Правовое регулирование конфискации имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Борьба с преступностью заключается в осуществлении системы мер уголовно-правового, криминологического, воспитательного и другого воздействия. История уголовного права показывает, что со временем меняются не только круг деяний, которые включаются в число преступных, меняются также методы уголовно-правового воздействия - расширяется перечень видов наказаний, применяемых за совершение преступлений, меняется содержание ранее известных мер, вырабатываются иные меры, не являющиеся наказанием, но представляющие собой правовое последствие совершения преступления. Это относится к хорошо известной мере уголовно-правового воздействия - конфискации имущества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Место конфискации имущества в отечественном и зарубежном праве 8
Эволюция конфискации имущества в уголовном законодательстве России
Конфискация имущества в других странах
Глава 2. Правовое регулирование конфискации имущества 23
Юридическая природа конфискации имущества
Содержание конфискации имущества
Соотношение уголовно-правовой и уголовно-процессуальной конфискаций
Заключение 46
Список использованных нормативно-правовых источников
и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по уголовному праву без первой страницы.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                      3

Глава 1.    Место конфискации имущества в отечественном и зарубежном     праве                                                                                                            8

    1. Эволюция конфискации имущества в уголовном законодательстве России
    2. Конфискация имущества в других странах

Глава 2. Правовое регулирование  конфискации имущества                   23

    1. Юридическая природа конфискации имущества
    2. Содержание конфискации имущества
    3. Соотношение уголовно-правовой и уголовно-процессуальной конфискаций

      Заключение                                                                                                  46

Список использованных нормативно-правовых источников

и литературы                                                                                                        48                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Борьба с преступностью заключается в осуществлении системы мер уголовно-правового, криминологического, воспитательного и другого воздействия. История уголовного права показывает, что со временем меняются не только круг деяний, которые включаются в число преступных, меняются также методы уголовно-правового воздействия - расширяется перечень видов наказаний, применяемых за совершение преступлений, меняется содержание ранее известных мер, вырабатываются иные меры, не являющиеся наказанием, но представляющие собой правовое последствие совершения преступления. Это относится к хорошо известной мере уголовно-правового воздействия - конфискации имущества.

На протяжении многих десятилетий конфискация имущества в России была предусмотрена в Уголовном кодексе как вид дополнительного наказания. Возможности ее применения были достаточно широкими. В УК РСФСР 1960 г.1 она предусматривалась в 53 составах преступлений, что составляло 71% от общего числа санкций, содержавших предписания о назначении дополнительных наказаний. В УК РФ 1996 г.2 сфера применения конфискации имущества значительно сократилась. Конфискация была предусмотрена по 45 составам преступлений, что составляло уже 30%.

Однако Федеральным  законом от 8 декабря 2003 г. №162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» конфискация имущества как вид наказания была исключена из УК РФ. В современной России на протяжении более двух лет после принятия Федерального закона от 8 декабря 2003 г. №162-ФЗ3, конфискации имущества как меры наказания, не существовало. Имущество могло быть конфисковано только как вещественное доказательство на основании ст. 81 УПК РФ4. Эта статья давала возможность по приговору суда обратить в доход государства имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем. Существование уголовно-процессуальной конфискации было признано Конституционным Судом РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации5. «Само по себе исключение конфискации имущества как вида наказания из Уголовного кодекса Российской Федерации не может расцениваться как препятствие для сохранения в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации института конфискации имущества, признанного вещественным доказательством по уголовному делу, и, следовательно, для применения этого института судом»6.

Однако отмена конфискации имущества  нарушила ряд международных соглашений, ратифицированных Российской Федерацией, по которым она брала на себя обязательства применять конфискацию имущества к лицам, совершившим преступления.

Так, в ст. 31 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции предусмотрено приостановление операций (замораживание), арест и конфискацию (ст. 31) и является обязанностью  каждого государства-участника принятие таких мер, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации7.  В ст. 12  Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 декабря 2000 г. сказано, что «государства-участники принимают в максимальной степени возможные в рамках их внутренних правовых систем такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации» 8, и т.д.     Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин отмечал, что исключение конфискации как вида уголовного наказания значительно ограничило возможности выполнения Россией своих международно-правовых обязательств по целому ряду конвенций9.

