Тактика допроса несовершеннолетних и особенности ее реализации при допросе несовершеннолетних осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Процесс расследования с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля особенно сложен и требует специальных знаний в области педагогики, детской психологии. Допрос несовершеннолетних имеет специфику, связанную, прежде всего, с их возрастными особенностями. Цель курсовой работы – показать роль и значение допроса несовершеннолетнего в процессе расследования преступлений.

Содержание

Введение
Понятие и общие черты допроса несовершеннолетних
Тактические приемы допроса несовершеннолетних. Установление психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним
Конфликтные ситуации при допросах несовершеннолетних
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

допрос несоверш.docx

— 71.14 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ  ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Дисциплина  криминалистика

 

Тема:

«Тактика допроса несовершеннолетних и особенности ее реализации при допросе несовершеннолетних осужденных»                                                                     

 

 

 

 

                                                                                    Выполнил:

                                             Курсант 412 учебной группы 4 курса                      

                                                                               Сухарев И.А.

 

                                                               Научный руководитель:

                                                              

                                                                  Лядов Э.В. доцент, к. ю. н.,

 

 

 

 

 

Рязань 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Понятие и общие черты допроса несовершеннолетних 5

Тактические  приемы допроса несовершеннолетних. Установление психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним 14

Конфликтные ситуации при допросах несовершеннолетних 29

Заключение 38

Список используемой литературы 39

 

 

 

Введение

Одним из самых распространенных, но и самым сложным следственным действием является допрос. Ни одно уголовное дело не может обойтись без допросов.

Совершая преступное посягательство, виновный, кроме материальных, оставляет  еще и идеальные следы образы в сознании людей. Потерпевшие, свидетели-очевидцы, соучастники содеянного, сами злоумышленники сохраняют их в памяти, становясь, таким образом, носителями информации, необходимой для установления истины по расследуемому уголовному делу. Получение таких сведений путем  допроса очень важная и трудная  задача. Поэтому становится очевидна и актуальность темы данной курсовой работы.

Для проведения допроса, позволяющего получить показания, содержащие наиболее полную и достоверную информацию о событии преступления или связанных  с ним лицах, событиях, необходимо умелое, построенное на научных основах, применение тактико-криминалистических приемов и рекомендаций.

В тоже время это очень  сложное следственное действие, а  допрос несовершеннолетнего обвиняемого  вдвойне. От того насколько грамотно следователь его проведет, нередко  зависит успех расследования  по уголовному делу. В условиях роста  преступности несовершеннолетних вопрос об особенностях тактики допроса  несовершеннолетних становится особенно актуальным.

Процесс расследования с  участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля  особенно сложен и требует специальных  знаний в области педагогики, детской  психологии.1

Допрос несовершеннолетних имеет специфику, связанную, прежде всего, с их возрастными особенностями.

Дискуссионным вопросом рассматриваемой  темы является нижний возрастной порог, начиная с которого можно допрашивать  свидетелей и потерпевших. Можно  согласиться с мнением большинства  ученых о том, что в силу своеобразия  восприятия, обусловленного возрастом, допрашивать можно детей старше трех лет.2

Всестороннее изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого  способствует эффективности допроса. Убедившись, что следователю известны не только основные, но и даже относительно мелкие факты его жизни и деятельности, подросток приходит к выводу о  необходимости дать правдивые показания.3

Вопросы, выносимые при рассмотрении моей курсовой работы:

-   Рассмотреть понятие и общие черты допроса несовершеннолетних.

- Описать тактические  приемы допроса несовершеннолетних и установления психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним.

- Охарактеризовать конфликтные ситуации при допросах несовершеннолетних.

Цель курсовой работы –  показать роль и значение допроса  несовершеннолетнего в процессе расследования преступлений.

 

 

Понятие и общие  черты допроса несовершеннолетних

Несовершеннолетним  признается лицо, не достигшее на момент совершения преступления восемнадцатилетнего  возраста.

Отсюда следует, что несовершеннолетний обвиняемый – лицо, привлеченное в  качестве обвиняемого за преступление, которое оно совершило в возрасте до восемнадцати лет.

По общему правилу, уголовная  ответственность за совершение любого преступления наступает, если обвиняемый достиг шестнадцати лет (ч. 1 ст. 20 УК РФ). По делам о некоторых тяжких, насильственных и корыстных, а также  других преступлениях, круг которых  очерчен в уголовном законе, несовершеннолетний подлежит привлечению в качестве обвиняемого по достижении четырнадцати лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ).

Сущность допроса –  в психологическом воздействии  допрашивающего на допрашиваемого с  целью получения от последнего сведений о событиях преступления, лицах, его  совершивших, характере и размере  причиненного преступлением ущерба, причинах, вызвавших преступное деяние, а также условиях, способе его  совершения4. При допросе могут быть получены сведения и о других обстоятельствах, подлежащих выяснению по уголовному делу.

