Маркетинг в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 07:13, реферат

Краткое описание

Практически все субъекты туристской деятельности, в той или иной мере, вынуждены заниматься маркетингом. При этом, естественно, что для туроператора, ресторана, авиакомпании, конечные цели различны. Так, туристская фирма за счет удовлетворения потребностей клиента, стремится к увеличению прибыли.

Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существенные положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены и в туризме.

Вложенные файлы: 1 файл

марк в Т.docx

— 84.05 Кб (Скачать файл)

1.1.Маркетинг в туризме

 

    Практически все  субъекты туристской деятельности, в той или иной мере, вынуждены  заниматься маркетингом. При этом, естественно, что для туроператора, ресторана, авиакомпании, конечные  цели различны. Так, туристская  фирма за счет удовлетворения  потребностей клиента, стремится  к увеличению прибыли. 

 

  Туризм по своим  основным характеристикам не  имеет каких-либо принципиальных  отличий от других форм хозяйственной  деятельности. Поэтому все существенные  положения современного маркетинга  могут быть в полной мере  применены и в туризме.

 

 В то же время  в туризме есть специфика, отличающая  его не только от торговли  товарами, но и от других форм  торговли услугами. Здесь имеет  место торговля как услугами, так и товарами (по оценкам  специалистов, доля услуг в туризме  составляет 75 %, товаров - 25 %), а также  особый характер потребления  туристских услуг и товаров  вместе их производства, более  того; в определенной ситуации.

 

 В традиционном производстве, имеющем конкретный результат  труда (товар в материально-вещественной  форме), понятие маркетинга имеет  более конкретное содержание. В  туризме результат деятельности  сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт - это любая услуга, удовлетворяющая  те или иные потребности туристов  и подлежащая оплате с их  стороны. К туристским услугам  относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые,  коммунальные; посреднические и  др. В то же время «туристский  продукт» можно рассматривать  в узком и широком смысле. Туристский  продукт в узком смысле - это  услуги каждого конкретного сектора  туристской индустрии (например, гостиничный продукт, турпродукт  туроператора, транспортного предприятия  и т.д.). В широком смысле туристский  продукт - это комплекс товаров  и услуг, в совокупности образующий  туристскую поездку (тур) или  имеющий к ней непосредственное  отношение. Основным туристским  продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете».

 

 Как нет однозначного  определения маркетинга в целом,  так отсутствует единое толкование  маркетинга туризма. Так, исходя  из определения понятия «турист», данного Всемирной туристской  организацией (ВТО), французские специалисты  Р. Ланкар и 

 

Р. Оллье отмечают, что  туристский маркетинг - это «серия основных методов и приемов, выработанных для исследования, анализа и решения  поставленных задач. Главное, на что  должны быть направлены эти методы и приемы,- выявление возможностей наиболее полного удовлетворения потребностей людей с точки зрения психологических  и социальных факторов, а также  определение способов наиболее рационального  с финансовой точки зрения ведения  дел туристскими организациями (предприятиями, бюро или ассоциациями), позволяющих  учитывать выявленные или скрытые  потребности в туристских услугах. Такого рода потребности могут определяться либо мотивами отдыха (развлечения, отпуск, здоровье, обучение, религия и спорт), либо другими мотивами, которые нередко  имеются у предпринимательских  групп, семей, различных миссий и  союзов».

 

 Некоторые авторы вкладывают  в понятие маркетинга в туризме  более глобальное содержание, как,  например, швейцарский специалист  Ё. Крипендорф: «Туристский маркетинг  - это систематическое изменение  и координация деятельности туристских  предприятий, а также частной  и государственной политики в  области туризма, осуществляемой  по региональным, национальным или  международным планам. Цель таких  изменений заключается в том,  чтобы наиболее полно удовлетворять  потребности определенных групп  потребителей, учитывая при этом  возможности получения соответствующей  прибыли».

 

 Всемирная туристская  организация выделяет три главные  функции маркетинга в туризме:

 

1.Установление контактов  с клиентами ставит своей целью  убедить их в том, что предполагаемое  место отдыха и существующие  там службы сервиса, достопримечательности  и ожидаемые выгоды полностью  соответствуют тому, что желают  получить сами клиенты.

 

2.Развитие предполагает  проектирование нововведений, которые  смогут обеспечить новые возможности  для сбыта. В свою очередь  подобные нововведения должны  соответствовать потребностям и  предпочтениям потенциальных клиентов.

