Некоторые особенности и виды легализации денежных средств и другого имущества, приобретенных незаконным путем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 06:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является непосредственный анализ статей связанных с легализацией денежных средств или иного имущества приобретённых незаконным путём, а также проблемы борьбы с данным видом преступлений.
Задачами настоящей работы ставятся: обобщение следственной и судебной практики, проведение анализа применения статей 174 и 174.1 УК РФ.
Предметом исследования были в основном особенности нормативной конструкции ст.ст. 174 и 174.1 УК РФ.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся по поводу предупреждения, пресечения, профилактики деятельности по легализации преступных доходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Уголовно–правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём………………………………………………………………………………5
1.1. Объективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём……………………7
1.2. Субъективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества приобретённых незаконным путём……………………………………………………………………………...15
2. Отграничение преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, от смежных составов преступлений……………………………………………….22
2.1. Предупреждение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список использованных источников…………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовное право обрезки.docx

— 65.83 Кб (Скачать файл)

Федеральная таможенная служба

         Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

RUSSIAN CUSTOMS AKADEMY

 

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова  филиал

Российской таможенной академии

________________________________________________________________________

Кафедра гуманитарных дисциплин

Курсовая

по  дисциплине «Уголовное право»

  на тему: «Некоторые особенности и виды легализации денежных средств и другого имущества, приобретенных незаконным путем»

Выполнил: студент 4 курса

заочной формы обучения

юридического  факультета

группы 4521- з

Антонов А.В.

зачетная  книжка № УЦ - 509203

Проверил: _____________________

(инициалы, фамилия преподавателя)

Оценка _______________________ Подпись _______________________

« ____» ________________2013 г.

 

Санкт-Петербург

2013

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Уголовно–правовая характеристика  легализации (отмывания) денежных  средств или иного имущества,  приобретённых незаконным путём………………………………………………………………………………5

   1.1. Объективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём……………………7

   1.2. Субъективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества приобретённых незаконным путём……………………………………………………………………………...15

2. Отграничение преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК  РФ, от смежных составов преступлений……………………………………………….22

   2.1. Предупреждение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём………………………..29

Заключение…………………………………………………………………….…33

Список использованных источников…………………………………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная тема весьма актуальна, поскольку легализация доходов, полученных преступным путем, стала  одним из самых опасных и распространенных видов преступлений в сфере экономики. Борьба с легализацией денежных средств  или иного имущества, приобретенных  незаконным путем, является одним из приоритетных направлений борьбы с  организованной преступностью, как  в нашей стране, так и во всем мире. Поэтому противодействие легализации  доходов от преступной деятельности признано необходимой мерой для  обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и предотвращения сращивания преступного мира с легальным  бизнесом.  

Негативные последствия  легализации незаконных доходов  многоаспектны и значительны. Легализация  преступных средств, с помощью которых  криминальные капиталы попадают в легальный  оборот, где их уже невозможно идентифицировать, все это наносит непоправимый ущерб экономике России. Высокая  латентность данного вида преступлений, скрытые механизмы легализации  с соответствующими финансовыми  операциями, отсутствие действенных  механизмов отслеживания «теневых»  финансовых потоков и их последующей  легализации, острейший дефицит  квалифицированных кадров в правоохранительных органах, острая нехватка соответствующего методического обеспечения процессов  выявления и расследования легализации - это лишь часть проблем, существенно  тормозящих процесс выявления и  раскрытия фактов легализации доходов, полученных преступным путем. Преступные капиталы, пройдя все стадии легализации, становятся источниками для воспроизводства  многих видов экономических преступлений, служат для подпитки организованной преступности, экстремистских и террористических группировок. Легализованные средства используются для подкупа сотрудников  государственной власти и местного самоуправления, что способствует разрастанию  коррупции и проникновению преступных элементов в политические структуры. Именно легализованный теневой капитал позволяет организованной преступности скупать все виды собственности и устанавливать контроль над экономической, а далее и над политической системой страны. Таким образом, образуется цепь преступных элементов, представляющая серьезную угрозу экономической и в целом национальной безопасности. Важно понимание того, что, ведя борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, государство тем самым борется с экономическими преступлениями, коррупцией и наркоторговлей, а также с другими особо опасными преступлениями, теневой и криминальной экономикой в целом, не исключая и те их сегменты, которые работают на международный терроризм. Именно поэтому в борьбе с легализацией доходов, приобретенных преступным путем, вопросы взаимодействия подразделений правоохранительных органов, Росфинмониторинга, финансово-кредитных учреждений и налоговых органов являются наиболее актуальными в современных условиях. Необходимо отметить комплексность проблемы борьбы с легализацией незаконных доходов, включающей в себя не только правовые, но и экономические, политические, оперативно-розыскные, нравственные аспекты.

