Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 07:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение принципов правового статуса человека и гражданина Российской Федерации на основе анализа Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991г. и Конституции Российской Федерации 1993г.
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историческое развитие принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина;
2. Проследить формирование принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина в отечественном законодательстве;
3. Провести анализ принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ по Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991г. и Конституции Российской Федерации 1993г.
Введение……………………..…………………………………………………… 3
1. Историческое развитие принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина…………………………………………………………..5
1.1. Предпосылки и общие закономерности формирования принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина……….………..14
1.2. Формирование принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина в отечественном законодательстве…………………………..14
2. Анализ принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ………………………………………………………………….25
2.1. Закрепление принципов в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ в соответствии с нормами международного права…………25
2.2. Отражение принципов Декларации и норм международного права в Конституции РФ………………………………………………………….…….31
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованных источников…………………………………………...41
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»
на тему: «Принципы правового статуса человека и гражданина Российской Федерации (сравнительный анализ по Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991г. и Конституции Российской Федерации 1993г.)»
г. Владивосток
2013
Содержание
Введение……………………..………………………………
1. Историческое развитие принципов
конституционно-правового статуса человека
и гражданина……………………………………………………
2. Анализ принципов
конституционно-правового
2.1. Закрепление принципов в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ в соответствии с нормами международного права…………25
2.2. Отражение принципов Декларации и норм международного права в Конституции РФ………………………………………………………….…….31
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Важное место
в системе отрасли
В настоящее время, когда Россия встала на путь построения демократического правового государства, в котором права и свободы человека являются наивысшей ценностью, важнейшее значение приобретает соблюдение и охрана государством провозглашенных Конституцией принципов правового статуса личности, выступающих исходным базовым элементом содержания конституционно-правового положения личности в обществе. Именно принципы определяют тонкую грань между «вседозволенностью» действий носителя прав и обязанностей с одной стороны и верховенством государственной власти с другой стороны.
Чтобы разобраться в сущности принципов конституционно-правового статуса личности, необходимо определить этапы их последовательного исторического развития в правовых теориях и в отечественном законодательстве. Данный вопрос подробно рассматривается нами в первой главе, которая подразделяется на два подпункта, где подробно раскрыты предпосылки формирования принципов и особенности их закрепления в правовых источниках.
Во второй главе
мы проанализировали нормативно-правовое
закрепление принципов
Нормативную основу данной работы составила Конституция Российской Федерации1. В качестве дополнительных документов следует выделить Декларацию прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991.2, а также различные международные акты. В данной курсовой работе были использованы научные статьи, среди которых можно выделить работы Шеремета К.Ф. Новая Конституция России и права человека ,Топорнина Б.Н. Декларация прав человека: новые подходы3.
Целью данной курсовой работы является изучение принципов правового статуса человека и гражданина Российской Федерации на основе анализа Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991г. и Конституции Российской Федерации 1993г.
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Историческое
развитие принципов конституционно-
1.1. Предпосылки и общие закономерности формирования принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина
Для характеристики правового статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, принципы, на основе которых осуществляется их исполнение. Рассматриваемые принципы универсальны. Они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы. В основе принципов правового положения человека и гражданина лежит теория прав человека, которая в своем становлении прошла три важнейших исторических этапа. Именно об этом мы будем говорить в данной главе
Первое поколение прав человека берет свое начало в античности, где впервые получила своё закрепление идея индивидуальных прав. Формирование примитивных принципов свободы, справедливости и равенства в государстве, было связано с влиянием на жизнь и культуру людей мифологии, восхваляющей понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства4. Древнегреческие философы-софисты выступали с идеей равенства всех людей от рождения, имеющих одинаковые, обусловленные природой естественные права, охраняемые законом. Гражданин любого города, по утверждению софистов, равен гражданину другого города, а представитель одного класса равен представителю другого, ибо по природе своей один человек равен другому человеку: все они имеют одни и те же естественные потребности5. Основополагающий принцип воззрений софистов был сформулирован Протагором: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют» (Платон, Теэтет, 152а). Ось всего мироздания у Протагора – человек. Эта формула лежит в основе понимания предназначения государства, которое, согласно Аристотелю, «создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо». Аристотель же одним из первых установил, что причиной конфликтов является отсутствие равенства и справедливости. Таким образом, наряду со стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения, появляются представления, в которых учитывается природа индивида. В основе этих представлений лежит мысль о том, что государство создается главным образом для защиты и удовлетворения его нужд.
Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV вв. до н. э. в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства – крупный шаг на пути к прогрессу и свободе. Свобода человека в качестве гражданина признавалась высшей ценностью города (полиса) и считалась основой разумного законопорядка. В VI в. до н.э. архонт Солон разработал Конституцию, закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливающую право на привлечение к ответственности государственных чиновников. Были введены в обиход идеи естественного права. «Равноправие войны не производит», - считал Солон. Без свободы и равенства, полагал он, нет и государства, ибо в таком случае отсутствует общая ответственность. Однако в древнегреческих государствах человек не пользовался свободой в современном понимании, так как граждане полисов полностью отождествляли себя со своим государством, его целями и стремлениями6.