 

3.Контроль предусматривает  анализ результатов деятельности  по продвижению услуг на рынок  и проверку того, насколько эти  результаты отражают действительно  полное и успешное использование  имеющихся в сфере туризма  возможностей.

 

 Немецкие специалисты  В. Ригер, П. Рот, А. Шранд  определяют маркетинг как рыночно-ориентированное  управление, направленное на достижение  целей предприятия путем более  эффективного, чем у конкурентов,  удовлетворения потребностей туристов. При этом подчеркивается, что  маркетинг может использоваться  как на уровне отдельной туристской  фирмы, так и в деятельности  туристских организаций, объединений  на местном, региональном и  национальном уровнях.

 

 Туристский продукт  прежде всего должен быть хорошим  приобретением. В связи с этим  маркетинг представляет собой  последовательные действия туристских  предприятий, направленные на  достижение такой цели. Поэтому  достаточно логичным и обоснованным  является следующее определение  туристского маркетинга:

 

маркетинг в туризме - это  система непрерывного согласования предлагаемых услуг с услугами, которые  пользуются спросом на рынке и  которые туристское предприятие способно предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем это делают конкуренты.

 

 Это определение содержит  ряд идей, которые следует помнить  при организации туристского  маркетинга:

 

•  Маркетинг – это  не только реклама и продажа туристских услуг, а весь комплекс вашей деятельности с учетом потребительского спроса.

 

•  Маркетинг – это  непрерывный процесс, направленный на прогнозирование будущего.

 

•  Необходимо согласовывать  внутреннюю деятельность туристского  предприятия с условиями внешней  среды.

 

•  Нужно смотреть на свои услуги с точки зрения потребителя  и стараться прогнозировать изменения  потребительского спроса.

 

•  Добиваться прибыли  за счет качественного предоставления услуг.

 

 Туризм, в соответствии  с определением ВТ'О, является  не только экономическим, но  одновременно социальным, культурным, экологическим и политическим  явлением. Исходя из этого, маркетинг  необходимо использовать с максимальным  учетом всех перечисленных факторов. Тогда он в большой степени  будет отражать интересы как  туристских фирм, так и потребителей-туристов. Ввиду того, что туризм- сложная  система, симбиоз экономики, политики, экологии, культуры, для достижения  положительного маркетингового  эффекта необходима тесная координация  маркетинга различных организаций  и предприятий. Концепция маркетинга  в туризме носит больше, чем  где-либо, целостный и всеобъемлющий  характер.

 

1.2. Концепции маркетинга  в туризме

 

 В промышленно развитых  странах была создана новая  система регулирования производственно-сбытовых  процессов, вызванная значительным  увеличением производства товаров,  объем которых стал превышать  спрос. В результате, в теории  и практике маркетинга был  сделан акцент на конкретного  потребителя с его реальными  нуждами и потребностями. Это  позволило сформулировать современную  концепцию маркетинга.

 

 В соответствии с  концепцией маркетинга вся деятельность  фирмы должна осуществляться  с постоянным учетом состояния  рынка и основываться на точном  знании нужд и потребностей  потенциальных покупателей, их  оценке и учете возможных изменений  в будущем.

 

 Маркетинг в туризме-  продукт коллективного творчества  предпринимателей разных стран.  Маркетинг развивается и во  времени. На каждом этапе развития  рыночных отношений формировался  свой, особый подход к коммерческой  деятельности в туризме (табл.1 приложения).

 

 Исторически первой  возникла так называемая производственная  концепция. Она широко использовалась  туристскими предприятиями в  50-е годы ХХ века. Именно в  этот период спрос на туристские  услуги значительно превышал  предложение (рынок продавца). По  этому практически все туристские  услуги находили на рынке немедленный  сбыт, даже если они и не  вполне отвечали требованиям,  которые предъявляли к ним  потребители; главное - их наличие,  количество, качеству же уделялось  порой минимальное внимание. Конкуренция  на рынке отсутствовала. В результате, потребитель вынужден был приобретать  то, что предлагалось на рынке. 

 

 В начале 60-х годов  стали появляться первые признаки  изменения соотношения между  спросом и предложением на  туристском рынке. Обострилась  конкурентная борьба. В этой ситуации  туристские фирмы стали акцентировать  внимание на проблемах сбыта  своих услуг. Это нашло выражение в использовании концепции интенсификации коммерческих усилий, которая предполагает обеспечение максимального объема продаж с помощью рекламы и мер по стимулированию сбыта.

