Шпаргалка по "Римскому частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 17:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Римскому частному праву"

Вложенные файлы: 1 файл

Римское право билеты.doc

— 801.00 Кб (Скачать файл)

РЧП

Билет 1.Понятие римского частного права.

     Римское право представляет  собой правопорядок, сложившийся  и существовавший в Древнем  Риме с 753 г. до н.э. по 565 г.  н.э. (до смерти последнего римского  императора Юстиниана).

     Римские юристы делили  римское право на частное и публичное. Эти две части разграничены по двум критериям:

  1. римское частное право регулировало отношения, складывающиеся между частными лицами (физическими и юридическими). Римское публичное право регулировало отношения, участником которых было государство, либо государственные органы и должностные лица.
  2. По характеру правовых норм, образовывающих право, частное право состояло в основном из диспозитивных норм, которые могли быть изменены соглашением сторон. Публичное же право состояло из императивных норм.  

Частное право противопоставляется  публичному и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирующей деятельности государства является ограниченным. Оно представляет известный  простор автономии отдельных  лиц: глав семей, частных собственников, представителей класса рабовладельцев. Сам римский термин jus civile имел ряд значений. В особенности, он означал:

-  древнее право римских граждан  (цивильное); в этом смысле цивильное  право противопоставлялось преторскому.

-  всю совокупность юридических норм, действующих в данном государстве и выраженных в законах данного государства; в этом смысле jus civile противопоставлялось jus gentium (право народов) и jus naturale (естественное право).

    На протяжении всей  истории  общества нет другой системы частного права, достигшей такой детализации, столь высокого уровня юридической формы и техники, как римское право.

     Кроме того, римские  юристы выделяли общее право,  сингулярное право и право  привилегий.

Общее право – это правила, закреплённые в нормативных актах и иных источниках права, которые относятся ко всем субъектам права.

Сингулярное право – это правила, закреплённые в источниках права, которые применялись лишь к определённой группе субъектов права, названных в источнике.

Право привилегий (или привилегированное право) – первоначально, это правила, которые применялись к конкретным лицам, т.е. привилегии. Эти правила ухудшали положение данных лиц. С императорского периода под привилегиями стали пониматься преимущества, которые предоставлялись любым лицам, оказавшимся в объективных обстоятельствах, указанных в источнике права (например, льгота описи при Юстиниане).

Особенностью привилегированного права было то, что за получением привилегии нужно было обращаться.

     Ещё одной, третьей, классификацией римского права было деление его на квиритское (цивильное) право, преторское право и право народов. Это деление было осуществлено на основе существования трёх исторических систем римского частного права, которые складывались последовательно.

Квиритское (цивильное) право (jus civile) – это древнейшее право, появившееся в период царей. Квириты – истинные римские граждане. Источником формирования права явились акты высших органов законодательной власти. Правила квиритского права распространялись только на римских граждан. Кроме того, во внимание принимается только агнатское родство.

Преторское (гонорарное) право  появилось в республиканский период в связи с появлением системы римских магистратур после изгнания царей. Была введена должность претора, который обладал высшей административной властью в Риме. Претор предварительно рассматривал вопросы о возможности передачи исков в суд, давал предписания судьям. Срок службы претора был равен 1-му году. Он издавал программу своей деятельности. В рамках её он мог дополнять пробелы, изменять цивильное право. Благодаря эдиктам – программам деятельности городских преторов – появилось преторское право. Таким образом, преторское право формируется из актов высшей административной власти. Преторское право действует также в отношении только римских граждан, хотя принимает во внимание и агнатское, и когнатское родство.

Право народов (jus gentium) по источнику формирования схоже с преторским правом. Оно формируется на основании эдиктов преторов перегринов. Право народов действует в отношениях между римскими гражданами и иностранцами, а также регулирует отношения между иностранцами различных национальностей. Это универсальное право в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, не зависимо от их гражданства.

      Противопоставление права народов  цивильному праву дополнялось  в эпоху принципата противопоставлением справедливого права (jus aequum или aequitas) строгому праву (jus strictum). Закрывая глаза на рабство, римскими юристами был введён в обиход принцип справедливости. В области частного права данный принцип понимался как стремление идти навстречу нарождавшимся требованиям морали и справедливости.

      Понимание права народов было  расширено римлянами и к концу  республики сблизилось с представлениями о jus naturale. Цицерон определил его как требования морали, он утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям. Естественное право возводится до степени порядка, соблюдаемого всем человечеством, и более того, всем живым на земле. Это право, данное от природы.  

 

Билет 2.Источники римского частного права.

       Среди источников  римского права различают обычное  право, законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов.

        В Институциях Юстиниана право  разделялось по принципу письменной  и устной формы источников. В  последнюю категорию источников  входил древнейший источник права  – обычай. Своими корнями данный источник права уходит в V в. до н.э., когда существовали лишь обычаи и религиозные предписания. Первым письменным закреплением обычаев явились Законы XII таблиц (около 450 года до н.э.). Они содержали нормы, укрепившие полноту отцовской власти, регулировавшие отношения между супругами, порядки опеки и наследования. Опубликование Законов XII таблиц государственной властью превратило этот сборник обычаев в свод законов общего для патрициев и плебеев, единого цивильного права, предназначенного исключительно для римских граждан. Право уже  было отделено  от  религиозных норм и приобрело светский характер. Законы XII Таблиц стали отправной точкой дальнейшего развития римского права.  

С усилением  законодательной деятельности обычай в значительной мере потерял своё значение, но источником быть не перестал. С установлением римского мирового господства обычай стал выполнять новые функции, а именно отменять и преодолевать устаревшие нормы цивильного права, обновлять существующее право. Появляется новый обычай – судебный, а также судебная практика. В период принципата за обычаем признавали ту же силу, что и за законом. В период же домината было запрещено действие обычаев, отменяющих законы. 

