Социально-психологический феномен лидерства в спортивной команде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
На основе игровой методики и проведенного тренинга выяснить реальную возможность проявления лидерских качеств в спортивной команде,выявить формальных и неформальных лидеров.
Задачи исследования:
1. Изучить общую характеристику. Рассмотреть феномен лидерства в зарубежной и отечественной психологии.
2. Определить стили и основные концепции лидерства.
3. Выявить особенности проявления лидерства в спорте, и их социально-психологический феномен.
4. Рассмотреть соотношения между формальным и неформальным лидерством.
5. На основе игровой методики и проведенного тренинга изучить представление испытуемого о себе, по данным исследования
выяснить кто является формальным и неформальным лидерам в группе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально-психологический феномен
лидерства.………………………………………………...………………………..6
1.1.Общая характеристика лидерства………………………………………..6
1.2Лидерство в спортивной команде.………….………………………….12
Вывод по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование проявления лидерских
качеств в спортивной команде…………………………………………………..24
2.1 Диагностика лидерских качеств в спортивной команде………………………………………………………………………..……..24
2.2 Социально психологический тренинглидерства……………………….25
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

socialnopsihologicheskii_fenomen_liderstva_v_sportivnoi_koma.docx

— 75.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«Социально-психологический феномен лидерства в спортивной команде.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студентки 4 курса 403 гр.

Филологического ф-та,

отделения «Журналистики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Социально-психологический феномен

лидерства.………………………………………………...………………………..6

1.1.Общая характеристика  лидерства………………………………………..6

1.2Лидерство в спортивной команде.………….………………………….12

Вывод по первой главе

Глава 2. Экспериментальное исследование проявления лидерских

качеств в спортивной команде…………………………………………………..24

2.1 Диагностика лидерских  качеств в спортивной команде………………………………………………………………………..……..24

2.2 Социально психологический  тренинглидерства……………………….25

 Вывод по второй  главе

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии.

Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.

Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе — большое искусство и большой педагогический труд.

На формирование взаимоотношений между спортсменами в спортивной команде влияет воздействие объективных и субъективных факторов, а также роль социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен лидерства.

Управление командой, ее самоуправление, воздействие на психологию и поведение отдельных членов обычно осуществляется как через руководителей, назначенных официально, так и через неофициальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов группы, имеющих в ней высокий статус и именуемых лидерами.

Обычно авторитет лидера в группе не менее силен, чем авторитет руководителя. В роли лидеров могут выступать и официальные руководители, но на практике это встречается редко, так как качества лидера и руководителя, их внутригрупповые функции не только не совпадают, но иногда прямо противоположны.

В заботах руководителя на первом месте обычно находится дело, а в хлопотах лидера главное – человек со всеми его эмоциями. Итак, и лидер в  команде, и руководитель необходимы. Они нужны в каждой команде для регулирования двух взаимодополняющих систем отношений - деловых и личных.

 

Актуальность темы исследования:

На формирование взаимоотношений между спортсменами в спортивной команде влияет воздействие объективных и субъективных, а также роль социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен лидерства.При формировании команды тренер должен найти потенциального лидера, учитывая два вида лидерства — формальное и неформальное.Выделение лидеров из общей массы может как помочь тренеру в его деятельности, так и усложнить ее. Условия и возможности проявления лидерских качеств в спортивной группе представляются нам особенно интересными.

Объект исследования:

Является  группа девочек по художественной гимнастике,из 12 человек. Возраст в группе варьируется от 10 до  14  лет.

Предметом исследования:

Особенности проявления лидерских качеств в спортивной команде девочек по художественной гимнастике.

Цель исследования:

На основе  игровой методики и проведенного тренинга  выяснить реальную возможность проявления лидерских качеств в спортивной команде,выявить формальных и неформальных лидеров.

Гипотеза исследования: Предположим, что ведущим механизмом выдвижения лидера в команде при решении конкретной ситуации является механизм ценностного обмена. Осуществляющегося между статусом члена в команде и его компетентностью реализуемой в ходе решения задачипоставленных перед ним.

 

Задачи исследования:

      1. Изучить общую характеристику. Рассмотреть  феномен лидерства в зарубежной и отечественной психологии.
      2. Определить стили и основные концепции лидерства.
      3. Выявить особенности проявления лидерства в спорте, и их социально-психологический феномен.

 

      1. Рассмотреть соотношения между формальным и неформальным лидерством.

 

      1. На основе  игровой методики и проведенного тренинга изучить представление испытуемого о себе, по данным исследования

выяснить кто является формальным и неформальным лидерам в группе.

 

Методы исследования:

1. Методики «Эстафета»,  «Встать», «Кино».

2 Тренинг.

 

Работа состоит:

Из введения, двух основных глав (теоретической и практической), выводов по главам, заключения и списка используемой литературы, а также приложений, которые включали в себя методики и тренинг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социально-психологический феномен лидерства

 

1.1.Общая характеристика лидерств.

Лидерство это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей.

Ли́дер— ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе ,пользующееся большим, признанным (авторитетом), обладающее влиянием, которое проявляется как (управляющие) действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе, способствует своим примером организации и управления и достижения целей команды, наилучшим путем для ее членов.

 

Изучение феномена лидерства началось в начале 20 века. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение данного явления

В отечественной социальной психологии развитие проблемы лидерства имело достаточно сложный и подчас противоречивый характер. Первыми работами в этой области были исследования С. О. Лозинского, Е. А. Аркина, А. С. Залужнога П. Л. Здгоровского и др. В этих работах рассматривались вопросы вожачества, лидерства главным образом в детских группах и коллективах, организованных и стихийных. Более поздние работы по лидерству принадлежат Г. К. Ашину, И. П. Волкову, Н. С. Жеребовой, Р. Л. Кричевскому, Б. Д. Парыгину, Л. И. Уманскому и др

Над лидерством в зарубежной литературе работало огромное количество ученных.

Л.С. Вечер выделял некоторые качества и умения, которыми должен обладать лидер:

Дальновидность. Лидеру нужно уметь установить цели организации и объяснить другим их смысл. С расширением дела цели организации, а следовательно, и задачи лидера усложняются, и если ему не удастся постоянно держать коллег в курсе своих планов и определять возможности их воплощения, то отношение к работе и моральный климат ухудшатся и в конце концов все хорошие начинания сойдут на нет.

Рассудительность. По тому, как принимаются решения на высшем уровне организации, можно судить о многом. Например, лидеры преуспевающих компаний, как правило, очень много времени тратят на сбор и обработку информации.

Умение по достоинству оценить качества своих подчиненных и сделать все, чтобы заставить их «выкладываться» на работе. Иметь дело с одаренным человеком гораздо сложнее, чем с подхалимом или ничтожеством, и из-за этого очень многие, казалось бы, перспективные, компании потерпели крах.

Энергичность. Руководитель истощается физически, умственно, душевно. Выносливость - залог успешного руководства.

Решительность. Поскольку лидер прокладывает новые пути в свое работе и принимает на себя весь возможный его риск, то именно он часто терпит неудачу в своих начинаниях. Важно уметь воспрянуть после поражения, «пробивать» идею, которую скептики уже давно похоронили, и не перестраховываться. На уверенность в своих силах огромное влияние оказывают родственники и друзья, конкретная ситуация и т. д. В США, например, неудачу рассматривают как часть учения.

Последовательность - это своеобразная «лакмусовая бумажка», определяющая хорошего лидера. Умение руководить во многом зависит от предсказуемости методов руководителя, его взглядов и манеры принятия решения. Наиболее важным становится это качество в тех случаях, когда полномочия руководителя распределяются между партнерами по работе.

Справедливость. Выстраивая отношения с людьми, мы по-разному истолковываем это понятие. Следует подчеркнуть, что справедливость и последовательность взаимосвязаны: например, если лидер ожидает от подчиненных такого вклада в работу, который гарантирует им место на фирме, то очень важно, что это правило применялось ко всем без исключения. Справедливость в решении подобных вопросов имеет огромное влияние на моральный климат в компании.

Безжалостность. При необходимости лидеру приходится действовать безжалостно. Безжалостность - это не обязательно жестокость или бесчувственность. Моральные и этические принципы лидера составляют важную часть его влияния на организацию, и если большинство сотрудников считают эти принципы разумными, все его действия они обычно воспринимают в благоприятном свете.

Самопознание. Многие лидеры эксцентричны и эгоистичны. Для лидера чрезвычайно важны такие черты характера, как умение понять причины того, что он делает, оценить свои достоинства и недостатки, извлечь уроки как из успехов, так и из неудач. Почти всегда у лидера есть человек, которому он доверяет и совместно с которым решает такие проблемы.

Способности. Лидер должен уметь говорить и слушать. Ему следует научиться устанавливать и поддерживать коэффициент полезного действия сотрудников, а также определять стиль принятия решений. Лидеру нужно знать, как поощрять людей и как при необходимости сделать им замечания. И наконец (но не в последнюю очередь), он должен чувствовать, когда вмешиваться и когда лучше остаться в стороне, - одним словом, уметь передать другим часть своих полномочий

Р.С. Уэнберг в свою очередь утверждал, что хотя не существует определенного «набора» характеристик, обеспечивающего становление лидера, тем не менее, преуспевающим лидерам присущи следующие характеристики:

Ум (интеллект),настойчивость,·эмпатия, внутренняя мотивация, гибкость, амбициозность,уверенность в своих силах, оптимизм.

 

 

 

 

Основные концепции лидерства.

Пути выдвижения человека в лидеры различны. Отсюда возникла одна из теорий «Теория черт» - значительный вклад в развитие этой теории внесли американские ученые К. Бэрд и Р. Стогдилл, которые пытались определить набор качеств необходимых лидеру; «ситуационная теория» - своим развитием обязана бихевиористическому направлению, популярному в те годы в социальной психологии и таким ученым как Д. МакГреггор, К, Левин, Р. Лайкерт; «синтетическая теория» - явилась своеобразным компромиссом предыдущих теорий. Среди представителей этой теории можно выделить Б. Басса, Ф. Фидлера, Дж. Джулиана.

Эта теория признает врожденность и неповторимость свойств лидера, поэтому лидерство как социально-психологический феномен можно рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть в своих руках именно благодаря этим уникальным чертам.

Ни один «набор» характеристик не обеспечивает успешного лидерства. Ученые считали, что известные лидеры имеют общие личностные особенности, которые как нельзя лучше подходят для роли лидера и которые отличают их от тех, кто не является лидером. Однако нельзя выявить действительного лидера на основании одних лишь личностных особенностей.

Поведенческий подход «ситуационная теория лидерства».

«Ситуационная теория лидерства» пришла на смену теории черт.

Лидером группы, согласно этой теории, становится тот из ее членов, кто в данной конкретной ситуации обладает каким-то качеством, необходимым в данной ситуации, и по этому качеству этот индивид превосходит других. В другой ситуации лидером может стать другой индивид, в третьей - еще один и т.д. Необходимость иметь лидеру какие-то черты здесь не отбрасывается, но лидер лишается всякой активности, его появление ставится в зависимость от случайностей ситуации, а сам он уподобляется «флюгеру».

Информация о работе Социально-психологический феномен лидерства в спортивной команде