 

 К середине 70-х годов  в сфере туризма сформировался  рынок покупателя, который предполагает  совершенно иные «правила игры».  Чтобы обеспечить успех в конкурентной  борьбе, необходимо было вначале  тщательно изучить рынок, а  затем уже предложить услуги, соответствующие требованиям этого  рынка. При этом туристские  предприятия не только приспосабливались  к требованиям рынка, но и  сами формировали запросы потребителей.

 

 Следовательно, наряду  со знанием покупательского спроса  ключевым моментом в политике  реализации стало его формирование  на основе изучения проблем  туристов-потребителей. «Отыщите потребности  и удовлетворите их» - это выражение  достаточно полно характеризует  суть концепции маркетинга в  туризме. 

 

 Для более четкого  понимания сущности маркетинга  целесообразно сопоставить его  с концепцией интенсификации  коммерческих усилий (табл. 2 приложения). Обе концепции, без сомнения, довольно  похожи, но маркетинг решает гораздо  больший круг задач. Очень хорошо  это раскрыто американским специалистом  Т. Левиттом, который отмечал:  «Коммерческие усилия по сбыту  – это сосредоточенность на  нуждах продавца, а маркетинг  - это сосредоточенность на нуждах  покупателя. Коммерческие усилия  по сбыту - это забота о нуждах  продавца по превращению его  товара в наличные деньги, а  маркетинг - это задача удовлетворения  нужд клиента по средством  товара и целого ряда факторов, связанных с созданием и потреблением  этого товара».

 

 Основной объект внимания  в концепции интенсификации коммерческих  усилий - существующий туристский  продукт, а обеспечение прибыльного  сбыта требует напряженных коммерческих  усилий и мер стимулирования. В концепции маркетинга главным  объектом внимания являются клиенты  фирмы с их нуждами и потребностями.

 

 Можно выделить следующие  уровни маркетинга в сфере  туризма:

 

- маркетинг туристских  предприятий (туроператоров и  турагентов) представляет собой  процесс согласования их возможностей  и запросов потребителей. Результатом  этого процесса является предоставление  туристам услуг, удовлетворяющих  их потребности" и получение  предприятием прибыли, необходимой  для его развития и лучшего  удовлетворения запросов потребителей  в будущем.

 

- маркетинг производителей  туристских услуг рассматривается  как система комплексного изучения  потребностей и спроса с целью  организации предоставления услуг,  максимально ориентированных на  удовлетворение нужд конкретных  потребителей, и обеспечения наиболее  эффективных форм и методов  обслуживания.

 

- маркетинг общественных  туристских организаций - деятельность, направленная на создание, поддержание  или изменение благоприятного  общественного мнения.

 

- маркетинг территорий  и регионов - деятельность, предпринимаемая  с целью создания, поддержания  или изменения. поведения клиентов  по отношению к конкретным  населенным пунктам, регионам  или даже странам в целом.  подобной деятельностью занимаются  регулирующие и координирующие  органы в туризме на муниципальном,  региональном и национальном  уровнях.

 

 Таким образом, концепция  маркетинга - это ориентация на  нужды и потребности покупателей,  подкрепленная комплексными усилиями, нацеленными на удовлетворение  потребителя. Маркетинг является  единым, непрерывным процессом, поскольку  всегда необходимее знать новые  потребности клиентов и контролировать  достигнутые результаты.

 

1.3Современные тенденции  развития маркетинга туристских  предприятий

 

 С точки зрения осуществления  коммуникации и обмена в условиях  рыночной экономики очевидно, что  маркетинг не является новым  видом деятельности, поскольку охватывает  задачи, которые существовали всегда  и так или иначе решались.

 

 Возникновению, а затем  и усилению роли маркетинга  способствовали сложность экономической  и конкурентной среды, изменения  в спросе на туристские услуги. Особенно сильно влияние последнего  фактора. Современные тенденции  развития спроса на туристские  услуги проявляются в: изменении  стереотипов поведения туристов; специализации и индивидуализации  спроса; экспансии выездного туризма;  экологизации мышления потребителя;  изменении частоты и длительности  туристских поездок; интенсификации  туристского отдыха.

 

 В стереотипах поведения  туристов произошли следующие  изменения:

 

- в мотивации туристских  поездок усиливается влияние  активных форм отдыха (переориентация  с пассивного на активный отдых);

 

- в мотивации туристских  поездок проявляется гедонизм. Он  предполагает спрос на удовольствия  и смену впечатлений, причем  наибольшую значимость приобретает  процесс, а не объект получения  удовольствия.

Информация о работе Маркетинг в туризме