Целью курсовой работы является непосредственный анализ статей связанных  с легализацией денежных средств  или иного имущества приобретённых  незаконным путём, а также проблемы борьбы с данным видом преступлений.

Задачами настоящей работы ставятся: обобщение следственной и  судебной практики, проведение анализа  применения статей 174 и 174.1 УК РФ.

Предметом исследования были в основном особенности нормативной  конструкции ст.ст. 174 и 174.1 УК РФ.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся по поводу предупреждения, пресечения, профилактики деятельности по легализации  преступных доходов.

  1. Уголовно–правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём

Глава 22 действующего Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает  ответственность за преступления в  сфере экономической деятельности. Некоторая часть составов преступлений, входящих в эту главу, существовала и в УК РСФСР 1960 г. и относилась к разряду хозяйственных преступлений. За 6 лет действия УК РФ в эту главу  было внесено около 30 изменений и  дополнений. Это свидетельствует  о том, что экономическая основа общества постоянно совершенствуется, и развивается параллельно политическому  и социальному развитию общества. Легализация (отмывание) денежных средств  или иного имущества, приобретенных  другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ). Цель данного уголовно-правового  предписания состоит в том, чтобы  не допустить утаивание или сокрытие истинного происхождения, местонахождения  или движения денежных средств, воспрепятствовать  использованию преступно полученных доходов в легальном финансовом обороте. Для однозначного понимания  сущности процесса легализации и  его общественной опасности необходимо раскрыть понятие отмывания денежных средств, сформировавшееся в российском законодательстве и в российской теории уголовного права. Законодатель дает следующее определение отмыванию  денежных средств: «...легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными  средствами или иным имуществом, полученными  в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных  статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса  Российской Федерации, ответственность  по которым установлена указанными статьями[1]. Не смотря на это, заслуживают внимания определения понятия «отмывание», даваемые отечественными и учеными-юристами, среди которых единства во взглядах не сложилось. Работники правоохранительных органов в своей деятельности должны руководствоваться исключительно тем определением, которое даёт законодатель, так как оно законодательно закреплено и, следовательно, имеет юридическую силу. На общественную опасность деяния, определяемого как преступление, законодатель указывает в ст. 14 УК РФ, которая позволяет понять, почему именно это действие (бездействие) признается уголовным правонарушением. В статье изложено общее определение понятия преступления, которое раскрывает его материально-правовое содержание путем указания на материальную (через общественную опасность) и формальную (через запрещение деяния уголовным законом) его стороны. Формальная сторона выражается в признании преступлением лишь того деяния, которое под угрозой наказания запрещено уголовным законом. Материальная сторона означает, что таковым может быть признано только деяние, обладающее общественной опасностью. В свою очередь, общественная опасность означает, что деяние причиняет или создает угрозу причинения определенного вреда общественным отношениям. При этом вред может быть физическим имущественным или моральным. Сама категория «общественная опасность» носит объективный характер. Необходимо также различать характер и степень общественной опасности преступления. Характер общественной опасности преступления - признак, позволяющий отличать преступление одного вида от преступлений другого вида. Он зависит от социальной ценности того блага, на которое совершено посягательство, а равно других объективных и субъективных признаков, учитываемых законодателем при формировании соответствующих составов преступлений. Степень общественной опасности преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, отличающих одно преступление от другого преступления, ответственность за которое предусмотрена той же статьей или той же частью статьи.

Степень общественной опасности  зависит, в первую очередь, от тяжести  наступивших последствий, их содержания, а также от способа совершения преступления, формы вины, стадии совершения преступления и иных обстоятельств. Степень общественной опасности преступления, имея относительно самостоятельное значение, тесно связана со степенью общественной опасности лица, совершившего это преступление.

Выяснить в чем заключается  общественная опасность легализации (отмывания) денежных средств и причиняется  ли какой-либо вред вследствие совершения данного деяния или создается  только угроза его причинения достаточно сложно, ведь при отсутствии материальных последствий трудно определить вред, причиненный преступлением. В случае легализации денежных средств материальный вред обычно не причиняется, так как  имеет место перемещение имущества, полученного в результате преступления, из криминального оборота в легальный. Само по себе это деяние может нанести  материальный (имущественный) вред только в ограниченном числе случаев  и лишь по отношению к финансовым организациям. Для государства введение в легальный оборот указанного имущества  означает увеличение налогооблагаемой базы и, следовательно, поступление  дополнительных налоговых платежей в бюджеты соответствующего уровня. Что касается конкретных законопослушных  граждан, то отмывание денег вообще не затрагивает их интересов (если не считать влияния на общее качество и уровень жизни в стране).