    Другим важным  источником  квиритского права были законы. В Древнем Риме законом являлось решение комиций – народного собрания того или иного вида (по куриям, трибам, центуриям). Для полной силы закона требовалось содействие трёх органов: магистрата (имел право созыва народного собрания, должен был выработать письменный проект закона), народа в комициях (право принять или отвергнуть закон), Сената (ратификация, одобрение закона). Законы XII таблиц завершались указанием на то,  что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона.  Таким образом, с предложением  о принятии  нового  закона  в  собрании  обычно выступали должностные лица (магистраты),  затем законопроект обсуждался в Сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе выделялись, как правило, три части. В первой (надпись или praescriptio) указывался инициатор принятия закона и обстоятельства, послужившие поводом к принятию. Вторая (rogatio) содержала саму  норму,  т.е.  правовые предписания.  А в третьей (sanctio) устанавливалась санкция, гарантия соблюдения закона. Принятый народным собранием закон немедленно вступал в силу, если  не  предусматривалась специальная отсрочка,  и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме.

В зависимости  от вида санкции различали следующие  виды законов:

1. законы, воспрещавшие  какой-либо юридический акт и объявлявшие его ничтожным;

2. законы, которые  боролись с нежелательными актами  угрозой невыгодных последствий;

3. законы, воспрещавшие  акты без угрозы последствий.

К концу I в. н.э. народные собрание перестали издавать законы.

     В древнейший  период правовую силу имели также решения сената или сенатус-консульты, а в исключительных случаях и постановления магистратов.  Так, на основе решения чрезвычайной комиссии децемвиров были изданы,  например, Законы XII таблиц.

      В эпоху  поздней республики сенатус-консульты не обладали правовой силой. При императорах их значение выросло.  В первой половине I века  н.э. сенатус-консульты обычно не имели санкций,  но  они приобретали обязательную силу благодаря эдикту претора. Но Адриан вновь вернул сенату законодательную  власть,  и сенатус-консульты стали выступать в качестве закона.  С I  до середины II века н.э. они являлись основной формой законодательства. Роль их как источника права возросла, поскольку они составлялись от имени принцепса и часто назывались по его имени.

     Источники  права в классический период. В III веке до н.э.  - III веке  н.э.  формально продолжали действовать  Законы  XII  таблиц  (официально  они были отменены в VI веке  н.э.  в ходе законодательных  реформ  византийского императора Юстиниана). Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам  XII  таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необходимым фактический отказ в  повседневной  правовой практике  от  устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом. Возникла насущная необходимость в  создании новых форм правотворчества,  более гибких и позволяющих учитывать меняющиеся общественные условия. На новом этапе истории римского права  его  наиболее характерным  источником становятся эдикты преторов,  на базе которых наряду  с цивильным правом  (по-прежнему уважаемым,  но все менее применяемым) вырастают две новые  и  совершенно  самостоятельные  правовые  системы: "преторское  право"  (jus  praetonym) и "право народов" (jus gentium). Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов.  Таким образом, в Риме возникла сложная (по сути дела - тройная)  система  источников права. Вступая в должность,  претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы,  с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд.  Эти формулы существенно отклонились от норм цивильного права,  хотя формально претор должен был действовать в его рамках.  Положения, которые содержались в эдиктах, сами не имели силу закона,  но были обязательными, поскольку поддерживались преторской властью.  Сам претор был обязан следовать своему эдикту, срок действия которого истекал через год.  Приходящий ему на смену претор,  как правило,  лишь несколько изменял эдикт своего предшественника, внося в него новые положения и отбрасывая  устаревшие.  Но  поскольку основная  часть эдикта сохранялась, преторское право,  наряду с гибкостью и приспособляемостью, характеризовалось определенной преемственностью и стабильностью.

Особую роль в развитии права в  классический  период сыграли  эдикты претора перегринов,  должность которого была учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами),  а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. В своем правотворчестве (при издании эдикта) он обладал большой свободой усмотрения, мог в своих правоположениях ссылаться на "справедливость" или на "естественный  разум". Созданное преторами перегринов "право народов" было не  международным,  а  внутригосударственным,  т.е.  римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью. С установлением империи постепенно изменилось и  положение преторов в политической системе Рима. Формально преторы сохраняли право на издание эдикта, но их активное правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в первые века нашей  эры  преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Таким образом, содержание эдикта  становилось неизменным,  и он не порождал новых норм права. В связи с этим император Адриан решил кодифицировать преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг.  н.э.). Составленный последним эдикт (известный как эдикт Юлиана) был официально одобрен сенатус-консультом и получил  название "вечного эдикта".  Он стал обязательным для всех  последующих  магистратов.  С  этого времени  преторский  эдикт по сути дела застывает и перестает быть источником новых правовых норм.

      Постепенно укреплялась и расширялась  и самостоятельная  законодательная  власть императоров.  Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных собраний, но во II в. н.э. юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную власть императорам. К этому времени законодательство императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от многих актов  магистратов  действовали  на всей территории римского государства,  а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.

Акты императорской  власти (конституции) делились на следующие основные виды:

1) Эдикты - общие положения,  основанные  на  власти "империум",  содержащие постановления, обязательные для должностных лиц и населения.

2) Рескрипты - ответы или советы  императора  отдельным лицам или магистратам,  запрашивающим консультации по правовым вопросам.

3) Декреты - решения,  вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

Информация о работе Шпаргалка по "Римскому частному праву"