Одними из тех, кто внёс вклад в развитие гражданских свобод, были древние римляне. В римском праве принцип свободы трактовался в зависимости от социального положения субъекта свободы: как свобода римского народа, гарантированная властью народных трибунов и с правом апелляции к народному собранию; как авторитет Сената и его свобода от самоуправства магистратов и претендентов на единоличную власть; как равенство граждан Рима перед законом. Законы XII таблиц рассматривали свободу, честь и достоинство как высшие ценности человеческой жизни, а лишение их - как одно из самых суровых наказаний. Они запрещали представление кому-либо личных привилегий. Само же употребление слова «свобода», по мнению Абдулаева М.И., появилось в XXIV в. до н.э., когда монарх Шумера установил «свободу» для своих подданных путем применения санкций к бессовестным сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладавших властью, и прекращения практики закабаления храмовых слуг первосвященниками7.
Понятие личности, отделенной от политической жизни впервые было сформулировано в рамках христианства. В христианском учении были выражены общечеловеческие ценности, попирание которых могли наблюдать первые христиане, нормы нравственности и справедливости: «и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», – говорится в Новом Завете (Матф. 7: 12). Таким образом, христианство обогатило призывом к милосердию греко-римское понимание уравнивающей или распределительной справедливости, Провозглашение равенства всех людей независимо от этнического происхождения и социального положения, уважение к физическому труду тоже справедливо связывают с христианством. Глухарёва Л.И. отмечает, что важнейшим вкладом христианства в современную культуру является концепция личности. «Из этой концепции личности и происходит сегодняшняя идея о принципах прав человека. Лишь постепенно, с течением столетий, она утверждалась в умах людей, но свое начало ведет именно с христианской идеи о человеке как уникальной и неповторимой личности»8.
Развитие идеи о правах «свободных» людей оказывало содействие накоплению интеллектуального материала для дальнейшего (буржуазного) прыжка в этом направлении - признания равенства всех людей перед законом.
В Средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Система внешнеэкономического принуждения, сословная иерархия, бесправие большинства порождали произвол, культ силы, систематическое насилие. Первой попыткой ограничения прав английского монарха стало принятие Великой хартии вольностей (1215), которая провозглашала завуалированный принцип народного представительства и политической свободы, согласно которому король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков; принцип гражданской свободы, в соответствии с которым, индивид был вправе свободно располагать собой и мог быть подвергнут наказанию не иначе как по приговору суда9. Петиция о праве 1628г., относящаяся уже к периоду формирования буржуазного строя в Англии, возлагала определённые обязанности на короля, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Хабеас корпус акт 1679г. (Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем), который ввел понятие «надлежащей процедуры», установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности положения. Позднее этот закон стал одним из важнейших конституционных документов Англии. Актом, закрепившим компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии стал Билль о правах 1689г., который внёс неоценимый вклад в развитие принципов прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Профессор Мальцев Г.В. отмечает, « что еще за тысячилетия до принятия Великой хартии вольностей и Билля о правах, права и обязанности человека, как они понимались в те времена, были отражены в законодательстве ряда стран Древнего Востока». Еще в XVIII в. до н.э. царь Вавилона Хамурапи (1792 – 1750 гг.до н.э.) составил кодекс из 282 статей, в котором он «даровал право и законы на языке страны» с целью « водворения в стране справедливости и истребления беззакония, чтобы сильный не притеснял слабого».
Немаловажное значение для формирования принципов правового положения личности имеет установление законом Акта об устроении, принятого в 1701 г. принципа несменяемости и независимости судей, который является гарантией обеспечения свободы личности. На наш взгляд, к принятию перечисленных выше документов восходит современное понимание личной свободы человека.
В эпоху Возрождения и Реформации сложились представления принципа гуманизма, которые концентрировались на нуждах, интересах и природе личности, постепенно освободившейся от религиозного и государственного диктата. Именно тогда, пишет профессор Баглай М.В., зародилось современное понимание индивидуализма как утверждение самостоятельной ценности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями10. В XVII-XVIII ст. эта идея о правах человека отражается в теории естественного (прирожденного) права, которая разрешила оценивать с позиций справедливости действующее в государстве положительное право, проводить его превращение в направлении гуманизма и свободы11. Ґ. Гроций, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Ш.. Монтескье, Т. Джефферсон, И. Кант и др., утверждают права человека (на жизнь, свободу, собственность и др.) как священные императивы и закладывают основы современного понимания прав человека. Они считали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами, которые не могут быть отняты ни государством, ни обществом.
Учение естественного права было развито Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном в их борьбе за победу в буржуазно-демократической и антиколониальной революции. Наверное, впервые наиболее четкое понимание правового статуса человека и гражданина было сформулировано в Американской Декларации 1776 г ., где сказано, что: "... все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью"12. Декларация прав Вирджинии 1776г. была первым государственным определением прав человека. Идеи данной Декларации были развиты в Декларации независимости 1776г., которая выразила фундаментальный принцип, на котором основана демократическая форма правления: «Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что они наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью».
Идеи естественных неотчуждаемых прав и свобод человека, развитые в доктринах Ґ. Гроция, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье стали мощным фактором Великой французской революции, создавшей неоценимый по своей исторической значимости правовой акт – Декларацию прав человека и гражданина 1789г. Не смотря на то, что данный акт принят более двух веков назад, он не теряет своей актуальности и значимости. В нём отмечается, что «невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств». Поэтому, отмечает профессор Мутагиров Д.З., представители французского народа, образовав Национальное собрание, «приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые, священные права человека»13. Декларация провозглашает презумпцию невиновности, свободу совести, свободное выражение мнений, свободу печати, гарантии личных и иных прав.