Основные данные о работе
|Версия шаблона
|2.1
|
|Филиал
|Волгоградский
|
|Вид работы
|Курсовая работа
|
|Название дисциплины
|Общая психология
|
|Тема
|Зигмунд Фрейд: психоаналитическая
теория личности
|
|Фамилия студента
|Малиновский
|
|Имя студента
|Дмитрий
|
|Отчество студента
|Олегович
|
|№ контракта
|04600080701025
|
Содержание
Основные данные о работе…………………………………………………………
1
Содержание………………………………………………………………………….
2
Введение……………………………………………………………………………..
3
Основная часть………………………………………………………………………
6
1. Психоаналитическая
структура личности…………………………………...
6
2. Стадии психического
развития и характерология З.Фрейда………………
15
Заключение………………………………………………………………………….
24
Глоссарий……………………………………………………………………………
26
Список использованной литературы………………………………………………
28
Приложение
Введение
Среди психологов
ХХ века доктору Зигмунду Фрейду
принадлежит особое место. Его
главный труд «Толкование сновидений»
увидел свет в 1899 году. С тех
пор в психологии восходили,
сменяя друг друга, различные научные
авторитеты. Но ни один из них не вызывает
поныне такой неугасающий интерес, как
Фрейд и его теория. Объясняется это тем,
что его работы, изменившие облик психологии
в ХХ столетии, осветили коренные вопросы
устройства внутреннего мира личности,
её побуждений и переживаний, конфликтов
между её вожделениями и чувством долга,
иллюзорных представлений человека о
самом себе и окружающих. Фрейд первым
охарактеризовал психику как поле боя
между непримиримыми инстинктами, рассудком
и сознанием.
Его психоаналитическая
теория служит примером психодинамического
подхода. Понятие динамики в
его теории подразумевает, что
поведение человеа полностью
детерминировано, и бессознательные
психические процессы имеют большое
значение в регуляции поведения
человека.
Будучи лечащим
врачом, Фрейд столкнулся с тем,
что неосознаваемые переживания
и мотивы могут серьёзно отягощать
жизнь и даже становится причиной
нервно-психических заболеваний.
Это направило его на поиски
средств избавления своих пациентов
от конфликтов между тем, что
говорит их сознание, и потаёнными,
бессознательными побуждениями. Так
родился метод психотерапии, названный
психоанализом.
Теория Фрейда
во многих странах прочно вошла
в учебники по психологии, психотерапии,
психиатрии. Она оказала воздействие
на другие науки о человеке
- социологию, педагогику, культурологию.
Психоаналитическая философия, эмпирической
базой которой является психоанализ,
продолжает и углубляет иррационалитические
тенденции «Философии жизни», со
своих позиций стремится объяснить
личностные, культурные и социальные
явления.
Теперь мне
хотелось бы сказать несколько
слов о самом создателе психоанализа.
Зигмунд
Фрейд родился в семье галицийских
евреев. Его отцу, Якову, был 41
год, он имел двух детей от
предыдущего брака. Матери Зигмунда,
Амалии Натансон, третей жене
Якова, был 21 год. В 1860 году
семья Фрейда в связи с финансовыми
затруднениями перебралась в
Вену. В 9 летнем возрасте Фрейд
поступил в гимназию Сперл,
где был одним из лучших
учеников, и сотличием окончил
её в 17 лет.
После окончания
гимназии Фрейд желал сделать
военную или политическую карьеру,
но вследствие антисемитских
настроений и материальных затруднений
его амбиции были перечёркнуты.
В 17 лет, осенью 1873 года, поступил
на медицинское отделение Венского
университета. С 1876 по 1882 год работал
в лаборатории психологии Эрнста
Брюкке, изучая гистологию нервных
клеток. В 1881 году он с отличием
сдал выпускные экзамены и
получил степень доктора медицины.
В марте
1876 года Фрейд под руководством
профессора Карла Клауса исследовал
половую жизнь угря. Это была
его первая научная работа. В
1884 году изобрёл метод окрашивания
нервных путей хлоридом золота,
способ окрашивания был признан
несовершенным.
В 1882 году
Фрейд приступил к медицинской
практике. Научные интересы привели
его в главную больницу Вены,
где он начал исследования
в Институте церебральной анатомии.
В начале 1880-х гг. сблизился с
Йозефом Брейером и Жаном Мартеном
Шарко, оказавшими огромное влияние
на его научную деятельность.
