции в России………….. |
19 |
2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МИРОВОГО СУДЬИ В СИСТЕМЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………………………………………………. |
37 |
2.1 Порядок назначения на |
37 |
2.2 Опыт организации и |
54 |
3. ………………………………………………………………... |
61 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
69 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….………………………………… |
74 |
Произошедшие за последние шестнадцать лет изменения в социально-политической, экономической и духовной жизни страны повлекли соответствующие коренные преобразования во всех сферах человеческой деятельности, смену приоритетов в социальных ценностях, совершенствование законодательства.
Изменение формы государственного правления обусловило проведение необходимых реформ правового регулирования. Переход от социалистической к рыночной экономике требовал свободы экономической деятельности, признания и защиты частной собственности. Признание и защита частной собственности привели к образованию большого количества мелких собственников, чьи права и интересы постоянно нуждались в защите, в том числе путем ликвидации конфликтных ситуаций.
Районные суды в данной ситуации не могли в должной мере обеспечивать процесс предоставления гражданам практически неограниченного доступа к правосудию. В результате доступность судебной защиты для широких слоев населения, ее эффективность, быстрота и реальность ставились под угрозу.
Таким образом, в конце ХХ в. в стране сложилась ситуация, когда население России остро ощутило потребность в «скором» суде. Вполне эффективно справиться с поставленными перед правосудием задачами могли в силу особенностей их организации и деятельности мировые судьи.
Поэтому принятые Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» и Закон Костромской области «О порядке назначения и организации деятельности мировых судей в Костромской области» наряду с федеральными и конституционными (уставными) судами в качестве одного из элементов судебной системы предусмотрели мирового судью, отнеся его к судам субъектов федерации.
В настоящее время проблема становления и развития института мировых судей находится в процессе активной научной разработки. Её исследуют Н.Н. Апостолова, Н.И. Биюшкина, М.А. Бтикеева, Ш. Валеев, Б.Д. Дамдинов С.В. Донской, В.В. Дорошков, И.И. Дунаева, Н.Н. Ефремова, С.В. Каширский, С.В. Лонская, М.Н. Маршунов, С.Г.Павликов, Г.Г. Черемных, И.Г. Шаркова, Р.В. Шатовкина, Ш., М.Б. Яхъяев и другие авторы.
Несмотря на это, интерес к теме настоящего исследования обусловлен, с одной стороны, недостаточной разработанностью проблемы в юридической науке, с другой - необходимостью совершенствования действующего законодательства, повышения эффективности его применения и разработки новых средств и методов повышения эффективности деятельности мировых судей.
Кроме того, до настоящего времени не существовало исследований, в которых бы проводился комплексный анализ проблем, связанных с вопросами становления и функционирования мировых судов в судебной системе России исходя из исторического опыта, организационных и процессуальных особенностей указанного института.
Целью данного исследования является изучение развития правового института мировой юстиции в России от его возникновения до настоящих дней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе отправления правосудия мировым судьями в Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, определяющих правовую природу и статус мирового судьи, а также научный материал, раскрывающий исторический опыт становления и функционирования института мировой юстиции.
Достижению поставленной цели и решению вышеуказанных задач способствует правильное построение работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе исследуется сущность института мировой юстиции, определяются его основные цели, задачи, а также место и роль в современной судебной системе РФ. Кроме того, в данной главе представлен исторический аспект организации и деятельности мировых судей, а также исследованы причины возникновения института мировой юстиции в настоящее время.
Вторая глава включает в себя анализ нормативно-правовой основы организации и деятельности мировых судей в настоящее время. В ней исследуются порядок назначения на должность и прекращения полномочий мирового судьи, его компетенция, представлен опыт деятельности мировых судей в Костромской области, а также описывается эффективность их деятельности.
Третья глава включает в себя
1 МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ КАК ИНСТИТУТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
1.1
Сущность института мировой
Сложное, многогранное судоустройственное и процессуальное явление, каким является институт мирового судьи, в силу своей значимости нуждается в комплексном исследовании в различных аспектах. Изучение процессов становления, организации и деятельности мировых судей в историческом аспекте, размежевание сходных с ним явлений и установление взаимосвязей между ними позволит проследить эволюцию форм и содержания, определить тенденции их дальнейшего развития. Такой подход позволит глубже проникнуть в сущность мирового судьи, рассмотреть все его признаки. Ведь общеизвестно, что прежде чем приступать к исследованию того или иного правового института, определению его места и роли, поставленных перед ним задач, важно вывить его сущность.
В научной литературе сегодня отсутствуют обоснованные подходы к определению сущности понятий «мировая юстиция», «мировой судья». Смысл данных терминов до сих пор непонятен многим гражданам, особенно тем, кто не имеет отношения к юриспруденции. Они воспринимают термин «мировой» как синоним слову «всемирный», полагая, что речь идет о каком-то международном органе. Не могут дать точного представления о его содержании и юристы-профессионалы, поскольку мировой судья был на протяжении десятилетий обделен вниманием российских ученых. Тем более что для обозначения одного явления используется несколько терминов: «justice, magistrate» (мировой судья); «Justice of the Реace, Lay justice» (мировая юстиция); «magistrates court» (мировой суд)1. Чаще всего эти термины употребляются как синонимы, хотя и имеют свои индивидуальные смысловые оттенки.
