Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение делового этикета на государственной службе, понимание его функций и принципов. Основной вопрос работы: определить, что же такое служебная этика, понять основные принципы и функции, рассмотреть в какой они взаимосвязи с общечеловеческими этическими принципыми, проанализировать те этические и культурные требования, которые предъявляются к управленцу и сделать вывод по данной теме.
Введение 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ УПРАВЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СЛУЖЕБНОГО ЭТИКЕТА
1.1 Понятие этики управления. 4
1.2 Функции и принципы этикета на государственной службе 9
1.3 Основные понятия профессионального этикета госслужащего 14
ГЛАВА 2. ПРАВИЛА ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
2.1 Правила делового этикета между начальником и подчиненным 18
2.2 Правила делового этикета при приветствии, рукопожатии 19
2.3 Правила речевого этикета 20
2.4 Правила деловой переписки 23
2.5 Одежда и внешний вид госслужащего 27
Заключение 30 Список использованных источников 32
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
Кафедра государственного управления и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
ДИСЦИПЛИНА:___Теория управления____________________
ТЕМА:______Деловой этикет в управлении____________________
Выполнил: студент
группы Г23 заочной формы обучения
Карпов Дмитрий Викентьевич
Проверил:
Регистрационный №________
Дата регистрации:___________
Результат проверки:________
Подпись преподавателя:______
Тверь
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Понятие ЭТИКИ УПРАВЛЕНИЯ, основные ПРИНЦИПЫ И функции СЛУЖЕБНОГО ЭТИКЕТА
1.1 Понятие этики управления.
1.2 Функции и принципы этикета на государственной службе 9
1.3 Основные понятия профессионального этикета госслужащего 14
Глава 2. Правила делового этикета на государственной службе
2.1 Правила делового этикета между начальником и подчиненным 18
2.2 Правила делового этикета при приветствии, рукопожатии 19
2.3 Правила
речевого этикета
2.4 Правила
деловой переписки
2.5 Одежда и внешний вид госслужащего 27
Заключение 30 Список использованных источников 32
Введение
Этикет (от франц. etiquette) означает установленный порядок поведения где-либо. Деловой этикет — это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.
«Вопросы делового этикета важны для руководителя, прежде всего потому, что профессионал – это не только тот, кто владеет тонкостями какой-либо специальности, но и тонкостями делового общения. Руководителю любого уровня, чтобы эффективно управлять, необходимо быть специалистом в деловом общении. Эффективное общение невозможно без владения нормами этикета»1. Оно пронизывает всю профессиональную деятельность руководителя.
Работа состоит из введения, 2-х глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты делового этикета госслужащего. Во второй главе освещены основные практические правила делового этикета государственного служащего, а именно: правила делового этикета между начальником и подчиненным, правила делового этикета при приветствии, рукопожатии, правила речевого этикета, правила деловой переписки и одежда и внешний вид госслужащего.
Государственная служба – такой вид управления, который связан с внутренней политикой государства и управлением от имени государства в экономических, социальных и политических вопросах. Делового этикета для госслужащего - это обязательное профессиональное качество, которое необходимо бесконечно совершенствовать.
Целью данной работы является изучение делового этикета на государственной службе, понимание его функций и принципов. Основной вопрос работы: определить, что же такое служебная этика, понять основные принципы и функции, рассмотреть в какой они взаимосвязи с общечеловеческими этическими принципыми, проанализировать те этические и культурные требования, которые предъявляются к управленцу и сделать вывод по данной теме.
Выбранная мною тема необходима для каждого госслужащего, и данной проблеме в последнее время уделяется большое внимание общества. Главная необходимость внимания к данным вопросам, прежде всего, связана с тем, что управленцу приходится постоянно быть в контакте с гражданами, что в свою очередь требует, более внимательного отношения к этическим правилам и нормам поведения в процессе общения.
Главная задача курсовой работы это изучение служебной этики на государственной службе.
Указанные проблемы исследуются в работах Кузнецова А.М.,
Омельченко Н. А. и других авторов. По моему мнению, данной теме посвящено достаточно внимания теоретиков, но нет четкого контроля и понимания в организациях и в связи с этим многие госслужащие искажённо представляют этические нормы и относятся к ним безответственно, с пренебрежением. В то же время проявляется стремление руководствоваться нормами служебной морали, задумываться о своем поведение и репутации, многие начинают вырабатывать свою версию этического кодекса, нередко путём проб и ошибок. Важно разработать единый документ, в котором была бы задана общая система нравственных ориентиров. По настоящий момент для государственного гражданского служащего в России такой документ не разработан.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОЙ ЭТИКИ И ЭТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
«Служебная этика – самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности»2.
Основные понятия служебной этики:
Дисциплинированность – это такая черта характера личности, которая, на прямую связанна с соблюдением правил и законов, установленных в обществе. Под дисциплинированностью зачастую подразумевают способность и мотивацию человека на точное выполнение правил, распоряжений и законов.
