Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:10, реферат
Участники стоят в тесном кругу. Им дается небольшой мячик(например, теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по две секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3 — 4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее.
Копилка развивающих тренинговых упражнений для развития креативности.
ПЕРЕКИНЬ МЯЧ
Описание упражнения
Участники стоят в тесном кругу. Им дается небольшой мячик(например, теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по две секунды на
каждого участника. Упражнение повторяется 3 — 4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до одной секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым
можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь одну секунду на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и
демонстрируют соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом, и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у
каждого участника. Задача решена!
Смысл упражнения
1. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней, и как этому препятствуют стереотипы («если надо перекинуть – значит, следует подбросить вверх, а потом поймать»).
2. Сплочение
группы, обучение координации
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА
Описание упражнения
Участники располагаются около одной из стен аудитории иполучают задание – всем добраться до противоположной стены таким образом, чтобы не касаться пола ступнями ног (например, двигаясь ползком или перемещаясь по стульям). Каждый способ
перемещения можно использовать лишь один раз на группу. Однако те, кто уже преодолел это пространство, могут возвращаться назад и помогать переправиться оставшимся участникам. Сами они уже имеют право перемещаться нормальным образом,
но те участники, которым они помогают, по-прежнему не должны касаться ступнями пола (но их можно, например, перенести различными способами или «перевести» на руках, держа на весу их ноги). Способы перемещения, опять же, не должны повторяться.
При количестве участников менее 13 — 14 человек упражнение выполняется сразу всей группой, при большем их количестве целесообразно разделить участников на 2 — 3 подгруппы и организовать между ними соревнование на скорость (оптимальный
размер команды 8 — 10 человек; по возможности, юноши и девушки должны быть равномерно распределены между командами).
Смысл упражнения
Создание условий для выдвижения и воплощения идей о способах действия в нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка.
ПО КЛЕТОЧКАМ
Описание упражнения
На полу рисуется поле 5х5 клеток, в центр ставится доброволец, который может перемещаться за каждый ход на одну клетку в любом направлении (вправо-влево, вперед-назад, по диагонали). Другие участники поля не видят. Ведущий просит их поочередно называть по одному ходу. Доброволец, стоящий на поле, двигается в соответствии с их командами. Задача участников – делать ходы так, чтобы он не вышел за пределы игрового поля. При этом запрещено зеркально повторять ход предыдущего участника (например, если сделан ход «вперед», то следующий участник не имеет права говорить «назад », он должен выбрать любой другой ход). Ведущий наблюдает за игрой со стороны и, если водящий вышел за пределы поля, дает команду остановиться.
Тот, благодаря чьей команде водящий вышел за пределы игрового поля, выбывает из игры.
Игра начинается с начала.
Общая продолжительность игры 2 — 3 минуты.
Смысл упражнения
Концентрация внимания участников, обучение представлять объекты, скрытые от непосредственного восприятия.
ЧТО, ОТКУДА, КАК
Описание упражнения
Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на
три вопроса:
1. Что это?
2. Откуда это взялось?
3. Как это можно использовать?
При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов. Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения – брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее
ясно), а обломки чего-либо – такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.
Смысл упражнения
Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость, мышления участников,
стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.
ОРИГИНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Описание упражнения
Данное
упражнение подразумевает придумывание
как можно большего количества разнообразных
принципиально осуществимых способов
оригинального использования
— Бумажных листов или старых газет.
— Спортивных обручей, гантелей и т. п.
— Кирпичей.
— Автомобильных покрышек.
— Бутылочных пробок.
— Порванных колготок.
— Перегоревших лампочек.
— Пластиковых бутылок.
—
Алюминиевых банок из-под
Работа выполняется в командах по 4 — 5 человек, время — 10 минут.
Наиболее наглядно упражнение проходит, когда есть возможность дать участникам те предметы, о которых идет речь, и попросить не только назвать, но и показать предлагаемые способы их использования. Представление работ происходит по такой
схеме: одна из подгрупп называет или демонстрирует один способ использования предмета. Называние оценивается в 1 балл, демонстрация — в 2 (если предмет не предоставлен участникам и, как следствие, демонстрация невозможна, то любая принципиально реализуемая идея оценивается в 1 балл). Следующая - подгруппа представляет другой способ, и так продолжается до тех пор, пока идеи не исчерпаются. Выигрывает подгруппа, набравшая в итоге больше баллов.
Смысл упражнения
Упражнение дает наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость), позволяет тренировать эти качества, уходить от шаблонности в восприятии окружающих предметов и их привычных функций. Кроме того, оно позволяет акцентировать внимание участников на распределении ролей в группе при решении креативных задач (генераторы идей — исполнители, лидеры — ведомые).
ГУЛЛИВЕР
Описание упражнения
Представьте себя на месте Гулливера, который попадает в страну лилипутов (там его рост примерно с трехэтажный дом) и в страну великанов (там его рост примерно с карандаш). Выдвинете как можно больше идей о том, какие предметы Вы смогли бы использовать в каждой из этих стран в качестве инвентаря для различных видов спорта (гимнастики, легкой атлетики, фехтования, игры в городки, тяжелой атлетики, лыжного
спорта и т. п.)?
Упражнение выполняется индивидуально, время работы 10 — 12 минут. Потом участники озвучивают свои варианты, а ведущий записывает их.
Смысл упражнения
Упражнение основано на приеме гиперболизации (представление знакомых объектов в утрированно уменьшенном или увеличенном виде), что способствует появлению новых ассоциаций, развитию умения воспринимать знакомые вещи в новых, неожиданных ракурсах, обращать внимание на такие их свойства, которые в обыденной жизни не замечаются.
СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ
Описание упражнения
Участникам предлагается придумать как можно больше способов действия, позволяющих разрешить какую-либо нетривиальную ситуацию, например из числа этих:
_ Красиво и оригинально упаковать подарок, имея только газетную бумагу и скотч.
_ Открыть консервную банку, не имея консервного ножа (более сложный вариант: пользуясь только теми предметами, которые имеются в аудитории).
_ Перевезти пассажирку на велосипеде, не оборудованном специальными приспособлениями для этого.
_ Налить бензин из бочки с узкой горловиной, не наклоняя ее и не проделывая в ней отверстие.
_ Достать с лестницы до лампочки, до которой не дотянуться 20 см.
_ Заделать дырку в лодке с использованием подручных средств (размер дырки 2х2 см, специальных склеивающих материалов под рукой нет).
Более динамично упражнение проходит, когда выполняется в подгруппах по 3 — 4 человека, хотя возможна и индивидуальная работа. Что касается выбора ситуаций, которые станут предметом работы – упражнение получается интереснее, если сначала ведущий озвучивает 5 — 6 различных вариантов, а потом участники сами выбирают из них 2 — 3, с которыми хотели бы работать.
Смысл упражнения
Тренировка основных качеств творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность) в ситуациях поиска выхода из необычных ситуаций.
ВАТРУШКА
Описание упражнения
Наверное, вы видели санки — ватрушку. Это надувная камера от колеса грузовой машины, на которую надет прочный чехол и приделаны ручки. Человек садится на эту камеру, хватается за ручки и съезжает со снежных горок. Представьте себе, что вы залезли с такой ватрушкой на горку, намереваясь съехать оттуда, но вдруг, уже, будучи наверху, увидели, что горка слишком крутая и покрытая кочками. Ехать с нее страшновато, можно упасть и больно ушибиться. Как вы думаете, какое решение вы примете – все-таки поехать, несмотря на боязнь, или отказаться?
Дальнейшие инструкции различаются:
1. Для тех, кто откажется:
«Что ж, вы благоразумны. А теперь придумайте, пожалуйста, как можно больше способов скатить эту ватрушку другу, оставшемуся внизу, так, чтобы она не опрокинулась и не
улетела со склона в сторону».
2. Для тех, кто поедет:
«Молодцы, вы смелые люди! Тем не менее, горка действительно крутая и опасная, а шею свернуть никому не хочется.
Придумайте, как можно больше способов съехать с горки на этой ватрушке таким образом, чтобы у вас была возможность притормаживать, контролируя скорость».
Смысл упражнения
Помимо моделирования ситуации для генерирования идей, упражнение позволяет выйти на обсуждение проблемы отношения к риску: готовы ли участники оказываться в ситуациях неопределенности, потенциально чреватых неприятными последствиями,
с чем связана эта их готовность или неготовность.
ЗЕМЛЯ КРУГЛАЯ
Описание упражнения
Все знают, что Земля круглая. Но какой конкретно смысл можно вложить в эти слова? Как показывают психологические исследования, многие дети понимают эти слова совсем не так, как ожидают от них взрослые. Например, они считают, что Земля – это плоский круг, который плавает в море или свободно парит в космосе. При этом на вопрос, какую форму имеет Земля, они вполне обоснованно отвечают «круглая!», и этот ответ не противоречит их представлениям об устройстве мира. Придумайте как можно больше других вариантов, как можно ошибочно, но с точки зрения логики непротиворечиво представить себе «круглость» Земли.
Упражнение выполняется в подгруппах по 3 — 5 человек, время работы 6 — 8 минут.
Смысл упражнения
Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение позволяет продемонстрировать возможность неоднозначных трактовок и, как следствие, возникновения ошибок даже при понимании «прописных истин», кажущихся очевидными.
СПОРТИВНЫЙ КОСТЮМ
Описание упражнения
Участникам, объединенным в подгруппы по 3 — 4 человека, предлагается составить 2 списка:
1. То,
что возможно сделать со
2. То, чего со спортивным костюмом сделать невозможно.
На эту работу отводится 5 — 7 минут, потом списки озвучиваются. После этого предлагается придумать способы, посредством которых можно превратить пункты из списка 2 («невозможно ») в пункты из списка 1 («возможно»). На эту работу отводится еще 6 — 8 минут.
Смысл упражнения
Стимулирование участников к генерированию идей, на первый взгляд выходящих за пределы здравого смысла. Демонстрация относительности понятий «возможно» и «невозможно», их зависимости от ряда условий и допущений.
ГЛАЗА, РТЫ, РУКИ
Описание упражнения
Для выполнения упражнения потребуется конструктор типа «лего» или какие-либо подходящие по размеру предметы, из которых можно выстроить небольшие сооружения (кубики, спичечные коробки и т. п.). За неимением таких предметов можно воспользоваться и подручными средствами. Например, предложить использовать в качестве деталей «конструктора» фломастеры и карандаши, или создавать сооружения из бумаги.
Участники делятся на тройки. Каждой тройке понадобится небольшое сооружение из «конструктора», включающее порядка 10 — 15 деталей (домик, машинка и т. п.), и еще один комплект таких же деталей для того, чтобы его скопировать. Сооружения для копирования могут создаваться участниками из других троек или ведущим; той тройке, которой предстоит его копировать, оно не показывается. В каждой из троек между участниками распределяются следующие роли:
_ «Глаза» — могут видеть как копируемый, так и создаваемый предмет, но не могут говорить и не могут сами совершать какие-либо действия с «конструктором». Их
возможности ограничиваются передачей информации о том предмете, который копируется, с помощью мимики, жестов и т. п.
_ «Рты» — могут говорить и наблюдать за тем, что строится, но не видят, что копируется.
_ «Руки» — слышат и создают копию сооружения, но ничего не видят (их глаза закрыты или завязаны). Они не могут ощупывать оригинальное сооружение, а должны руководствоваться тем, что слышат от «рта».
Задача каждой из троек – работая в таком распределении ролей, создать копию того сооружения, которое было им предложено (10 мин).
Информация о работе Копилка развивающих тренинговых упражнений для развития креативности