Разработчики российских реформ в правосудии 1864 г. в основном рассматривали мировых судей в патриархальном славянофильском ключе, называя их хранителями мира и судьями совести. Представление о мировом судье как о третейском судье у них смешивалось с понятием правосудия как чисто государственной деятельности. Отсюда - противоречивость в понимании назначения и статуса мирового судьи, которая не была преодолена в ходе обсуждения проектов Судебных уставов и перешла, таким образом, в их текст.
Анализ отечественного законодательства XIX века (Учреждение судебных установлений 1864 года, Устав уголовного судопроизводства 1864 года) показывает, что два века назад чаще всего употреблялось понятие «мировой судья». Так, например, в Учреждении судебных установлений 1864 года (УСУ) общего определения понятия «мировой судья» нет, однако в данном нормативном документе есть указания отдельных его признаков:
Мировой судья в соответствии с указанным выше нормативным документом характеризовался тем, что: 1) он есть власть судебная, единоличная (ст. ст. 1, 3 УСУ); 2) он рассматривал дела по существу (ст. 5 УСУ); 3) на него возлагались иные обязанности, определенные в особых уставах и положениях по принадлежности (примечание к ст. 9 УСУ); 4) он избирался всеми сословиями и утверждался правительством (ст. 10 УСУ); 5) он состоял по уездам или городам (ст. 12 УСУ); 6) он избирался на три года на уездных земских собраниях (ст. ст. 23, 24 УСУ); 7) он получал из земского сбора, а в столицах - из городских доходов сумму на его содержание и расходы (ст. 44 УСУ); 8) его власть ограничивалась территорией мирового участка (ст. 65 УСУ); 9) он не мог быть уволен или переведен в иную местность без его согласия, за исключением строго определенных законом случаев (ст. 72 УСУ); 10) он ежегодно отчитывался перед министром юстиции (ст. 75 УСУ)2. Анализ действующих Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федерального закона от 17 декабря 1998г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», Уголовно-процессуального кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ позволяет убедиться, что российский законодатель продолжает по-прежнему использовать термин «мировой судья». Термина же «мировая юстиция», подразумевающего, на наш взгляд, всю совокупность мировых судебных учреждений, мировых судей, их деятельность по осуществлению правосудия, а также судебные ведомства, действующее российское законодательство не знает. В ст. 9 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» говорится лишь об аппарате мирового судьи, который призван обеспечить его работу.
Сегодня в законодательстве сформулировано общее определение термина «мировой судья»: мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую отечественную судебную систему, осуществляют правосудие именем Российской Федерации3. Постановленные ими и вступившие в законную силу постановления, законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации4.
Из приведенного текста Закона можно сделать вывод, что правовое положение мирового судьи в России в настоящий момент имеет двойственный характер. С одной стороны, он является судьей общей юрисдикции субъекта Федерации, его введение зависит от содержания регионального законодательства, а с другой - законодатель признает его полноценным носителем судебной власти, элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации, принимающим судебные постановления от имени Российской Федерации. Кроме того, на мировых судей, как и на судей федеральных судов РФ, распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты. Эти гарантии установлены Конституцией РФ, Законом о судебной системе РФ, Законом РФ от 26 июня 1992 года №3131-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 10 января 1996 года №6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» и другими нормативными и правовыми актами.
В научных исследованиях отечественных процессуалистов также не приводится достаточно емких и четких определений терминам «мировая юстиция», «мировой суд», «мировой судья», которые могли показать их сущность, отличительные черты применительно к судоустройству и судопроизводству.
В юридической литературе под мировым судьей принято понимать физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое избирается или назначается центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривает дела в мировом суде и способствует установлению мирных отношений между спорящими сторонами5.
Юристы-практики понятие «мирового судьи» раскрывают через два значения: «мир» - округ, район или участок, где проживает человек, а также «мир» в смысле «замирения», устранения конфликтной ситуации6. Основная цель, назначение мирового судьи, по их мнению, заключается в том, чтобы рассматривать незначительные конфликты как административного, уголовного характера, так и не особо сложные гражданские дела. Деятельность мирового судьи ориентирована на то, чтобы принимать самые энергичные меры к товарищескому урегулированию спора. И если эти меры не достигают эффективного результата, лишь тогда выносить судебное решение в чью-то пользу. Главная задача при рассмотрении дел гражданского характера - достичь мирового соглашения или, «склонить к миру». То есть «мировой судья», по мнению практиков, - это не столько «судья в миру», сколько «судья примиряющий». И таково главное его назначение, главное достоинство мирового судейства7.