Проблемы правового нигилизма идеи в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Необходимость изучения правового нигилизма обусловлена, прежде всего, практической значимостью соответствующей про-блемы, что в особой степени проявилось в новых, современных условиях развития российской государственности.
Явления правового нигилизма в массовом сознании России давно привлекли внимание и практиков, и теоретиков права.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды деформации правосознания 5
1.1 Понятие и виды правосознания 5
1.2. Виды деформации правосознания 9
2. Понятие и формы выражения правового нигилизма 13
2.1. Нигилизм как общесоциальное явление 13
2.2. Понятие и источники правового нигилизма 16
3. Проблемы правового нигилизма идеи в современной России 21
3.1. Правовой нигилизм и правовой идеализм 21
3.2. Пути преодоления правового нигилизма 26
Заключение 35
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Правовой нигилизм и идеализм (курсовая, 01.04.2011).doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Необходимость  изучения правового нигилизма обусловлена, прежде всего, практической значимостью  соответствующей проблемы, что в особой степени проявилось в новых, современных условиях  развития российской государственности.

Явления  правового  нигилизма  в массовом сознании России давно  привлекли  внимание  и  практиков,  и  теоретиков права.

В настоящее время  широкое распространение в нашем  обществе, в том числе и среди юристов, имеет тотальный правовой нигилизм, выражающийся в девальвации права и законности, игнорировании законов или в недооценке их регулирующей, социальной роли. Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания правовой нигилизм имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

Степень разработанности  темы в научной литературы достаточно высока. Правосознанию и отдельным аспектам рассматриваемой темы посвящены работы таких авторов, как Аграновская Е. В., Алексеев С. С., Ильин И.А., Крыжановский А.Ф., Кудрявцев В.Н., Мамут Л.С.,  Матузов Н.И., Новиков А.И.,  Остроумов Г.С., Потопейко Д.А. , Соколов Н.Я., Чефранов В.А. Работы этих и других авторов использованы при написании курсовой работы.

Цель исследования - изучение комплекса вопросов, связанных с  рассмотрением правового нигилизма.

В соответствии с указанной  целью автором решались следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие, признаки и виды правосознания.

2. Рассмотреть понятие,  источники и пути преодоления  правового нигилизма как правого явления;

3. Соотнести правовой  нигилизм и идеализм.

Методологической основой  исследования является диалектико-матеиалистический  метод как всеобщий метод познания социально-правовых явлений. В ходе работы над темой также применялись исторический, сравнительно-правовой и логико-юридический методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и виды деформации правосознания

1.1 Понятие и виды правосознания

 

 

 Правосознание - явление идеальное, непосредственно  не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях1.

Теория государства  и права традиционно исследует  такие категории, как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом и роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом, в обеспечении законности в частности, а также правовое воспитание населения и юристов-профессионалов. В литературе существует мнение, что наряду с такими достаточно четко обособленными частями науки, как теория права и теория государства, относительно самостоятельное значение имеет и теория правосознания2.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение  к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.

Если признать право  объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции  людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание — неизбежный спутник  права. Это обусловлено тем, что  право — регулятор отношений  людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.

Иллюстрацией работы сознания как на рациональном, так  и на эмоциональном уровне может  служить правотворческая деятельность российского парламента (Совета Федерации  и Государственной Думы). Примером работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании3.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно  взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон — как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества. В нашей юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к деполити-зации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества.

Правосознание теснейшим  образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые  мыслители считали, что нормы  права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право — явление психологическое (Л. Петражицкий4). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (К. Маркс, В.И.Ленин). Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).

И. А. Ильин5 рассматривал правосознание как совокупность воззрений на право, на государство, на всю организацию общественной жизни. Например, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других.

Влияние правосознания  на организацию общественной жизни  достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется  включение его в механизм правового  регулирования как одного из средств  воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права6.

Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь  юридических прав и обязанностей7. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой.

От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе — правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным8.

Таким образом,  известны различные виды правосознания. По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер. Общественное и групповое правосознание не существует вне индивидуального.9

На основании изложенного, можно сделать вывод, что проблема правосознания – одна из самых сложных в юридической науке. Данная проблема связана и с философией, и с юридической наукой, изучается также социологами и психологами. В этом проявляется многоаспектность правосознания.

 Проблема правосознания,  изучения его реального уровня, состояния, содержания относится  к числу ключевых, основополагающих  научных направлений юридической  науки. С ее решением связаны  задачи укрепления законности  и правопорядка, повышения эффективности и качества деятельности правоохранительных органов; борьба с преступностью и предупреждение причин, ее порождающих; постижение глубинных содержательно-психологических механизмов социального взаимодействия людей; познание движущих сил и внутренних регуляторов юридически значимого поведения. В современных условиях особую остроту и актуальность приобрели вопросы изучения общественного мнения, которые являются частью общей теории правосознания.

1.2. Виды деформации правосознания

Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Однако в современных условиях участились случаи деформации правосознания. Наиболее мягкая форма искажения правосознания – правовой инфантилизм – заключается в несформированности, недостаточности правовых знаний и установок. Вторая форма – правовой нигилизм, т.е. осознанное игнорирование требований законов, исключая, однако, преступный умысел. И третья форма – феномен  и его перерождение, т.е. игнорирование права, других социальных норм и общественной морали, другими словами – “беспредел”.

Термин «нигилизм» произошел  от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется:

а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

в) не сопряжен с позитивной программой;

г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.

Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность10.

Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:

а) умышленное нарушение  законов и иных нормативно-правовых актов;

б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

в) издание противоречивых правовых актов;

г) подмена законности целесообразностью;

д) конфронтация представительных и исполнительных структур;

е) нарушение прав человека;

ж) теоретическая форма  правового нигилизма (в научной  сфере, в работах юристов, философов  и др.).

Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

Во-вторых, проф. В.А. Туманов  разделяет правовой нигилизм:

а) на высоком этаже  общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин);

б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных  установок, стойких предубеждений и стереотипов);

в) ведомственный. Последний  проявляется в том, что нередко  подзаконные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.

Правовой нигилизм - это  патология правового сознания, обусловленная  определенным состоянием общества. Поэтому  пути борьбы с ним должны быть разнообразны11. Это:

а) реформы социально-экономического характера;

б) изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;

в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера  судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;

Информация о работе Проблемы правового нигилизма идеи в современной России