Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 19:49, реферат
Многие восточные единоборства и оздоровительные стили представляют собой четкую систему физических упражнений с философской и морально-этической базой, что позволяет осуществлять не только физическое, но и нравственное, психологическое, духовное совершенствование человека. Известно, что ни прикладная, ни даже спортивная сторона ушу, каратэдо, таэквондо и пр. не существует на Востоке изолированно.
Многие восточные единоборства и оздоровительные стили представляют собой четкую систему физических упражнений с философской и морально-этической базой, что позволяет осуществлять не только физическое, но и нравственное, психологическое, духовное совершенствование человека. Известно, что ни прикладная, ни даже спортивная сторона ушу, каратэдо, таэквондо и пр. не существует на Востоке изолированно. Являясь частью воспитания человека и образа его жизни, эти виды единоборств служат развитию и становлению гармоничной личности. В боевом искусстве, например, как это ни парадоксально, содержится и миролюбие буддизма: мастера боевого искусства никогда не бывают агрессивными, напротив, любые приемы начинаются с защитных, а не с атакующих движений. "Мастер ушу никогда не нападает первым, он лишь возвращает назад зло, которое исходит от противника" - такова заповедь боевого искусства. Еще пример: именно на Востоке рукопашный бой был превращен в искусство, ставшее не только неотъемлемой частью культуры и традиций народа, но и образом жизни тех, кто занимается им всерьез. Именно поэтому оно сохранилось до наших дней.
Истоки практики йогов восходят к магии древнейшей религии II в. до н.э. в жизни племен, населявших Древнюю Индию. Йога буквально означает связь, единение, сосредоточение, усилие. Основоположником этой религиозно-идеалистической системы принято считать Патанджали (II в. до н.э.). Его ценное наследие дошло до нас в виде сборников афоризмов под общим названием "Драгоценные четки". В такой своеобразной форме изложены основные постулаты хатха-йоги, цели которой определяются следующими восемью ступенями совершенства: строго соблюдать всеобщие моральные заповеди - яма; заниматься (путем самодисциплины) внешним и внутренним очищением - нияма; посредством физических упражнений (принятия поз - асан) стремиться достичь физического здоровья; научиться контролировать свое дыхание и таким образом управлять потоками праны (общеуниверсальной энергии) как в своем теле, так и за его пределами - пранаяма; уметь управлять своими чувствами (эмоциями) - пратьяхара; научиться в нужный момент сосредоточивать (контролировать) свое внимание на поставленной цели (задаче) - дхарана; овладеть всеми премудростями созерцания (медитации), направляя свое мышление в необходимое русло, - дхъяма; достичь состояния самадхи, т.е. слияния с понимаемым каждым по-своему абсолютом (богом, истиной, космосом и т.д.).
В результате многовековых усилий кроме религиозной и философской систем сложилась и уникальная система психофизиологического тренинга, т.е. возникли многие течения йоги, основанные на двигательных действиях. Среди них можно выделить хатха-йогу. Ее относительно подробно описал в IV - V вв. Шилпасатраке в книге "Руководство по искусству движений".
Хатха-йога, или физиологическая йога, по своей сути представляет собой метод очищения и укрепления организма с помощью особой системы упражнений. Основными элементами, которые составляют хатха-йогу, являются асаны (позы) и пранаямы (дыхательные упражнения). Кроме этого, выделяют еще методы контроля и воздействия на эмоциональное состояние человека, гигиену, питание и сон.
Развитие хатха-йоги совпало с периодом расцвета медицины в Древней Индии, которая более чем на тысячу лет раньше У. Гарвея знала законы кровообращения, объясняла роль микробов в возникновении болезней. Поэтому не случайны различные асаны в системе йога, воздействующие на системы организма.
В XIII в. система хатха-йога, состоявшая из статичных асан, пополнилась течениями, где уже были динамические упражнения. Эти течения назывались дандалок и баскик. Заметную роль в этом сыграл пророк провинции Пенджаб гуру Нанак (1469 - 1538). Следует заметить, что в отличие от христианства религия средневековой Индии не была противником физических упражнений, и йоги в частности. Напротив, она активно и положительно влияла на практику йоги, основанной на движениях.
