Народные подвижные игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: формирование интереса у детей дошкольного возраста к народным подвижным играм.
Задачи данной работы:
1. Изучить психолога – педагогическую литературу по проблеме формирование интереса у детей дошкольного возраста к народным подвижным играм в различных формах.
2. Рассмотреть различные формы народных подвижных игр.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Народные подвижные игры 5
1.1. Понятия народных подвижных игр 5
1.2. Значение игр для всестороннего развития детей 12
1.3.Оценка народных подвижных игр педагогической наукой 16
1.4. Классификация народных подвижных игр 18
Глава 2. Методика проведения народных подвижных игр 27
2.1. Подбор игр 27
2.2. Время проведения народных подвижных игр 29
2.3. Подготовка к проведению игр 34
Глава 3. Экспериментальная часть 37
3.1. Констатирующий эксперимент 37
3.2. Формирующий эксперимент 40
3.3. Контрольный эксперимент 42
Заключение 44
Список используемой литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  Нижегородской области

Государственное образовательное  учреждение

Среднего профессионального  образования

«Нижегородский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

На тему: «Народные подвижные игры»

 

 

 

Трушина Елена Юрьевна

Студентка 404 з2 группы

Специальность 050704 «Дошкольное образование»

 

Преподаватель: Кольцова. М.Г.

 

 

 

 

Нижний Новгород

2010

 

План

Введение           3

Глава 1. Народные подвижные игры      5

1.1. Понятия народных подвижных игр     5

1.2. Значение игр для всестороннего развития детей   12

1.3.Оценка народных  подвижных игр педагогической  наукой 16

1.4. Классификация народных подвижных игр    18

Глава 2. Методика проведения народных подвижных игр  27

2.1. Подбор игр         27

2.2. Время проведения народных подвижных игр   29

2.3. Подготовка к проведению игр      34

Глава 3. Экспериментальная часть      37

3.1. Констатирующий эксперимент      37

3.2. Формирующий эксперимент      40

3.3. Контрольный эксперимент      42

Заключение          44

Список используемой литературы      45

 

Введение

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам  народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены  временем. В них сосредоточена  веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

Одним из таких средств  воспитания является народная игра. Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого человека, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

В практике широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими <1>.

Народные подвижные  игры являются традиционным средством  педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

<1>. Детские подвижные игры народов СССР. М., 1993.


Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой <1>.

Объект исследования: проблема формирования интереса у детей к народным подвижным играм.

Предмет исследования: народные подвижные игры.

Целью данной курсовой работы является: формирование   интереса у детей дошкольного возраста к народным подвижным играм.

Задачи данной работы:

1. Изучить психолога – педагогическую литературу по проблеме формирование интереса у детей дошкольного возраста к народным подвижным играм в различных формах.

2. Рассмотреть различные формы народных подвижных игр.

3. Провести диагностику уровня решения задач  народных подвижных игр. (Констатирующий эксперимент).

4. Провести эксперимент по эффективности различных форм народных подвижных игр.

5. Провести контрольный эксперимент, выявить эффективность проведенной работы и сделать выводы.

Гипотеза: Мы предполагаем, что народные подвижные игры будут эффективны в формировании интереса к подвижным играм у детей младшего дошкольного возраста, если будет разработан план задач по народным подвижным играм.

 

 

 

 

<1>. Крупская  Н.К. О дошкольном воспитании  – М., 1997.


Глава 1. Народные подвижные игры

1.1. Понятие народных подвижных игр

Игры, используемые для  физического воспитания очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматриваются роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т. д. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для народного воспитания. На основе их работ и учета зарубежных публикаций подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями <1>.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два  очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды <2>. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю

<1>. Детские подвижные  игры народов СССР. М., 1993.


<2>. Кудрявцев В.  Народная подвижная игра как  источник духовного и физического  роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998, № 11.

физическую подготовленность (через непосредственное овладение  основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации <1>.

Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых, в конечном счете, способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности <2>.

Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия. Позже это понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание <3>.

Начальный этап становления  подвижных игр характеризуется  подражательными действиями, имитирующими собирательство и охоту (как наиболее древние формы человеческой деятельности). Поэтому характерным является то, что фольклорные фонды всех народов СССР содержат подвижные игры, связанные как с образами и повадками птиц, животных, так и с ловлей их (белорусская игра «Волк», все аналоги русских игр «Волк и овцы», «Гуси-лебеди», «Прыгающие воробышки», «Лиса и куры» и т. п.; эстонские «Стрельба в тетерева» и «Ужение ерша»; литовские «Скачки лис» и «Ловля куропаток»; таджикские «Нах-чирш и кор» и «Шикер бо шоин» и др.).

<1> Литвинова И.Н.  Детские народные подвижные игры. М., 1995.


<2> Миленко В.П. Нужно  ли учить детей играть// Дошкольное  воспитание. 2005, № 4.

<3> Крупская Н.К.  О дошкольном воспитании –  М., 1997.

