Компоновка и технические характеристики ЗИЛ-4972 и ЗИЛ-4906
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:25, реферат
Краткое описание
Завод имени Лихачева (далее ЗИЛ) начинает свою историю с 1916 года. Именно в этом году было принято решение об основании Автомобильного завода АМО. Изначально на нем планировалось производство Фиатов образца 1915 года. Но в 1918 году проект национализировали, а производство приостановили. К этому моменту на заводе успели собрать более тысячи грузовиков итальянского типа. С 1919 года по 1923 год ЗИЛ занимался в основном ремонтом автомобилей и производством моторов. Так же, завод участвовал в танковой программе, в течение которой было изготовлено 24 танковых двигателя
Содержание
Введение История создания комплекса ПЭМ «490» Компоновка ЗИЛ-4906 Первые испытания ЗИЛ-4906 Тактико-технические характеристики ЗИЛ-4906 История создания ЗИЛ-4972 Компоновка ЗИЛ-4972 Первые испытания ЗИЛ-4972 Тактико-технические характеристики ЗИЛ-4972 Заключение Список литературы
Министерство образования и
науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный
университет
имени первого Президента России
Б. Н. Ельцина»
Факультет безопасности
Кафедра защиты в чрезвычайных
ситуациях
Домашнее задание №1
по дисциплине:
Спасательная техника и базовые
машины
на тему:
«Компоновка и технические
характеристики
ЗИЛ-4972 и ЗИЛ-4906»
Выполнила: студентка
гр. ВБ-310201
Ибрагимова З. М.
Проверил: преподаватель Кот А.М.
Екатеринбург
2013 г.
Содержание
Введение
2
1
История создания комплекса
ПЭМ «490»
3
2
Компоновка ЗИЛ-4906
5
3
Первые испытания ЗИЛ-4906
9
4
Тактико-технические характеристики
ЗИЛ-4906
23
5
История создания ЗИЛ-4972
25
6
Компоновка ЗИЛ-4972
27
7
Первые испытания ЗИЛ-4972
31
8
Тактико-технические характеристики
ЗИЛ-4972
40
Заключение
42
Список литературы
43
Введение
Завод
имени Лихачева (далее ЗИЛ) начинает свою
историю с 1916 года. Именно в этом году было
принято решение об основании Автомобильного
завода АМО. Изначально на нем планировалось
производство Фиатов образца 1915 года.
Но в 1918 году проект национализировали,
а производство приостановили. К этому
моменту на заводе успели собрать более
тысячи грузовиков итальянского типа.
С 1919 года по 1923 год ЗИЛ занимался в основном
ремонтом автомобилей и производством
моторов. Так же, завод участвовал в танковой
программе, в течение которой было изготовлено
24 танковых двигателя. Начиная с 1925 года,
завод был переименован в 1-й Государственный
автомобильный завод. В 1927 году директором
был назначен И.А. Лихачев. С этого года
завод начинает развиваться, выпуская
различные модели автомобилей, собранные
по американским лицензиям. К 1934 году ЗИЛ
выпускал около 100.000 автомобилей в год,
большинство из которых являлись легендарными
ЗИС-5. К 1975 году ЗИЛ имел мощность по выпуску
200.000 автомобилей в год, за что был награжден
Орденом Октябрьской революции. К сожалению,
после распада СССР, предприятие сильно
уменьшило объемы производства. Начавшийся
кризис на ЗИЛе, стал причиной практически
полной остановки производства автомобилей.
На данный момент завод имени Лихачева
находится в большом упадке. Множество
цехов заброшены, а руководство предприятия
безуспешно ищет финансирование и спонсоров. В данной работе будут рассмотрены
компоновки и тактико-технические характеристики
двух моделей: ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-4972.
История создания
комплекса ПЭМ «490» - «Синие птицы»
В статье
попользованы фото из архивов ОГК СТ АМО
ЗИЛ и Федерального управления авиационно-космической
службы поиска и спасания (ФПСУ)
Комплекс ПЭМ «490»
- Синие птицы»
Многолетний опыт эксплуатации
поисково-эвакуационных установок ПЭУ и испытаний опытных амфибий ПЭУ-2 (5901), ПЭУ-3 (4904) и 49042 позволил сформировать основные
требования к комплексу поисково-эвакуационных
машин (ПЭМ) В результате напряженных исследований
так и не удалось создать автомобиль, обладающий
абсолютной проходимостью на снегу, воде,
болоте и твердом грунте, поэтому и возникла
идея использовать комплекс машин.
