Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:12, курсовая работа
Целью написания работы является всестороннее изучение Федеральной налоговой службы, ее структуры и функций, а также взаимодействие ФНС с другими государственными органами.
Для достижения цели сформулируем задачи работы:
Рассмотреть понятие и роль Федеральной налоговой службы РФ;
Проанализировать характеристику основных полномочий Федеральной налоговой службы;
Выделить основные направления совершенствования ФНС РФ.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ «ЭКОНОМИКА»
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
По дисциплине: Государственные и муниципальные финансы
На тему: Роль Федеральной налоговой службы в системе налогового администрирования
Выполнил:
Студент 2 курса
4 семестр (полная программа)
Коваленко Наталья Васильевна
Петропавловск, 2014
Содержание
Российская Федерация является страной с интенсивно развивающимся налоговым законодательством, но с утраченным опытом и неординарными условиями его использования. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
Во всех тонкостях налогового дела способны разобраться только специалисты, в то же время каждый человек должен реально представлять, как складываются его отношения с государством по поводу налогообложения. Знание налоговых проблем является частью общеэкономической культуры бизнеса.
Актуальность рассмотрения данной темы существует в связи с тем, что налоговому контролю со стороны Федеральной налоговой службы подвержены все предприятия, ведь налоговая система вводит единые (по замыслу) правила конкуренции и равную финансовую зависимость перед государством.
Административная реформа федеральных органов исполнительной власти, начало которой было положено Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", породила множество вопросов, прежде всего касающихся правового статуса и полномочий ключевых органов государственной власти. Одним из таких органов стало Федеральная налоговая служба.
Актуальность связана также и с тем, что налоговая система России является одной из самых "молодых" в мировой практике, при ее начальном формировании активно изучался опыт многих западных стран (особенно Германии, Канады, США, Швеции).
Объектом рассмотрения курсовой работы является Федеральная налоговая служба РФ, предметом – функционирование Федеральной налоговой службы в России.
Целью написания работы является всестороннее изучение Федеральной налоговой службы, ее структуры и функций, а также взаимодействие ФНС с другими государственными органами.
Для достижения цели сформулируем задачи работы:
В соответствии с абз.2 п.15 Указа N 314 МНС было преобразовано в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС) с передачей функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, а также по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Министерству финансов РФ, в ведении которого и находится Служба. При этом положения данного Указа, касающиеся МНС, должны были вступить в силу только после соответствующих федеральных законов.
В настоящее время Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам1.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Согласно отчетным данным, Федеральная налоговая служба обеспечивает мобилизацию около 70% доходов консолидированного бюджета, 60% - федерального бюджета, а также практически все поступления в государственные внебюджетные фонды2.
Современными направлениями совершенствования администрирования бюджетных доходов, которые будет реализовывать Федеральная налоговая служба, являются:
- переход от проведения "тотального" налогового контроля к концепции управления рисками, а именно выявления как видов деятельности, так и налогоплательщиков, которые могут стать категориями повышенного риска совершения налоговых правонарушений;
- создание мощного информационно-аналитического аппарата налоговых органов (информационные ресурсы, аналитическое, методическое и программное обеспечение и организационные структуры), способного исследовать и анализировать различные виды информации, поступающей в налоговые органы с минимальным привлечением налогоплательщиков к проведению налоговых процедур, обеспечивать формирование сигнальной информации и реализовывать процедуры поддержки принятия решений;
- совершенствование функций прогнозирования вероятностной налоговой базы определенных налогоплательщиков и поступлений налогов и сборов на основе интегрированных информационных ресурсов комплексных налоговых сведений;
- мониторинг деятельности и налоговых обязательств крупнейших и основных налогоплательщиков, включая организации в сфере естественных монополий, на основе формализованных результатов автоматизированного налогового контроля и системы планирования, организации и проведения единовременных налоговых проверок, синхронизированных по всем звеньям налоговой системы и включающих проверку как головных субъектов, так и вертикально интегрированных групп;
- исполнение требований законодательства о налогах и сборах в части реализации функций камеральных и выездных налоговых проверок, реализация мероприятий, обеспечивающих функционирование камерального и выездного контроля (организационно-методических, информационных, программно-технических);
- стимулирование субъектов предпринимательской деятельности к использованию бесконтактных способов представления документов для государственной регистрации с исключением в дальнейшем возможности непосредственного представления документов для государственной регистрации. Это позволит свести к минимуму непосредственные контакты с заявителями, оптимизировать работу регистрирующих подразделений налоговых органов, а также увеличить количество сотрудников налоговых органов, занимающихся анализом представленных документов для государственной регистрации, проведением контрольных мероприятий, как на этапе государственной регистрации, так и после осуществления регистрационных процедур;
- повышение налоговой информированности субъектов предпринимательской деятельности и граждан, расширение спектра услуг, оказываемых налоговыми органами, в том числе налогоплательщикам. Внедрение во всех субъектах Федерации технологии организации доступа налогоплательщика к персональным данным информационных ресурсов налоговых органов и технологии бесконтактной сверки по расчетам с бюджетом, что позволит исключить нарекания на работу налоговых органов, уменьшить количество судебных исков со стороны налогоплательщиков, улучшить информационную работу по вопросам налогового законодательства и, как следствие, увеличить долю налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество налогового администрирования.
Общее направление совершенствования администрирования доходов бюджетной системы определяется Министерством финансов РФ, в ведении которого находятся Федеральная налоговая служба и Федеральное казначейство. В "Докладе о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 гг." (октябрь 2007 г.) Министерство финансов РФ определило, что администрирование налоговых платежей должно исходить из минимизации связанных с ним издержек хозяйства за счет совершенствования налогового учета и отчетности, устранения неопределенности, пробелов и внутренних противоречий налогового законодательства, регламентации, повышения прозрачности, упрощения процедур взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами. Решение задачи повышения собираемости налогов обеспечивается как регулированием налоговой системы, так и администрированием налоговых отношений3.
Министерством финансов РФ определены функции администрирования Федеральной налоговой службой в соответствии с ее полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации. При этом важной новацией, введенной с 2008 г., является выполнение Федеральной налоговой службой полномочий главного администратора бюджетных доходов не только федерального бюджета, но и региональных и местных бюджетов.
Основным актом, определяющим правовой статус ФНС России, является Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N506, которое дает определение ФНС России, закрепляет статус Службы как юридического лица, полномочия ее руководителя, его заместителей, общий порядок деятельности и государственного финансирования налоговых органов.
Важная роль в нормативном регулировании правового положения Федеральной налоговой службы принадлежит Закону РФ от 21.03.1991 N943-1 «О налоговых органах РФ», который является базовым при определении порядка организации и деятельности налоговых органов.
Закон РФ от 21.03.1991 N943-1 впервые определил налоговые органы как «единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах».
Элементами системы налоговых органов являются структуры Федеральной налоговой службы различного уровня, в совокупности образующие определенную иерархию.
Структура Федеральной налоговой службы – внутренняя организация и совокупность управленческих связей между подразделениями налогового органа, обеспечивающая выполнение функций конкретного налогового органа.
Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Высшую ступеньку в иерархии налоговых органов занимает центральный аппарат ФНС.
Структура центрального аппарата ФНС утверждается ее руководителем.
Руководитель федеральной налоговой службы:
1. Управление кадров
2. Группа советников и помощников
3. Заместитель Руководителя:
- Финансовое управление
- Управление урегулирования
- Административно-контрольное управление
- Территориальные органы ФНС России, входящие в Центральный федеральный округ
Информация о работе Роль Федеральной налоговой службы в системе налогового администрирования