Допрос - это процесс получения  показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого  дела. Это самое распространенное, но и самое сложное следственное действие. В рамках уголовного дела общение следователя с несовершеннолетним обвиняемым происходит в большинстве  случаев при допросе. Данное следственное действие является весьма распространенным и эффективным способом собирания  доказательств. О значительной роли допроса свидетельствуют данные изучения следственной практики: на производство всех видов допроса уходит более 60% всего рабочего времени следователя.5 Причина кроется в том, что допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего представляет собой сложное и многогранное следственное действие, которое требует от сотрудника правоохранительных органов особой и тщательной подготовки.

Допрос несовершеннолетних представляет особую сложность, так  как психическая деятельность детей  и подростков еще окончательно не сформировалась и подвержена серьезным  изменениям при минимальных воздействиях извне. Значимость допроса несовершеннолетних состоит не только в получении  показаний от лиц, обладающих сведениями, имеющими значение для расследуемого  дела, но и в том, что он используется для воспитательного воздействия6.

Для следователя показания - источник доказательств, а содержащиеся в них фактические данные - доказательства. Для подозреваемого и обвиняемого  показания - средства защиты от возникшего против них подозрения или предъявленного обвинения. Это необходимо учитывать, оценивая значение допроса как следственного  действия.7

Допросу несовершеннолетнего  обвиняемого должна предшествовать тщательная подготовка. Подготовка включает собирание достаточно полной информации о психических и физических качествах  несовершеннолетнего, об условиях его  жизни, быта, воспитания. Во главу угла при подготовке к допросу следует  поставить изучение личности несовершеннолетнего  обвиняемого. Для достижения указанных  целей необходимо использовать методы разработанные криминалистикой, юридической психологией, логикой, и педагогикой в комплексе.

Всестороннее изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого  способствует эффективности допроса. Убедившись, что следователю известны не только основные, но и даже относительно мелкие факты его жизни и деятельности, подросток приходит к выводу о  необходимости дать правдивые показания.8

Знание возможностей распознания  следователем особенностей свойств  нервной системы несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого при  допросе способствует не только установлению психологического контакта с подростком, препятствующего возникновению  конфликтной ситуации, но и прогнозированию  поведения подростка в процессе всего расследования, регулирования  своего собственного поведения. При проведении обследования, основанного на диагностике личностных качеств воспитанников колонии, были выявили следующие личностные характеристики несовершеннолетних преступников: устойчивость в отношениях к трудностям (99%), низкий уровень самоконтроля (98,5%), подверженность чувствам и отсутствие нормативности поведения (98%), зависимость от группы (98%), высокий уровень напряженности (97%), черствость по отношению к окружающим (95,5%), конфликтность и властность (94,5%), экспрессивность поведения (94,5%), социальная смелость и склонность к риску (94%), подозрительность и завистливость (91,5%), ригидность мышления (79%), эмоциональная неустойчивость (68,5%), ориентация на свой внутренний мир (65,5%), расчетливость и проницательность (65,5%), замкнутость, безучастность (61%), уверенность в себе (61%), завышенная самооценка (58,5%)9.

Основная цель допроса  несовершеннолетнего обвиняемого  заключается в том, чтобы в  ходе его проверить правильность предъявленного несовершеннолетнему  обвинения. Дополнительной целью допроса  несовершеннолетнего обвиняемого  является восполнение пробелов в  доказательственном материале, препятствующих завершению расследования (составлению  обвинительного заключения и направлению  дела прокурору).

Общая цель допроса - это установление обстоятельств, подлежащих доказыванию  по делам о преступлениях несовершеннолетних, а в конечном счете - достижение назначения уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК  РФ).

Допрос обвиняемого, в  т.ч. несовершеннолетнего - это следственное действие, характерное только для  такой формы расследования, как  предварительное следствие (по уголовным  делам, подследственным органам  дознания, допрос несовершеннолетнего  обвиняемого возможен в исключительных случаях). Учитывая важность этого следственного  действия, Тетюев С. В. приходит к выводу о необходимости расследования  всех дел о преступлениях несовершеннолетних в форме предварительного следствия. Производство предварительного следствия  по указанной категории дел будет  способствовать повышению качества расследования, глубокому выяснению  всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, и, в конечном итоге, эффективному решению  задач уголовного процесса10.

