Товар и услуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:11, реферат

Краткое описание

Торгуемый товар представляет собой совершенный заменитель импорта, а неторгуемый – несовершенный. Что действительно важно для разграничения торгуемых и неторгуемых товаров, так это механизм определения цены товара. Цена торгуемого товара определяется мировым рынком, а неторгуемого – внутренними, национальным условиями. Сильнее всего от удорожания производственных ресурсов страдает торгуемый несырьевой сектор, который не в состоянии в ответ на рост издержек увеличить цену производимого товара.

Вложенные файлы: 1 файл

исправленные материалы ВЭД 20.03.2011.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

ТОВАР

 

Товар - сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.

Общепринятое определение  товара – «продукт труда, произведенный для продажи» (Большая Советская Энциклопедия. – 3-е изд. – т.26. – с.37) – остается справедливым для коммерции. Однако маркетологи подчеркивают возможность использовать товар, потреблять товар, а не только обменивать на деньги: «товар – это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность» (Котлер Ф. Управление маркетингом. – М., 1980. – с.17) или «товар – это комплекс полезных свойств вещи, поэтому … он автоматически включает все составные элементы, необходимые для материального удовлетворения нужд потреблителя» (Маджаро С. Международный маркетинг. – М., 1977. – с.42-43).  

В законе «Об основах регулирования  внешнеторговой деятельности» дается определение товара:

товар – являющиеся предметом  внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река-море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара.

Особенности международной купли-продажи товара:

- товар имеет четко выраженную  материальную форму, которая в  процессе потребления теряет свои качества; можно определить параметры качества (технические и                         экономические), а значит и изменение параметров качества в процессе движения до потребителя и в процессе потребления;

- товар в своем движении  пересекает  национальные границы государств. Данное пересечение можно контролировать.

Классификации материальных товаров в международной  коммерции:

  1. товары широкого потребления и товары производственного назначения.

Товары широкого потребления –  это:

а)  товары повседневного спроса (потребитель покупает часто, с минимальными усилиями на их сравнение между собой – Ф.Котлер Основы маркетинга – с.288);

б) товары предварительного выбора (потребитель в процессе выбора и покупки сравнивает между собой  по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления – Ф.Котлер с.288);

в)  товары особого  спроса (имеют уникальные характеристики, ради приобретения которых потребитель  готов затратить дополнительные усилия – Ф.Котлер с.289).

Товары производственного  назначения – это:

а) сырье,

б) полуфабрикаты,

в) готовая продукция.

  1. торгуемый и неторгуемый товары.

Торгуемый товар представляет собой  совершенный заменитель импорта, а  неторгуемый – несовершенный. Что  действительно важно для разграничения  торгуемых и неторгуемых товаров, так это механизм определения  цены товара. Цена торгуемого товара определяется мировым рынком, а неторгуемого – внутренними, национальным условиями. Сильнее всего от удорожания производственных ресурсов страдает торгуемый несырьевой сектор, который не в состоянии в ответ на рост издержек увеличить цену производимого товара. Это связано с тем, что полный аналог товара можно закупить на мировом рынке по фиксированной цене. Прибыльность же неторгуемого сектора вполне способна возрасти, так как бум в сырьевом секторе влечет за собой рост доходов в экономике и соответственно удорожание неторгуемых товаров, что может компенсировать увеличение издержек.

Классическим примером неторгуемых  товаров являются услуги, но, как  не парадоксально, в настоящее время  в России к неторгуемым товарам  можно отнести большую часть продукции обрабатывающей промышленности. Последняя выпускает в основном не очень качественные недорогие товары (с небольшой добавленной стоимостью). С учетом низкой цены таких товаров импорт их точных аналогов оказывается нецелесообразным прежде всего в силу относительно высоких транспортных издержек, а также импортных пошлин.

Соответственно на внутреннем рынке  потребитель зачастую выбирает не между  российским и импортным товарами аналогичного качества, а между менее  качественным, но и более дешевым  российским товаров и более качественным и более дорогим импортным. Как следствие, цены большинства товаров, производимых российской обрабатывающей промышленностью, определяются соотношением внутреннего спроса и предложения, хотя и с учетом уровня цен на импортную продукцию.

В долгосрочной перспективе темпы  экономического роста определяются темпами роста производительности труда и капитала.  Естественно  предположить, что наиболее быстрый  НТП характерен для сектора, который  производит товары  с высокой  долей добавленной стоимости и испытывает стимулирующее влияние сильной конкуренции с иностранными товарами. Соответственно «сжатие» самого перспективного с точки зрения НТП сектора влечет за собой снижение  долгосрочных темпов экономического роста. (Экономическая экспертная группа. Инфляция и валютная политика// Вопр.экономики.2003.№12. с.46-47).

3.глобальный и национально ориентированный  товары.

Глобальный товар рассматривается  как стандартизованный товар, предлагаемый глобальной компанией 

При выходе на зарубежные рынки фирма должна обязательно знать преимущества и недостатки своего товара в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. В связи с этим возникает необходимость анализа возможностей адаптации. Адаптация рассматривается как:

  • адаптация по отношению к законам и местным предписаниям,
  • адаптация в зависимости от особенностей обслуживания,
  • адаптация в зависимости от символических характеристик  (восприятие символов – восприятие цветов, форм предметов, сочетание многих символов одного продукта),
  • адаптация в зависимости от затрат на осуществление каждого из вариантов адаптации.

 

           4.стандартизованный  и дифференцированный товары.

Стандартизованный товар предлагается различными производителями, но  принимается потребителем как однородный по всем параметрам качества. В современной экономике таких товаров становится все больше, так как вырабатываются международные стандарты качества. Сделки по стандартизованным  товарам сами становятся стандартными, заключаются типовые договоры. Примеры таких товаров: кофе, зерно, молоко с определенным процентом жирности и другие.

Дифференцированный товар, предлагаемый различными производителями и воспринимаемый потребителем как разный.

Разновидность данной группы товаров – фирменные товары (ФЗ РФ «О товарных знаках …»). Фирменные товары обладают особыми качествами и продаются, как правило, под определенным наименованием (торговая марка, торговый знак). Итак, фирменный товар – это товар стандартного качества, который в стандартных количествах и упаковке продается под определенным наименованием на значительном сегменте рынка.

От каждого потребителя  зависит, воспринимает ли он данный товар  как стандартизованный или как  дифференцированный. В соответствии с этим многие потребители в отличие  от приведенного примера (молоко) не считают сельскохозяйственные продукты стандартизованными, они для них глубоко дифференцированные продукты.

Фирмы-производители  определяют не только отдельный товар  как предмет торговли, но и товарный ассортимент – группа товаров, тесно  вязанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых фирм, или в рамках одного и того же диапазона цен. (Ф.Котлер  Основы маркетинга, с.311)

Расширение ассортимента можно осуществить двумя способами:

  • решение о наращивании товарного ассортимента. Наращивание может идти вниз, вверх и одновременно в обоих направлениях;
  • решение о насыщении товарного ассортимента. Оно идет за счет добавления новых изделий в его существующих рамках.

Товарная номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом. (Ф.Котлер с.313)

5. Особое значение  при осуществлении экспортно-импортных  операций обращается на такие группы товаров, как

- взаимозаменяемые,

- взаимодополняемые товары.

Покупка таких  групп  товаров, как правило, усложняет  осуществление коммерческих операций.

Взаимодополняемые товары могут производиться одной компанией  либо эти товары производятся разными компаниями с учетом технических характеристик, на основе которых товары дополняют друг друга в процессе потребления.

 

6. Потребитель решает, какой вид товара он будет закупать, но при этом современный потребитель учитывает фактор новизны товара. В данном случае возникают   проблемы:

покупка-продажа товара с уникальными качествами. Эти  товары формируют новую потребность, например лекарства;

формирование нового товара, которое связано с усовершенствованием  и развитием параметров качества, например товары длительного пользования;

формирование сравнимого товара. Выпускается товар, который  на прежнем уровне удовлетворяет  потребность;

предоставление рынку  устаревшего товара. Он удовлетворяет  потребность, но по параметрам качества уступает аналогам.