Материальная ответственность, сохранность ценностей предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ценности могут быть самыми разными. Необходимость восполнять истраченные ресурсы ложится на доходность и себестоимость продукции увеличивается, отсюда возникает требование сводить потери к минимуму. В эту норму входят сбережение тепла зданий, объектов недвижимости, техники, материалов и т.д.
Межличностные отношения совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.). Госслужащий в сфере своей трудовой деятельности обязан вести себя так, чтобы не возникало межличностных конфликтов, и другие люди смогли бы комфортно работать рядом с ним, при любом межличностном контакте.
Главное требование к подчинённому – это признание им, главного права руководителя - отдавать распоряжения, что является функциональной обязанностью, принятой подчиненным по трудовому контракту.
Государственный служащий должен, исходя из своих обязанностей, необходимым образом выстраивать своё поведение, и отказаться от возможных форм уклонений от исполнений распоряжений. Такое уклонение бывает публичным, с выставлением различных требований к руководителю. Бывает оно и скрытое, принимающее формы тайного («за спиной») провоцирования руководителя на прямые действия против подчиненного. В таких ситуациях служащий для сослуживцев часто может представляться обиженной стороной, а действия его руководителя – неадекватными. Главной причиной таких поступков подчинённых может быть стремление добиться определённого отношения к себе и получения выгод для себя, премий, увеличение оплаты труда и карьерного роста. Этика управления – «Это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властно – распорядительных полномочий, т.е. в сфере управления»3.
Нормы этики управления делятся на две группы: первые, связанные с процессом принятия норм и решений, регулирующие весь процесс общения между подчинёнными и руководителями (по горизонтали и вертикали).
Регулируется данный процесс принятия решения определенными нормами, которые можно разбить на три подгруппы:
1) Нормы, которые регулируют процесс по выдвижения проблемы и подготовку его решения.
Все возникающие решения руководителя должны быть ответственными. Этика управления требовательна для всех уровней управления. Этические требования не могут изменяется в зависимости от уровня управления, они везде должны быть одинаковы. Требования не различаются в различных видах деятельности. Хотя очень часто госслужащий не всегда отдаёт себе отчёт в сложности тех механизмов, которые мешают принятию решения.
Одно из необходимых качеств руководителя – умение понимать последствия принимаемых им решений и правильно прогнозировать получаемые результаты. Наличие такого воображения помогает в принятии решения. Особенность умения предвидения и прогнозирования является возможность просчитывать нравственные последствия принимаемых решений. Решений, которые не несут последствий, нет вообще, только последствия эти могут быть разными. Особенностью нравственных последствий является то, что они могут положительный первоначальный результат сменить на отрицательный и наоборот.
Руководителю должны быть присуще такие качества как компетентность, профессионализм, воля, организаторские способности и необходимые качества лидера: уверенность, умение увлечь и т.д. Но избыток этих качеств, способен превратится в свою противоположность. Так навязывание своих желаний может прикрываться волей к достижению цели, уверенность в своей компетентности – в веру в свою непогрешимость. Все это, порождает такой тип руководителя, который ощущает себя всегда – властелином, который всегда прав и стремится при любых условиях настоять на своём.
Другой тип госслужащих получает характеристику «обучаемых», «внушаемых» и т.д.
В самом начале подготовки управленческих решений очень часто возникают противоречия между знанием о необходимости изменений и незнанием тех конкретных путей, методов и средств этих изменений, незнание механизма функционирования объекта, который находится в управление. Нужно чётко осознавать тот факт, что любая проблема имеет несколько возможных путей решения. Такие пути различаются:
• Временем достижения нужного результата;
• Стоимостью затрат;
• Количеством и качеством привлеченных структур;
• Удовлетворением интересов различных людей, социальных групп, организаций, политических сил, заинтересованных в таком решении.
Наше общество становится
в последнее время более
2) Нормы, которые регулируют процесс обсуждения и принятий решений.
Этот этап обсуждения и принятий решений руководитель должен привлечь, по возможности, представителей всех групп, слоёв населения, всех тех, чьи интересы могут быть затронуты принимаемыми решениеми. Нужно, чтобы в момент обсуждение были представлены, возможно, качественные данные экспертиз и анализ статистических данных по возможным путям решения данных вопросов.
Экспертиза и обзор каждого из вариантов путей решения, требуется, чтобы были представлены различные аргументированные позиции, всех путей решения во всём, что касается расходов, привлечения необходимых ресурсов, выстраивания работы различных структур и специфики возможных последствий.
Управленец от которого зависит принятие того или иного варианта решения проблемы должен иметь мужество отказаться от своего мнения в пользу правильного, а не настаивать на неправильном варианте решения.
3) Контроль и исполнение решений.
Точка зрения, что исполнение решений – только административный процесс, который состоит из оформления решений, определение исполнителей и поставки перед ними задач, составление плана выполнения решения и т.д. Главное в исполнении решений то, что принятое решение может привести эту систему в состояние нестабильности. Главное для госслужащего в процессе исполнения решения – отслеживать состояние системы, для обнаружения признаков нестабильности, а при их появлении необходимо либо прекращать исполнение решений, либо корректировать действия процесса.
1.2 Основные функции и принципы этикета на государственной службе
Этикет государственных