При проведении допроса несовершеннолетнего  обвиняемого следователь не должен привлекать должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную  деятельность (ч. 7 ст. 164 УПК РФ). Возможно, при производстве иных следственных действий его присутствие будет весьма полезно, но вряд ли оно будет оправдано при допросе несовершеннолетнего, особенно после того, как оперативный сотрудник «уже «беседовал» с допрашиваемым и сумел внушить ему страх перед своей персоной»11. Представляется, что в данном случае будет иметь место психологическое давление на допрашиваемого, поскольку подросток лишается возможности самостоятельного выбора линии поведения, что недопустимо в процессе производства следственных действий.

В допросе несовершеннолетнего  обвиняемого, не достигшего 16- летнего  возраста, по усмотрению следователя  либо по ходатайству защитника может  участвовать педагог (ст. 397 УПК). Участие  педагога возможно и при допросе  несовершеннолетнего старше 16 лет, если он признан умственно отсталым. Педагог вправе с разрешения следователя  задавать вопросы несовершеннолетнему  обвиняемому и по окончании допроса  знакомиться с протоколом допроса  и делать письменные замечания о  правильности и полноте имеющихся  в нем записей. До начала допроса  следователь разъясняет педагогу его  права, о чем делает отметку в  протоколе допроса. С одной стороны, участие педагога в допросе несовершеннолетнего  помогает следователю наладить контакт  с несовершеннолетним, что важно  для установления обстоятельств  совершения преступления и роли в  нем обвиняемого. С другой стороны  — для несовершеннолетнего обвиняемого  участие педагога является дополнительной гарантией защиты его прав и законных интересов и правильности выбора для него меры пресечения или иных принудительных мер12.

К педагогу, приглашаемому  для участия в допросе несовершеннолетнего  обвиняемого, целесообразно предъявлять  следующие требования: наличие специальных  знаний, приобретенных в ходе получения  специального образования (средне-специального или высшего) и/или практического  опыта работы с подростками соответствующей  возрастной группы не менее трех лет; отсутствие обстоятельств, исключающих  участие в уголовном судопроизводстве, кроме заинтересованности в исходе дела.

Одно и то же знакомое подростку  лицо (например, классный руководитель) может выступать в качестве педагога на допросе обвиняемого и отдельно допрашиваться в качестве сведущего  свидетеля о личности несовершеннолетнего, его возрастных особенностях, поведении  и окружении.

Психолог, педагог может  оказать значительную помощь в определении особенностей восприятия, запоминания, воспроизведения информации, состояний нервной системы, акцентуаций характера, интеллектуальных особенностей и т. д. Активное взаимодействие следователя с психологом и педагогом поможет избежать как лжесвидетельства, так и добросовестного заблуждения в ходе получения показаний от несовершеннолетних13.

Одной из особенностей допроса  несовершеннолетнего обвиняемого  является обязательное участие защитника. Допрос производится только в присутствии  защитника, и поэтому данное обстоятельство следует учитывать при планировании допросов и разработки их тактики. Согласно п.2 ст. 51 УПК РФ, участие в допросе  защитника по уголовным делам  в отношении несовершеннолетних является обязательным. Участие законного  представителя по делам несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых является обязательным (ст. 426 УПК РФ). Участие законного  представителя не заменяет участия защитника. В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, не достигшего к моменту проведения допроса 16-летнего возраста, кроме обязательного участия защитника, обязательным должно быть участие педагога или психолога (ст. 425 УПК РФ).

Защитник обязан реагировать  на любые нарушения закона и прав допрашиваемого, допускаемые следователем - например, если он ставит перед несовершеннолетним наводящий вопрос. Такие вопросы  способны путем внушающего воздействия  на допрашиваемого лишь извратить ту информацию, которой он располагает, и привести к ошибкам в показаниях. На допросе несовершеннолетнего  обвиняемого наводящие вопросы  особенно опасны, т.к. дети по сравнению  со взрослыми более внушаемы14.

Как правило, несовершеннолетние обвиняемые допрашиваются в кабинете следователя или другом служебном  помещении либо в помещении следственного  изолятора, если несовершеннолетний заключен под стражу в порядке меры пресечения. В то же время не исключены случаи, когда несовершеннолетнего обвиняемого  целесообразно и необходимо допросить  в месте его нахождения. В литературе к таким относят случаи, когда  состояние здоровья обвиняемого  исключает возможность его явки по вызову. По мнению диссертанта, использование  этой рекомендации однозначно допустимо  при производстве повторных и  дополнительных допросов несовершеннолетнего. Что касается основного (первоначального) его допроса, то он следует за предъявлением  обвинения, поэтому предъявление обвинения  нужно планировать так, чтобы  первый допрос несовершеннолетнего  обвиняемого проводился по месту  производства расследования. Кабинет  следователя своей строгостью и  официальностью должен дисциплинировать подростка, подчеркивать для него важность и значимость расследования уголовного дела15.

Информация о работе Тактика допроса несовершеннолетних и особенности ее реализации при допросе несовершеннолетних осужденных