В учении йогов много по-настоящему ценного, полезного для людей. Опыт ее применения изучается и совершенствуется в наше время на уровне научно-исследовательских институтов. На этой основе создается более совершенная система. В частности, разработана йога для здоровья (Р. Хитлман, 1991), многие упражнения йоги находят свое применение и в современном физическом воспитании школьников. Но здесь часто речь идет о внешнем сходстве асан с современными физическими упражнениями. Например, обучая школьников выполнению стойки на лопатках ("березке"), учитель акцентирует внимание на освоении этого двигательного действия. Далее же, когда ученик освоит это упражнение, учитель, как правило, не возвращается к нему, т.е. ставится исключительно двигательная (физическая) задача. А вот какова целевая установка при выполнении "березки" в йоге? Эта асана называется сарвангасана ("свеча"). Во-первых, освоение позы ("свеча" выполняется в двух вариантах) необходимо для того, чтобы в дальнейшем использовать ее в оздоровительных целях. Во-вторых, при выполнении этой асаны йог знает о следующем: асана оказывает воздействие не только на различные мышцы, но и на систему кровообращения, щитовидную железу, железы внутренней секреции. Специалисты современной йоги утверждают, что сарвангасана незаменима при лечении гастритов, гепатитов, запоров, диспепсии, различных функциональных заболеваний органов глаз и области уха-горла-носа, а также для снятия головной боли. Целительно воздействие этой позы и при расширении вен на ногах. Даются указания, что упражнение следует выполнять после окончания рабочего дня и всегда перед едой. Специалисты считают, что фиксировать эту позу можно до 15 мин. Начинающим же достаточно и 1 мин, затем время удержания позы постепенно увеличивается, но следует проверять, как это сказывается на кровяном давлении и на работе сердца. Вышесказанное, разумеется, не является методическим указанием, а лишь демонстрирует различие между физическими упражнениями со спортивной направленностью и такими же упражнениями (по своей внешней форме) из оздоровительной системы йога.
Система дыхательных упражнений (пранаяма) отличается своим совершенством, ее эффективность признается большинством современных специалистов.
Немалое значение в системе йога придается вопросам мышечного расслабления. Оно может осуществляться двумя способами: либо при помощи последовательной релаксации (расслабления) отдельных частей тела, либо путем одновременного общего расслабления. Для последовательной релаксации йоги выделяют 16 областей тела, на которых поочередно следует концентрировать внимание: кончики пальцев ног, голени, колени, бедра и руки, сфинктер прямой кишки, половые органы, пупок, желудок, сердце, шея, губы, кончик носа, глаза, пространство между бровями, мозг.
Особого внимания заслуживают многие рекомендации по личной гигиене. Занимающиеся йогой не курят, не употребляют спиртных напитков, ограничивают количество принимаемой пищи.
Большое внимание йоги придают чистоте тела. Помимо общеизвестных рекомендаций в иогических текстах встречаются советы по гигиене дыхательных путей.
В целом обновленная система йогов заняла по-настоящему важное место в системе оздоровительной физической культуры.
Ушу означает в переводе "воинское искусство" или "воинская техника". Оно (искусство) включает в себя: рукопашный бой без оружия и с оружием, стрельбу и метание различных снарядов, вольтижировку, акробатические трюки в театральных поединках и т.п. Соответствующий психофизический тренинг считается необходимой составной частью любой разновидности ушу.
Термин "ушу" появился в Китае в Средневековье, однако лишь в XX в. он стал обозначать все созданные в Китае способы единоборства с оружием и без него, а также связанные с подготовкой бойцов методы тренировки и основанную на их базе гимнастику. Таким образом, в Китае под ушу иногда подразумевают все виды восточных единоборств: вьетнамское - водао, корейское - таэквондо, японское - каратэдо и другие азиатские системы, развившиеся во многом на китайской основе.
В Китае классические, "главные", виды ушу обычно подразделялись на три группы: единоборство с оружием и без него, стрельба и метания, театральные и спортивные выступления.
В настоящее время в КНР ушу подразделяется так: выполнение комплексов формальных (общеразвивающих) упражнений, обусловленный спарринг без оружия, свободный спарринг двух партнеров без оружия, бой без оружия против нескольких противников, упражнения с оружием и схватка с оружием или без него против вооруженных противников, лечебно-оздоровительная гимнастика с включением дыхательных упражнений и точечного массажа.
На протяжении веков обучение воинов или крестьян в повстанческих отрядах проходило по облегченной программе классических видов ушу, которая должна была привить определенную культуру движений, навыки владения оружием, верховой езды и т.п. Настоящие же мастера ушу проходили многолетний курс обучения в монастырях и закрытых школах, где опытные наставники посвящали их в тайны цигун - техники управления "жизненной энергией" организма - абсолютным оружием древности. Только в специальных, предназначенных исключительно для посвященных, школах, оснащенных соответствующим оборудованием и методиками, мастеру могли дать ключ к искусству владения ушу.
Гимнастика ушу содержит в себе два исторически сложившихся направления - "внешнее" и "внутреннее". Считается, что "внешнее" развивает тело, т.е. его физические кондиции, а "внутреннее" - психику, сознание.
