Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:13, курсовая работа
Процесс расследования с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля особенно сложен и требует специальных знаний в области педагогики, детской психологии. Допрос несовершеннолетних имеет специфику, связанную, прежде всего, с их возрастными особенностями. Цель курсовой работы – показать роль и значение допроса несовершеннолетнего в процессе расследования преступлений.
Введение
Понятие и общие черты допроса несовершеннолетних
Тактические приемы допроса несовершеннолетних. Установление психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним
Конфликтные ситуации при допросах несовершеннолетних
Заключение
Список используемой литературы
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина криминалистика
Тема:
«Тактика допроса несовершеннолетних
и особенности ее реализации при допросе
несовершеннолетних осужденных»
Рязань 2011
Рязань 2011
Оглавление
Введение 3
Понятие и общие черты допроса несовершеннолетних 5
Тактические приемы допроса несовершеннолетних. Установление психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним 14
Конфликтные ситуации при допросах несовершеннолетних 29
Заключение 38
Список используемой литературы 39
Одним из самых распространенных, но и самым сложным следственным действием является допрос. Ни одно уголовное дело не может обойтись без допросов.
Совершая преступное посягательство, виновный, кроме материальных, оставляет еще и идеальные следы образы в сознании людей. Потерпевшие, свидетели-очевидцы, соучастники содеянного, сами злоумышленники сохраняют их в памяти, становясь, таким образом, носителями информации, необходимой для установления истины по расследуемому уголовному делу. Получение таких сведений путем допроса очень важная и трудная задача. Поэтому становится очевидна и актуальность темы данной курсовой работы.
Для проведения допроса, позволяющего получить показания, содержащие наиболее полную и достоверную информацию о событии преступления или связанных с ним лицах, событиях, необходимо умелое, построенное на научных основах, применение тактико-криминалистических приемов и рекомендаций.
В тоже время это очень
сложное следственное действие, а
допрос несовершеннолетнего
Процесс расследования с
участием несовершеннолетнего
Допрос несовершеннолетних имеет специфику, связанную, прежде всего, с их возрастными особенностями.
Дискуссионным вопросом рассматриваемой
темы является нижний возрастной порог,
начиная с которого можно допрашивать
свидетелей и потерпевших. Можно
согласиться с мнением
Всестороннее изучение личности
несовершеннолетнего
Вопросы, выносимые при рассмотрении моей курсовой работы:
- Рассмотреть понятие и общие черты допроса несовершеннолетних.
- Описать тактические приемы допроса несовершеннолетних и установления психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним.
- Охарактеризовать конфликтные ситуации при допросах несовершеннолетних.
Цель курсовой работы – показать роль и значение допроса несовершеннолетнего в процессе расследования преступлений.
Несовершеннолетним признается лицо, не достигшее на момент совершения преступления восемнадцатилетнего возраста.
Отсюда следует, что несовершеннолетний
обвиняемый – лицо, привлеченное в
качестве обвиняемого за преступление,
которое оно совершило в
По общему правилу, уголовная ответственность за совершение любого преступления наступает, если обвиняемый достиг шестнадцати лет (ч. 1 ст. 20 УК РФ). По делам о некоторых тяжких, насильственных и корыстных, а также других преступлениях, круг которых очерчен в уголовном законе, несовершеннолетний подлежит привлечению в качестве обвиняемого по достижении четырнадцати лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ).
Сущность допроса – в психологическом воздействии допрашивающего на допрашиваемого с целью получения от последнего сведений о событиях преступления, лицах, его совершивших, характере и размере причиненного преступлением ущерба, причинах, вызвавших преступное деяние, а также условиях, способе его совершения4. При допросе могут быть получены сведения и о других обстоятельствах, подлежащих выяснению по уголовному делу.