Для движения по дорогам общего
пользования, на пересеченной местности,
на внутренних водоемах с открытой водной
поверхностью было решено использовать
колесные автомобили-амфибии высокой
проходимости. Одна колесная машина служила
для эвакуации с места приземления спускаемого
аппарата (СА) и оборудовалась краном и
грузовым отделением. Вторую колесную
амфибию планировалось оборудовать пассажирским
салоном, где должны были размещаться
медицинский персонал и аппаратура для
оказания первой помощи космонавтам. Для
эксплуатации на снегу глубиной более
1 м, на болотах любой глубины и водоемах,
покрытых тонким льдом, было предложено
задействовать небольшой шнекороторный
снегоболотоход, который предполагалось
перевозить на колесном автомобиле-амфибии.
Использование комплекса из
двух колесных машин давало большие тактические
преимущества. Такие амфибии могли помогать
друг другу при преодолении сложных участков
на бездорожье. Испытания показали, что
при движении в тандеме двух автомобилей,
соединенных жесткой сцепкой, достигается
чуть ли не двукратное повышение проходимости.
Второй автомобиль всегда мог придти на
помощь застрявшей машине. Кроме того,
наличие двух поисковых машин позволяло
с высокой точностью запеленговать объект
поиска.
Главным требованием ко всем
машинам комплекса стала авиатранспортабельность,
так как для скорейшего прибытия в район
поиска их перевозка должна была осуществляться
имеющимися в поисково-спасательных частях
самолетами и вертолетами. Кроме того,
части ПСС, как правило, работали на местах,
где были в основном грунтовые аэродромы,
на которые могли садиться только самолеты
Ан-12 и вертолеты Ми-6. Поэтому к автомобилям-амфибиям
предъявлялись дополнительные очень жесткие
требования по габаритам—высота машин
не должна была превышать 2 м.
Подготовка технического задания
на комплекс, получивший обозначение «490», началась
еще в декабре 1972 г. Для согласования тактико-технического
задания 12 января 1973 г. СКВ ЗИЛ посетили
генерал Л.Н. Страхов, начальник отдела
управления ВВС В.М. Романенко, начальник
отдела технической службы ВВС В.В. Иванов.
Впрочем, В.М. Романенко и В.В. Иванов в
этот период постоянно бывали в СКБ ЗИЛ,
кроме технического задания контролируя
процесс сборки машин ПЭУ-1М и 49042. 20 апреля
В.А. Грачев подписал у зам. министра автопрома
Е.А. Башинджагяна тактико-технические
требования на комплекс.
В это время полным ходом шли
испытания амфибии 49042, созданной на облегченных
оригинальных агрегатах. Военные присматривались
к новой машине и внимательно следили
за испытаниями. Однако в ее конструкции
имелись два существенных изъяна. Вначале
при проектировании просто забыли про
водоходный движитель: для него не был
предусмотрен отбор мощности в новой раздаточной
коробке. Привод на водомет пришлось брать
с боковой КОМ коробки передач, не рассчитанной
на такую нагрузку. На испытаниях КОМ неоднократно
ломалась. Вторым существенным недостатком
были жестко подвешенные к корпусу центральные
колеса. Отсутствие подвески сказывалось
на плавности хода машины и снижало ее
максимальную скорость при движении по
дорогам с твердым покрытием, поэтому
в качестве прямого прототипа новой колесной
амфибии комплекса ПЭМ машина 49042 не рассматривалась.
На ней отрабатывались новые узлы и агрегаты,
проходили тактические испытания по поиску
СА в реальных условиях. Для всех было
очевидно, что нужна новая машина.
2 июля 1974 г. В.В. Шестопалов
закончил разработку раздаточной
коробки с отбором мощности
на водомет. 22 августа А. П. Селезнев
представил общий вид водяных
рулей. 16 сентября вышел приказ
и.о. генерального директора ПО
ЗИЛ В.Л. Мельникова №352 о постройке
изделий 4906, 49061 и 2906. Главному конструктору
СКВ ЗИЛ В.А. Грачеву предписывалось до
1 ноября выдать полный комплект конструкторской
документации. 19 сентября кузовщики закончили
вычерчивать кабину и начали мотоотсек
амфибии 4906. 26 сентября начальник КБ гидравлики
Ю.И. Соболев подготовил всю конструкторскую
документацию на водоходный движитель.
2 октября были готовы кальки корпуса.
12 ноября началось изготовление деревянного
макета кабины и макетирование посадочного
места водителя. В декабре на макете проверяли
размещение приборов радионавигационного
комплекса. Проект комплекса отправили
на согласование командиру технической
службы ВВС Н.Г. Фролову.
Компоновка ЗИЛ-4906
В январе 1975 г.
приступили к сборке первой машины — грузовой ЗИЛ-4906, а
в марте - пассажирской ЗИЛ-49061. Грузовая
машина комплекса «490» была собрана 31 мая
1975 г., а пассажирская — 6 июня.
Автомобиль с комплектом
дополнительного оборудования
С поплавками
Внешний вид амфибий
ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 комплекса «490».