    

1.1. Объективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусматривается три, а не две статьи о легализации (отмывании) денежных средств или  иного имущества: ст.174 УК РФ " Легализация (отмывание) денежных средств или  иного имущества, приобретенных  другими лицами преступным путем " (действовавшая до 1 февраля 2002 г.); ст.174 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем" (действующая с 1 февраля 2002 г.); ст.174.1 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления" (также действующая с 1 февраля 2002 г.). Дело в том, что хотя формально ст.174 УК РФ " Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем " и утратила силу с 1 февраля 2002 г., тем не менее преступления, совершенные по признакам предусмотренного ею состава (ч.3 ст.174 УК РФ) до 1 февраля 2002 г. представляют собой согласно ст.15 УК РФ соответственно преступления средней тяжести либо тяжкие преступления. Поэтому состав ч.3 ст.174 УК РФ в силу ч.1 ст.78 УК РФ будет действовать соответственно десять лет согласно сроку давности привлечения к уголовной ответственности. Диспозиция ст.174 УК РФ в прежней редакции действовала до 1 февраля 2002 г., поскольку отсутствовал Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, приобретённых преступным путем" от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ. Рассмотрим состав ст.174 УК РФ в прежней редакции как применимый к преступлениям, совершенным до 1 февраля 2002 г. В период введения в действие ст.174 в законодательстве не было легального определения понятия финансовых операций, поэтому практика руководствовалась понятиями, данными в правовой литературе.[2]

Считается правильным мнение, что совершение финансовых операций образуют такие действия, как размещение на счетах в банках по договору банковского  вклада; приобретение на эти средства акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых коммерческими  организациями; обмен таких средств  на иностранную валюту и т.п. Безусловно, финансовой операцией будут действия по кредитному договору, когда "грязные" деньги проводятся как банковский кредит.

Сферой применения комментируемой статьи являлись легальная и нелегальная  предпринимательская деятельность различных видов, в которых в  силу их характера, наличия объективных  и субъективных трудностей осуществления  контроля возможно получение правонарушителем имущественных результатов заведомо незаконных действий путем придания денежным средствам или (и) иному имуществу действительного или мнимого статуса легитимности (легализация). Статья распространялась и распространяется на действия, связанные с использованием незаконно полученных средств от банковской деятельности, оптовой и розничной торговли, игорного бизнеса, услуг, деятельности в некоторых областях производства и пр. При определении сферы применения данного уголовно-правового запрета учитывались социально-экономические закономерности движения денежных ресурсов, возможности их использования и контроля над их происхождением [3]. Преступление имело формальный состав и считалось оконченным в момент проведения операции, признаваемой финансовой, или другой сделки (перевод денег, приобретение валюты и др.) либо в момент заключения сделки [4]. Объективная сторона данного преступления включала в себя действия в виде финансовых операций или других сделок либо использование денежных средств, а равно иного имущества, полученных незаконным путем, т.е. предпринимательскую или иную экономическую деятельность. Предметом анализируемого преступления считались денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте и иное движимое или недвижимое имущество, приобретенное незаконным путем в России и за ее пределами.

Однако, прежде всего, предметом  легализации являлось имущество, полученное в результате совершения таких преступлений, как: хищение, контрабанда, вымогательство, незаконный оборот наркотических средств  и психотропных веществ, оружия, незаконное предпринимательство и банковская деятельность, организация и содержание притонов для занятия проституцией, незаконное распространение порнографических материалов, получение взятки, уклонение  от уплаты налогов и ряда других.

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным  заведомо незаконно, по сложившейся  практике образовывало основное деяние, предусмотренное данной статьей. Характерно, что законодательное регулирование  ответственности за отмывание "грязных" денег необходимо, прежде всего, в интересах борьбы с организованной преступностью, с тем чтобы подорвать финансовую основу этой преступности. Под отмыванием денег в УК РФ следует понимать все операции, осуществляемые с целью утаить или сокрыть наличие, происхождение или целевое назначение финансовых средств (первая стадия), чтобы затем приступить к извлечению из них регулярных доходов (вторая стадия). Таким образом, отмывание представляет собой, прежде всего, легализацию преступного происхождения денег".

Информация о работе Некоторые особенности и виды легализации денежных средств и другого имущества, приобретенных незаконным путем