По поводу исключения конфискации  из национального уголовного законодательства свое недоумение высказывали как теоретики, так и практики. Так, целый ряд ученых в ноябре 2003 г. до второго чтения законопроекта об изменении Уголовного кодекса РФ направили письмо на имя Президента РФ, председателей Совета Федерации и Госдумы с выражением несогласия с законопроектом в части исключения конфискации имущества. В нем говорилось: «Убеждены, что таким решением защищаются миллионные преступные доходы, что будет лишь способствовать дальнейшему безнаказанному ограблению страны. Это усилит социальную напряженность в обществе и еще более подорвет доверие населения к власти». Они также обращали внимание на ряд международных и европейских конвенций, ратифицированных Россией, в которых конфискация рассматривается как санкция, наказание или уголовно-правовая мера10. А. Бриллиантов указывал, что решение об исключении конфискации имущества не будет способствовать усилению борьбы с преступностью, в частности с преступлениями в сфере экономической деятельности. Исключение данного вида наказания создает условия, при которых имущество, нажитое преступным путем, изъять будет весьма затруднительно11. Возражали против исключения конфискации имущества как меры наказания ряд других авторов. Итогом отмены конфискации имущества явилось то, что всего за год существования без нее Россия опустилась в коррупционном рейтинге с 90-го на 126-е место и оказалась ниже таких стран, как Мозамбик и Габон12.

27 июля 2006 г. Федеральным законом  № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму"» конфискация имущества была возвращена в УК РФ, но не в качестве наказания, а как «иная мера уголовно-правового характера». Возвращение в УК конфискации имущества как «иной меры уголовно-правового характера» породило споры и непонимание, как со стороны теоретиков уголовного права, так и со стороны практических работников.

Анализируя   статистические данные  Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что конфискация имущества по-прежнему воспринимается только как уголовно-процессуальная конфискация. В форме 3 раздела 3 «Отчета о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел за 6 месяцев 2012 года» есть пункт «Применение мер процессуального характера в виде конфискации имущества (ст. 104.1 УК РФ)». Так, за 6 месяцев 2012 года на территории  РФ данная мера была применена в отношении 306 осужденных лиц, в том числе в отношении 4 несовершеннолетних. Что составляет приблизительно  0,08% по отношению к общему количеству осужденных лиц на территории РФ за данный период (371 563 человека)13. На территории Курганской области по данным сайта Управления Судебного департамента в Курганской области за аналогичный период районными судами осуждено 1999 человек, в отношении 1 лица применена конфискация имущества в порядке ст. 104.1 УК РФ, что составляет примерно – 0,05%, мировыми судами осуждено 1387 лиц, в отношении 1 лица применена конфискация имущества в порядке ст. 104.1 УК РФ (0,07%)14.

По мнению некоторых исследователей, такое положение нельзя признать нормальным. Конфискация имущества - сильное средство в борьбе с преступностью, что доказывает как предшествующая отечественная практика, так и зарубежное законодательство. (Для сравнения: в 1988 г. к наказанию в виде конфискации имущества было приговорено 12 % от общего числа осужденных; в 1991г. - 11 %)15.

 

Объектом исследования данной курсовой работы является конфискация имущества как «иная мера» уголовно-правового характера, а также общественные отношения, возникающие в процессе применения данного института.

Предметом курсовой работы являются нормы, регламентирующие положения о конфискации имущества, закрепленные в международных Конвенциях, ратифицированных Российской Федерацией, Конституции РФ, ранее действовавших правовых актах, в современном российском уголовном и уголовно-процессуальном законодательствах, а также положения уголовного законодательства зарубежных стран относительно конфискации имущества.

Основной целью курсовой работы является теоретический анализ института конфискации в качестве иной меры уголовно-правового характера как самостоятельной уголовно-правовой категории, уяснение юридического содержания норм о конфискации, определение их места в системе мер борьбы с преступностью.

Для достижения указанной  цели были поставлены следующие задачи:

- определить понятие,  выявить юридическую природу  и социальную сущность конфискации  имущества;

- рассмотреть меры уголовно-правового характера как определённое системное образование и определить в нём место конфискации имущества;

- проанализировать законодательную  регламентацию в России данной  уголовно-правовой меры;

- изучить отечественный исторический, международно-правовой и зарубежный  опыт её регламентации;

- провести анализ судебной и  уголовно-исполнительной практики;

Проблемы, связанные с конфискацией имущества в уголовном праве, являются предметом научных дискуссий и диссертационных исследований на протяжении многих десятилетий. Актуальность выбранной темы подтверждается наличием множества изменений, которые претерпел данный правовой институт в законодательной и правоприменительной практике, особенно в последнее десятилетие.