ЗИЛ-4906 был скомпонован с кабиной
(рубкой) перед двигателем. Сразу за моторным
отсеком находилась грузовая платформа,
а в варианте ЗИЛ-49061 - пассажирский салон.
Это позволило уменьшить габарит машины
по высоте и обеспечило удобный привод
водоходного движителя - от заднего торца
раздаточной коробки.
Машина получила водоизмещающий
корпус, изготовленный из полиэфирной
смолы, армированной стеклотканью. Рабочие
места водителя и трех членов экипажа
располагались во встроенной в корпус
рубке (кабине) экипажа, в которой также
находились контрольно-измерительные
приборы, радиокомпас и навигационная
аппаратура. Сверху рубка закрывалась
съемным колпаком. Для посадки и высадки
экипажа в крыше колпака были предусмотрены
два люка с крышками. Ветровые стекла колпака
оснащались трехщеточным пневматическим
стеклоочистителем и электрическим омывателем
стекол с ручным включением.
Сиденье водителя — полужесткого
типа, анатомического профиля, регулировалось
по росту водителя и углу наклона спинки.
Для облегчения посадки и высадки экипажа
через люки колпака кабины спинку сиденья
водителя и правую спинку сиденья экипажа
выполнили откидными. Сиденье членов экипажа
могло откидываться вперед. Двухместная
спинка также откидывалась вперед, открывая
доступ в багажник. Внутренняя полость
спинки в откинутом положении могла служить
в качестве стола. Рабочие места водителя
и членов экипажа были оборудованы ремнями
безопасности «Норма».
В пассажирском варианте в задней
части водоизмещающего корпуса был встроен
салон, предназначенный для размещения
и обслуживания трех пассажиров и трех
врачей. Для сообщения с рубкой в пассажирском
салоне имелось радиопереговорное устройство
(СПУ). Пол кабины был покрыт шерстяным
или резиновым ковром. Посадка в салон
производилась через дверь в задней стенке.
На плаву для входа в пассажирский салон
использовался передний люк-лаз. Для погрузки
носилок в задней стенке салона выполнили
специальный люк-лаз.
Остекление салона состояло
из десяти глухих безопасных закаленных
стекол. В темное время суток салон освещался
двенадцатью плафонами. В пассажирском
салоне, кроме зависимой системы отопления,
состоящей из двух воздушно-жидкостных
отопителей, использующих тепло системы
охлаждения двигателя, был установлен
независимый воздушный отопитель и кондиционер.
В состав оборудования пассажирского
салона входили трое носилок, три подушки
многоместного сиденья и три откидных
сиденья. Крепление носилок осуществлялось
за поручни в трех точках на специальных
съемных кронштейнах с резиновыми амортизаторами.
При использовании многоместного сиденья
носилки ставились на ребро и крепились
кронштейнами и ремнями к стенке. В шкафах
у входа в пассажирский салон находились
горноспасательные аппараты ГСА-8М, авиационные
спасательные жилеты АСЖ-58, поисковый
ВЗИП, летное зимнее обмундирование и
т.д. Под сиденьями размещались бензопримус,
грелки, термосы, запас воды в 20-литровом
бидоне, комплект медицинских шин, морские
спасательные костюмы, спасательная лодка
ЛАС-5М, швартовые фалы. В передней части
в шкафах имелись поильник и неприкосновенный
запас. С левой стороны за шкафом был оборудован
рукомойник.
В грузовом исполнении амфибии
в задней части корпуса размещался неповоротный
двухбалочный кран с гидравлическим приводом
механизмов подъема и поперечного перемещения
груза. Внутри крановых балок были установлены
аутригеры. Погрузка СА производилась
с помощью специальной траверсы, а его
перевозка осуществлялась на специальном
ложементе. После погрузки на ложемент
на СА сверху надевалось швартовочное
кольцо, и он закреплялся с использованием
натяжного механизма.
Кроме СА, грузовая амфибия
ЗИЛ-4906 могла грузить (с помощью штатного
крана) и перевозить на себе шнекороторный
снегоболотоход.
ЗИЛ-4906 (49061) имел бортовую схему
трансмиссии. Сразу за рубкой экипажа
в моторном отсеке был установлен бензиновый
двигатель типа ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с,
оснащенный двухдисковым сцеплением ЗИЛ-137
и механической 5-ступенчатой коробкой
передач типа ЗИЛ-131. От коробки передач
крутящий момент передавался на 2-ступенчатую
планетарную раздаточную коробку, от которой
осуществлялся привод средних и задних
бортовых редукторов и редуктора привода
гребных винтов. По конструкции раздаточная
коробка, бортовые и колесные редукторы
повторяли установленные на автомобиле
ЗИЛ-132Р. Отличие заключалось в том, что
на ЗИЛ-4906 (49061) бортовые и колесные редукторы
для исключения попадания воды оснащались
системой наддува внутренних полостей
агрегатов.