Допрос - это процесс получения
показаний от лица, обладающего сведениями,
имеющими значение для расследуемого
дела. Это самое распространенное,
но и самое сложное следственное
действие. В рамках уголовного дела
общение следователя с
Допрос несовершеннолетних
представляет особую сложность, так
как психическая деятельность детей
и подростков еще окончательно не
сформировалась и подвержена серьезным
изменениям при минимальных воздействиях
извне. Значимость допроса несовершеннолетних
состоит не только в получении
показаний от лиц, обладающих сведениями,
имеющими значение для расследуемого
дела, но и в том, что он используется
для воспитательного
Для следователя показания - источник доказательств, а содержащиеся в них фактические данные - доказательства. Для подозреваемого и обвиняемого показания - средства защиты от возникшего против них подозрения или предъявленного обвинения. Это необходимо учитывать, оценивая значение допроса как следственного действия.7
Допросу несовершеннолетнего обвиняемого должна предшествовать тщательная подготовка. Подготовка включает собирание достаточно полной информации о психических и физических качествах несовершеннолетнего, об условиях его жизни, быта, воспитания. Во главу угла при подготовке к допросу следует поставить изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого. Для достижения указанных целей необходимо использовать методы разработанные криминалистикой, юридической психологией, логикой, и педагогикой в комплексе.
Всестороннее изучение личности
несовершеннолетнего
Знание возможностей распознания
следователем особенностей свойств
нервной системы
Основная цель допроса
несовершеннолетнего
Общая цель допроса - это установление
обстоятельств, подлежащих доказыванию
по делам о преступлениях
Допрос обвиняемого, в
т.ч. несовершеннолетнего - это следственное
действие, характерное только для
такой формы расследования, как
предварительное следствие (по уголовным
делам, подследственным органам
дознания, допрос несовершеннолетнего
обвиняемого возможен в исключительных
случаях). Учитывая важность этого следственного
действия, Тетюев С. В. приходит к выводу
о необходимости расследования
всех дел о преступлениях
При проведении допроса несовершеннолетнего
обвиняемого следователь не должен
привлекать должностное лицо органа,
осуществляющего оперативно-
В допросе несовершеннолетнего
обвиняемого, не достигшего 16- летнего
возраста, по усмотрению следователя
либо по ходатайству защитника может
участвовать педагог (ст. 397 УПК). Участие
педагога возможно и при допросе
несовершеннолетнего старше 16 лет,
если он признан умственно отсталым.
Педагог вправе с разрешения следователя
задавать вопросы несовершеннолетнему
обвиняемому и по окончании допроса
знакомиться с протоколом допроса
и делать письменные замечания о
правильности и полноте имеющихся
в нем записей. До начала допроса
следователь разъясняет педагогу его
права, о чем делает отметку в
протоколе допроса. С одной стороны,
участие педагога в допросе несовершеннолетнего
помогает следователю наладить контакт
с несовершеннолетним, что важно
для установления обстоятельств
совершения преступления и роли в
нем обвиняемого. С другой стороны
— для несовершеннолетнего
К педагогу, приглашаемому
для участия в допросе
Одно и то же знакомое подростку лицо (например, классный руководитель) может выступать в качестве педагога на допросе обвиняемого и отдельно допрашиваться в качестве сведущего свидетеля о личности несовершеннолетнего, его возрастных особенностях, поведении и окружении.
Психолог, педагог может оказать значительную помощь в определении особенностей восприятия, запоминания, воспроизведения информации, состояний нервной системы, акцентуаций характера, интеллектуальных особенностей и т. д. Активное взаимодействие следователя с психологом и педагогом поможет избежать как лжесвидетельства, так и добросовестного заблуждения в ходе получения показаний от несовершеннолетних13.
Одной из особенностей допроса
несовершеннолетнего
Защитник обязан реагировать на любые нарушения закона и прав допрашиваемого, допускаемые следователем - например, если он ставит перед несовершеннолетним наводящий вопрос. Такие вопросы способны путем внушающего воздействия на допрашиваемого лишь извратить ту информацию, которой он располагает, и привести к ошибкам в показаниях. На допросе несовершеннолетнего обвиняемого наводящие вопросы особенно опасны, т.к. дети по сравнению со взрослыми более внушаемы14.
Как правило, несовершеннолетние
обвиняемые допрашиваются в кабинете
следователя или другом служебном
помещении либо в помещении следственного
изолятора, если несовершеннолетний заключен
под стражу в порядке меры пресечения.
В то же время не исключены случаи,
когда несовершеннолетнего