Особая проблема в коммерческой деятельности – это учет жизненного цикла товаров. Продолжение жизни товара используется ТНК в современных условиях на основе продажи его в развивающиеся страны.

Рассматривается и проблема обновляемости продукции. Она оценивается  через показатель – доля новой продукции в общем объеме продаж. С развитием конкуренции осуществляется частое обновление выпускаемых изделий, рост их номенклатуры, снижение серийности производства. Количество видов, типоисполнений и типоразмеров изготавливаемых изделий в последнее время удваивается каждые 8-10 лет. (Горбунов с.97) Некоторые  промышленные фирмы используют показатель обновляемости как плановый для предприятий. Управление фирмой все больше трансформируется в управление нововведениями.

 

7. Также учитывается и проблема наукоемкости товара. Выделение высокотехнологичных товаров носит условный характер. В вещной форме  - это машины, оборудование приборы и т.п. К ним причисляются товары по показателю наукоемкости – отношение НИОКР  к объему производства. Низший уровень установлен в 3,5%. Чем сложнее товар, тем он дороже, поэтому может возникнуть вопрос покупать его или арендовать.

Уровень интеллектуальной ренты в  цене современных российских высокотехнологичных  изделий может составлять от 50 до 70%  (Зайцева Н.К. Интеллектуальная рента – источник воспроизводства интеллектуального капитала// Финансы. - 2004. - №10 . -С. 25)

Таблица – Сдвиги в  структуре мирового товарного экспорта (исключая топливо) за 1980-1998 гг. (в % г  итогу)

Товарные группы по технологическому уровню

            1980 г.

  1998 г.

Высокотехнологичные товары

20,2

30,2

Среднетехнологичные товары

                                   26,4

29,6

Низкотехнологичные товары

10,1

7,6

Продукция трудоемких и сырьевых отраслей

40,4

29,8

Неклассифицированные товары

2,9

2,8


См.: Данилин А.М. Внешняя  торговля Росси в 2002 г.//Внешнеэкономический  бюллетень . - 2003. - №4 . –С46.

Доля экспорта высокотехнологичных  товаров России в международной  торговле – 0,3%. Россия экспортирует такого рода продукции в 5 раз меньше, чем Таиланд, в 8 раз меньше Мексики, в 10 раз – КНР и в 14 раз меньше, чем Республика Корея. (См.: Смирнов В.П. Внешняя торговля России: вопросы стратегического развития// Внешнеэкономический бюллетень. -2003 . - №4 . -С.11)

 

В международной коммерческой деятельности стоит вопрос о коммерческой деятельности по отношению к товарам-подделкам, к так называемой контрафактной продукции. По данным Интерпола 5 % международного товарооборота – товары-подделки. Особенно замечено такое производство в странах - Италия, Польша, Китай. Китай имеет государственную политику по производству подделок. В настоящее время ведется активная борьба государств, компаний, Интерпола против данного производства. Готовые товары по мере возможности изымаются из оборота, уничтожаются. По мнению российских аналитиков  за последние 4-5 лет качество контрафактной продукции выросло.

          По официальным  данным Роспатента, оборот всей  поддельной продукции, включая  товары народного потребления.  На российском рынке составляет 80-100 млрд. руб. в год. По данным неофициальной статистике оборот контрафакта в России оценивается в 2-3 млрд.дол. в год. Самые популярные подделки: в лидерах одежда и обувь марки "Адидас", джинсы "Ливайс", часы "Ролекс", рулевые тяги для "Мерседеса", сигареты Marlboro, HB, Winston, LM, West, лекарство "Виагра". Основные страны-поставщики контрафакта в Россию – 98% подделок идет из стран дальнего зарубежья, преимущественно Юго-Восточной Азии, Китая, Таиланда и Малайзии. 2% поступает из стран СНГ. (Т.Зыкова Что подделывают чаще всего в России?/Российская газета 14 января 2005 г. //htth://www.rg.ru/2005/01/14/poddlki.html).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В международной коммерции осуществляется кодирование товаров.

Информация о работе Товар и услуга