Сейчас в ушу насчитывается несколько сотен не похожих друг на друга школ. Такое разнообразие стилей - результат как многовековой истории развития ушу, так и ее широкой разбросанности по огромной территории Китая. Сначала системы упражнений разделялись на внешнее и внутреннее направления - первое, как уже говорилось, с упором на развитие физических качеств ("длинный кулак") - шаолиньская школа, второе - с акцентом на мобилизации "жизненной энергии" (школы тайцзи, синъи, багуа). Затем великая река Янцзы обозначила границу северного (хуацюань, чацюань, таньтуй, дитанцюань, фаньцзыцюань) и южного (школы Хун, Лю, Дай, Ли, Мо, юнчунь, уцзу) направлений. На северное и южное течения распалась и шаолиньская школа, развивавшаяся главным образом усилиями нескольких одноименных монастырей. Многие школы ушу имеют в своем арсенале упражнения со снарядами - спортивными вариантами оружия прошлых эпох, разновидности которых исчисляются десятками. Наконец, самобытной ветвью ушу являются так называемые подражательные стили - "звериные" школы: "Орла", "Обезьяны", "Богомола" и т.п., школа "Пьяного". Они встречаются и на юге, и на севере как во внешних, так и во внутренних стилях.
На примере становления и развития ушу в северной шаолиньской школе, культивировавшей внешнее направление, проследим далее ее эволюцию в Китае.
Шаолинь, находящийся и в настоящее время недалеко от древней столицы Лоян, по праву считается колыбелью классических воинских искусств "внешнего" стиля. Он был построен в III в. Шаолиньское ушу вобрало в себя богатейшие традиции борьбы, существовавшие в Китае на протяжении многих веков. Так, в 35 километрах от Шаолиня на стене древней ханской гробницы были обнаружены фрески с изображением борьбы. Эти фрески нарисованы тремя веками раньше основания монастыря.
Монастырь, построенный группой буддийских монахов с помощью местных крестьян, должен был защитить братию от войск враждующих феодалов и свирепых разбойничьих банд. Монастырь получил название Шаолинь - Молодой лес.
В V в. Шаолинь был уже главным буддийским центром государства Северная Вэй. Старое здание было перестроено, монахам были созданы все условия для занятий боевыми искусствами. Император распорядился оставить в монастыре гарнизон для охраны. Отныне монахам не нужно было нести караульную службу, изнурять себя разучиванием сложных приемов рукопашного боя. Посвятив свое время религии, они надолго отошли от практики ушу. Почти на сто лет традиции монастырского рукопашного боя были преданы забвению.
История свидетельствует, что в 527 г. н.э. в Китай из Индии прибыл буддийский проповедник Бодхидхарма с небольшой группой единомышленников. Прибыл он для проведения посвящения. Его желание стать советником правителя государства Северная Вэй не осуществилось, и он удалился в буддийский центр этого государства - Шаолинь. С его именем связывают то, что на протяжении VI - IX вв. центром обучения военно-прикладному искусству кулачного боя (цюань-шу) снова стала монастырская школа Шаолиня, имевшая филиалы при нескольких храмах в разных частях страны. Уже во времена Бодхидхармы, как свидетельствуют китайские историки, в Шаолине появились профессиональные преподаватели воинских искусств.
Любопытно, что среди борющихся монахов на фресках встречаются некитайские этнические типы - с удлиненными носами и темной кожей. Так согласно канону принято было изображать индийцев. Вероятно, художники увековечили память первых наставников ушу, пришедших в монастырь вместе с Бодхидхармой.
Сам Бодхидхарма не был профессиональным наставником воинских искусств, вероятно, владел ими лишь в той мере, которая считалась необходимой и достаточной. Тем не менее для учеников, полных дилетантов в этом деле, он был непререкаемым авторитетом. Нет ничего удивительного в том, что молодым монахам нравилось чередовать продолжительную сидячую медитацию с овладением искусством кулачного боя.
На первых порах обитателям Шаолиня было показано 18 элементарных приемов, которые должны были составить минимальный комплекс самообороны. До нашего времени в китайском искусстве кулачного боя было разработано несколько тысяч приемов, причем многие из них зародились в Шаолине, но упражнения Бодхидхармы всегда оставались неотъемлемой частью программы обучения. В них, как утверждают современные специалисты, нашли законченное воплощение характерные особенности боевой практики Чань (Чань - одно из направлений религии-учения - буддизма): концентрация, расслабление, контроль за дыханием, плавность и незаметность переходов, повышенная координация движений, неослабевающий контроль за маневром противника, точность выполнения приема, следование специфическому ритму боя.
Информация о работе Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока