Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:53, реферат
Философская мысль XIX века в России характеризуется определенной двойственностью. Это ее свойство особенно ярко выразилось в середине века, когда российское общество стояло на пороге больших перемен. Общественность страны «глубоко задумалась над тем, что замыслил Творец о России, что есть Россия и какова ее судьба». Многие представители интеллигенции этого периода, осознавали, что накопившиеся в стране противоречия требовали их разрешения, но как, каким образом и на основе чего это делать – все эти вопросы являлись объектами их постоянных споров.
1.Введение………………………………………………………………..2
2. Западничество…………………………………………………………4
3.Славянофильство……………………………………………………....11
Заключение……………………………………………………………….15
Список литературы
Реферат
На тему:
Западничество и Славянофильство в русской философии
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2. Западничество……………………………………………
3.Славянофильство…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Введение
Философская мысль XIX века в
России характеризуется определенной
двойственностью. Это ее свойство особенно
ярко выразилось в середине века, когда
российское общество стояло на пороге
больших перемен. Общественность страны
«глубоко задумалась над тем, что
замыслил Творец о России, что есть
Россия и какова ее судьба». Многие
представители интеллигенции
Выбор пути развития России
является вопросом как философским,
так и историческим, поэтому разногласия
внутри общественной элиты того времени
возникли как раз на почве принятия
или непринятия исторических традиций.
Есть ли у России свой собственный,
самобытный путь или она всегда существовала
в рамках западной культуры и истории
и должна двигаться попутно Западу
– данный спор и послужил своего
рода расколу в философской мысли
страны. На основе этих противоречий возникло
два полярных по своим убеждениям
направления русской
Представители западников считали
историю России частью общемирового
исторического процесса, были сторонниками
развития страны по западноевропейскому
пути. Критиковали самодержавие и
крепостничество, выдвигали проекты
освобождения крестьян, реформ и конституционного
преобразования государственного строя.
Их основными представителями
Деятельность западников сосредотачивалась в основном вокруг таких изданий, как журналы «Отечественные записки», «Современник» и «Русский вестник».
Славянофилы выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п.
Основными представителями славянофилов были: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др.
Как видно уже из вышесказанного
у представителей этих двух направлений
были некоторые точки
1.Западничество
Российское западничество
XIX века никогда не было единым и
однородным идейным течением. По мнению
известного русского философа Николая
Бердяева «западничество есть явление
более восточное, чем западное»,
поскольку «для западных людей запад
был действительностью и
Однако именно их либеральное направление больше всего интересовалось вопросами философии, воспринимая идеи немецкого романтизма и идеализма. На протяжении жизни взгляды многих из них существенно менялись. Так, ведущие славянофилы Киреевский и К. С. Аксаков в молодые годы разделяли западнические идеалы (Аксаков был участником «западнического» кружка Н. В. Станкевича, куда входили будущий радикал М. А. Бакунин, либералы К. Д. Кавелин и Т. Н. Грановский, консерватор М. Н. Катков и другие). Многие идеи позднего Герцена явно не вписываются в традиционный комплекс западнических представлений. Сложной была и духовная эволюция Чаадаева, безусловно, одного из наиболее ярких русских мыслителей.
Петр Яковлевич Чаадаев
(1794-1856), получив домашнее образование,
поступил в 1809 году в Московский университет,
а в 1812 году прервал учебу ради
военной службы. Уйдя в отставку
(1821), он много занимался
Чаадаев, несомненно, осознавал
себя христианским мыслителем и стремился
к созданию именно христианской метафизики.
Примечателен тот факт, что Чаадаева
особо привлекала не православная,
а католическая религия. «Он был
потрясен и пленен универсализмом католичества
и его активной ролью в истории».
В связи с этим свойственное русской
мысли обращение к теме истории
обретает в его творчестве новые
черты. Он писал, что историческая сторона
христианства заключает в себе всю
«философию христианства». В «историческом
христианстве» находит, по Чаадаеву,
выражение сама суть религии, которая
является не только «нравственной системой»,
но действующей универсально божественной
силой. Можно сказать, что для
Чаадаева культурно-исторический процесс
имел сакральный (священный) характер.
Остро переживая его, он основывал
свою историософию на идее предопределенности.
Он не сомневался в существовании
божественной воли, ведущей человечество
к его «конечным целям». Оценивая
провиденциалистский (связанный с
подчеркиванием роли божественного
провидения) характер историософии Чаадаева,
необходимо учитывать, что в своих
работах он постоянно подчеркивал
мистический характер действия «божественной
воли», писал о «тайне Промысла»,
о «таинственном единстве»
В своем европоцентризме Чаадаев не был оригинален. Европоцентризм в той или иной степени был характерен для европейской и исторической мысли его времени. Нет ничего специфического в признании им огромного духовного значения европейской традиции. Ведь и для славянофила Хомякова Европа была «страной святых чудес» . Но если для славянофилов высочайшая ценность культурного творчества народов Запада не означала, что у прочего человечества не было и нет ничего равноценного и что будущий прогресс возможен лишь при движении по единой исторической магистрали, уже избранной европейцами, то для Чаадаева дело в значительной степени обстояло именно так. У него не было стремления к идеализации всей западноевропейской истории и тем более европейской современности. Но его, безусловно, вдохновляла величественная историческая картина многовекового культурного творчества народов Запада. «…Разумеется, в странах Европы не все исполнено ума, добродетели, религии, – совсем нет, – писал Чаадаев. – Но все там таинственно подчинено силе, безраздельно царившей в ряде веков» . Между исторической философией Чаадаева и его антропологией можно увидеть связь. Будучи решительным противником всякого индивидуализма, он обращается и к проблеме человеческой свободы. «Все силы ума, все средства познания покоятся на покорности человека»; «все благо, которое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе»; если бы человек смог «полностью упразднить свою свободу», то «в нем бы проснулось чувство мировой воли, глубокое сознание своей действительной причастности ко всему мирозданию» – подобные утверждения достаточно определенно характеризуют позицию мыслителя.
Чаадаев, так же как и славянофилы, остро чувствовал опасность эгоизма и предупреждал, что, «то и дело вовлекаясь в произвольные действия, мы всякий раз потрясаем все мироздание» . Но, отвергая индивидуализм, он, по существу, отрицал и свободу, считая, в отличие от славянофилов с их идеей соборности, что иной путь понимания исторического бытия человека в принципе невозможен.
Первой значительной вехой в формировании западничества как течения общественной мысли можно считать возникновение в 1831 году в Московском университете философского кружка, лидером которого стал Н. В. Станкевич. В кружок входили В. Г. Белинский, М. А. Бакунин, В. П. Боткин, М. Н. Катков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин и другие.
Мировоззрение Николая Владимировича
Станкевича (1813-1840) сформировалось под
влиянием известного русского шеллингианца
профессора М. Г. Павлова. В развитии
своих воззрений Станкевич
Виссарион Григорьевич Белинский
(1811- 1848) в молодости увлекался
немецкой философией: эстетикой романтизма,
идеями Шеллинга, Фихте, а несколько
позднее – Гегеля. В этом смысле
на него большое влияние оказали
Станкевич и Бакунин. Гегелевскую
философию он узнал не через чтение
книг самого Гегеля, а через рассказы
о Гегеле Бакунина, который читал
его по–немецки. Однако в начале
1840-х годов Белинский
На смену идеям о
«разумности» исторического процесса
приходит приверженность Белинского идеям
прав и свобод личности. «Во мне
развилась какая-то дикая, бешеная,
фанатическая любовь к свободе и
независимости человеческой личности,
которые возможны только при обществе,
основанном на правде и доблести» .
На основе этих перемен Белинский
идеал общественного строя
Одним из наиболее ярких
представителей российских западников-радикалов
был Михаил Александрович Бакунин
(1814- 1876). Его философское образование
(под влиянием Станкевича) начиналось
с Канта, Фихте и Гегеля. Определенное
воздействие на молодого Бакунина оказали
сочинения европейских
В дальнейшем Бакунин все
больше в своих размышлениях погружается
в революционный утопизм. «Страсть
к разрушению есть в то же время
творческая страсть», – утверждал
он. В 1873 году Бакунин пишет свою
работу «Государственность и анархия»,
в которой русский революционер
говорит о гегельянстве как о
«веренице сомнамбулических представлений
и опытов» . Подобно Белинскому Бакунин
критикует философский
Информация о работе Западничество и Славянофильство в русской философии