Глава 1.    Место конфискации имущества  в отечественном и зарубежном праве.

    1. Эволюция конфискации имущества в уголовном законодательстве России

  Конфискация как вид наказания уголовному праву известна исстари. Историю развития института конфискации можно разделить на несколько этапов: конфискация имущества в дореволюционный период; конфискация в эпоху социализма; конфискация в современном уголовном праве России.

Сам термин «конфискация» появился в русском законодательстве в XVIII веке, но первые упоминания о конфискации многие исследователи склонны искать еще в Русской Правде, относящейся к XI в. Самыми суровыми мерами, предусмотренными Русской Правдой, принято считать поток и разграбление. Это наказание применялось за поджог, разбой, казнокрадство и другие опасные преступления. Так, ст. 7 Русской Правды устанавливала: «Будеть ли стал на разбои без всякоя свады, то за разбойника люди не платять, но выдадять и всего с женою и с детьми на поток и на разграбление». Текст Русской Правды не раскрывает содержания этой меры. Мнения исследователей о том, что же понимать под ней, разделились. Одна группа исследователей была склонна видеть в ней отдачу виновного (с женой и детьми) в рабство, с обращением имущества в доход князя16.

Ни Двинская, ни Белозерская уставная грамоты  не упоминают о конфискации имущества.

Судебник 1497 г. содержит в себе определенный прообраз этого наказания. Статьи 8, 39 Судебника гласят: «А доведуть на кого татбу, или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело, и будет ведомой лихой, и боярину того велети казнити смертною казнью, а исцево велети доправити изь его статка, а что ся у статка останеть, ино то боярину и диаку имати себе. А противень и продажа боярину и диаку делити: боярину два алтына, а диаку осмь денег…», «А доведут на кого татбу, или разбой, или душегубьство, или ябедничьство, или иное какое лихое дело, а будет ведомой лихой, и ему того велети казнити смертною казнью, а исцево доправити из его статка, а что ся у статка останеть, ино то наместнику и его тиуну имати себе…»17 устанавливали смертную казнь за татьбу, разбой, душегубство, ябедничество или иное лихое дело, указывают, что имущество, оставшееся после удовлетворения истцовых требований, обращается не в доход государства, а в пользу лиц, осуществляющих правосудие, т.е. является своеобразной формой компенсации судебных расходов.

Судебник 1550 г. в  ст. 61 велит «государьского убойцу, градского сдавца, крамольника, церковного татя, подметчика, зажигалыцика и ведомого лихого человека» казнить смертною казнью, «исцово заплатити из его статка; и то дати в прогоны». Некоторые исследователи понимают эту меру как возмещение приказных убытков и расходов. На подобный характер этой меры указывают и другие законодательные акты той эпохи. Это положение наглядно свидетельствует о том, что первоначально конфискация имущества применялась в сугубо фискальных целях, как форма компенсации издержек судебных и карательных органов18.

В Артикуле воинском от 26 апреля 1715 г. также содержится дальнейшее развитие института конфискации, несмотря на то, что Артикул воинский изначально предназначался, прежде всего, для военнослужащих, многие его нормы предусматривали ответственность и за общие уголовные преступления. Предусматривались различные виды наказаний, в т.ч. и имущественные, применяемые чаще всего к офицерам. К их числу относится штраф, вычет из жалования, конфискация имущества. Законодательство Петра I предусматривало конфискацию за весьма различные по своему характеру деяния, например за выделку и продажу серебряной посуды, за торговлю с рук готовым платьем, за утайку руды и пр. Конфискованное имущество распределялось по-разному: деньги, вырученные от продажи конфискованного имущества осужденных духовного сословия и раскольников, шли на содержание «гошпиталей». Юстиц-коллегия получала конфискованные средства на содержание надворных и нижних судов. Берг-коллегия - средства, конфискованные за утайку руды. Нередко деньги выдавались и частным лицам19.  К концу XVIII в. стараниями европейских криминалистов и философов конфискация имущества была признана наказанием несправедливым и недостойным цивилизованного государства, вслед за чем началось постепенное ее изъятие из уголовного законодательства. Не без влияния этих воззрений Екатерина II в Жалованной грамоте дворянству от 21 апреля 1785 г. гарантировала неприкосновенность наследственного имения даже при осуждении за важнейшие преступления. В соответствии со ст. 23 Грамоты в этом случае права на имения переходили к наследникам20.

Информация о работе Правовое регулирование конфискации имущества