Подражательные трудовым действиям игры, по-видимому, очень рано стали представлять собой объективно существовавшие средства физического воспитания. С развитием общества появилась потребность осуществлять эти действия в более эмоциональной форме - в форме игр и плясок, доставлявших одновременно и эстетическое удовлетворение. По мнению профессора В. К. Никольского, уже на самой ранней ступени развития человеческой культуры «игра приобретает характер зародышевой физкультуры, подготовляющей человека к его функциям как члена коллектива» подражательные действия в игре еще не были отдифференцированны от трудового процесса. Примером здесь может служить грузинская игра «Спуск сена», содержание которой заключается в аналогии действий, связанных с этим видом сельскохозяйственного труда <1>.

Множество игр уже отдифференцированны от трудовых действий. К таким играм относятся, например, белорусские игры «Што робиш» и «У шашу», литовские «Кнут», «Табалас», эстонские и латвийские «В сапожника», «В рыболова» и др., украинские - «Баштан» и «Маковочка», «Пекарь», армянские «Вар» и «Гунз» и другие, отражающие локальные условия историко-экономического развития общества.

Как показывают исследования, проведенные многими специалистами  из союзных республик, общим для  всех народов, живущих в одном  регионе, является влияние природных, климатогеографических, производственных и других особенностей, в том числе этнических. В качестве примера можно привести игры у среднеазиатских народов, проводимые на лошадях, в которых обязательными компонентами служат аркан и нарта <2>. Вместе с тем это не исключает топографических игр (можно говорить о них обобщенно), которые характерны для отдельных регионов (например, горных районов), а также подвижных игр, обусловленных не только особенностями быта и культуры, но и необходимостью с детства готовиться к боевым действиям в усло-

<1>. Игры и упражнения  в обучении дошкольников. Минск, 1995.


<2>. Леннет Г. Игры  и упражнения для детей дошкольного  возраста. М., 1997.

виях ограниченного  пространства там, где имели место  частые боевые столкновения. Собственно, в таких местах и девочки готовились определенным образом к боевым действиям. Таким содержанием отличаются, например, некоторые игры Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Армении, Грузии.

Во многих играх, отдифференцированных от боевых условий, сохранились сюжеты военного характера, представленные в аллегорическом виде. Игры детей на военную тему, в процессе которых развивались физические и нравственные качества, формировались прикладные навыки, отвечающие требованиям военной подготовки, поощрялись взрослыми, поскольку считались лучшей формой подготовки к жизни.

Если в историческом плане подвижная игра представляет собой подражание выполнению какого-либо трудового, бытового или военного действия, то в настоящее время такое действие не всегда осознается играющими.

Дети (школьники) выбирают игру сообразно опыту сверстников  или взрослых, но это не исключает, а предполагает, что в нее постоянно  вносится творчество самих играющих, их небольшой, но все же определенный жизненный опыт. Вместе с тем происходит постепенное абстрагирование, частично связанное с состязательным характером, стремлением проявить превосходство в тех или иных двигательных действиях, в физических качествах и т. д. Именно поэтому состязательный характер подвижных игр способствовал тому, что определенная часть их легла в основу формирования спортивных игр. Надо отметить, что развивающийся спорт также оказывал влияние на народные игры (в некоторые из них стали включаться отдельные элементы спорта, в ряде игр стал применяться спортивный инвентарь) <1>.

Как показывает анализ фольклорного фонда всех народов СССР, дети в  своих играх не только подражают  действию, поведению старших, но и  используют инвентарь, весьма сходный с обычным, применяемым в повседнев-

<1>. Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми. Детские подвижные игры// Начальная школа. 1999, № 5.


ной жизни. При этом в  подавляющем большинстве случаев  в игры включаются уже готовые предметы, т. е. дети стараются найти их, приспособить к требованиям игры соответственно собственной фантазии. Это не исключает, конечно, и того, что они весьма искусно, в меру своих сил, изготовляют этот инвентарь по совету, а иногда и под руководством старших <1>.

Таким образом, родившись  на основе различных трудовых операций и отображая их, используя в качестве инвентаря приближенные копии орудий труда, игры способствуют формированию действий, которые необходимы для самостоятельного изготовления игрового инвентаря. В сущности, каждый мальчишка гордился своей способностью изготовить биту, или лук, или чиж такими, каких не было у других. Уже одно это удовлетворение от созданного служило стимулом к игре, поскольку в ней он не хотел показать себя хуже, чем в мастерстве изготовления предметов. Но для успеха необходимо было овладеть и такими навыками труда, которые в игре не встречались. Поэтому в народных подвижных играх с использованием предметов ярче всего проявляется взаимосвязь прикладности с трудовым воспитанием <2>.

Любая народная игра, попадая  в иную - среду, в зависимости от условия бытования либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета.

Убедительным примером, отражающим исторический ход развития игры, является русская игра «Городки». В сущности, под этим названием понимается множество игр с метанием биты в деревянные чурки, имеющих целью захват «городов» (очерченной площадки).

Информация о работе Народные подвижные игры