В 1891 году
издана работа Фрейда «Об афазии»,
в которой он, в частности, впервые
выступил с аргументированной
критикой общепринятых тогда
концепций локализации функций
мозга в определённых его центрах
и предложил альтернативный функционально
– генетический подход к изучению
психики и её физиологических
механизмов.
В статье
«Защитные невропсихозы» (1894) и
работе «Исследование истерии» (1895,
совместно с Брейром) было засвидетельствовано,
что существует обратное воздействие
психической патологии на физиологические
процессы.
С началом
ХХ века начинает выпускать
свои основные научные труды:
«Толкование сновидений»(1900), «Психопатология
обыденной жизни» (1901), «Тотем и
табу»(1913), «Лекции по введению
в психоанализ» (1916 -1917), «По ту
сторону принципа удовольствия»(1920),
«Психология масс и анализ
человеческого Я» (1921), «Я и Оно»
(1923).
В 1923 году
у Фрейда выявлен рак нёба.
Учёный перенёс 33 мучительных
операции, но продолжал работать
до последних дней жизни. В
1930 году Фрейд стал лауреатом
премии Гёте.
Основная
часть
1 Психоаналитическая
структура личности
1.1 Топографическая
модель личности
Фрейд применял
топографическую модель личностной
организации. Согласно этой модели,
в психической жизни можно
выделить три уровня: сознание, предсознательное
и бессознательное. Рассматривая
их в единстве, Фрейд использовал
эту «психическую карту», чтобы
показать степень осознаваемости
таких психических явлений, как
мысли и фантазии. Уровень сознания
состоит из ощущений и переживаний,
которые осознаются в данный
момент. Фрейд постулировал, что
только незначительная часть
психической жизни (мысли, восприятие,
чувства, память) входят в сферу
сознания. Сознание таким образом
охватывает только малый процент
информации, хранящийся в мозге.
Область
предсознательного включает в
себя информацию, которая не осознаётся
в данный момент, но может легко
вернуться в сознание или спонтанно,
или в результате минимального
усилия. С точки зрения Фрейда,
предсознательное наводит мосты
между осознаваемыми и неосознаваемыми
областями психического.
Самая глубокая
и значимая область человеческого
разума – это бессознательное.
В своей книге «Толкование
сновидений» Фрейд так определяет
бессознательное: «Бессознательное
– это большой круг, включающий
в себя меньший сознательного;
всё сознательное имеет предварительную
бессознательную стадию, между тем
как бессознательное может остаться
на этой стадии и всё же
претендовать на полную ценность
психического действия. Бессознательное
– есть истинно реальное психическое,
столь же неизвестное нам в своей внутренней
сущности, как реальность внешнего мира».
Бессознательное
представляет собой хранилище
примитивных побуждений плюс
эмоции и воспоминания, которые
настолько угрожают сознанию, что
были подавлены или вытеснены
в область бессознательного. Фрейд
считал, что этот материал во
многом определяет наше повседневное
функционирование. «Мы установили
опытным путём, что бессознательные
психические процессы сами по
себе не относятся к определённому
моменту времени. Прежде всего,
можно сказать следующее: они
не располагаются хронологически,
время не вносит в них никаких
изменений, и к ним не может
быть применено понятие времени».
Воспоминания,
которым десятки лет, когда
они впускаются в область сознания,
нисколько не теряют своей
эмоциональной силы. Фрейд считал,
что бессознательное это реально
существующая структура, которую
можно продемонстрировать и проверить.
По его мнению, значимые аспекты
поведения человека оформляются
и направляются импульсами и
побуждениями, всецело находящимися
вне сферы сознания.
В начале
20-х годов Фрейд пересмотрел
свою концептуальную модель психической
жизни и ввёл в анатомию
личности три основные структуры:
ид, эго, суперэго.
Ид (лат.-оно)
по Фрейду означает исключительно
примитивные, инстинктивные и
врождённые аспекты личности. Ид
функционирует целиком в бессознательном
и тесно связано с инстинктивными
и биологическими побуждениями,
которые наполняют наше поведение
энергией. Ид сохраняет своё центральное
значение для индивидуума на
протяжении всей его жизни.
Оно свободно от всяких ограничений.
Являясь
самой старой структурой психики,
ид выражает первичный принцип
всей человеческой – немедленную
разрядку психической энергии,
производимой биологически обусловленными
побуждениями. Немедленная разрядка
напряжения получила название
– принцип удовольствия. Ид подчиняется
этому принципу, выражая себя
в импульсивной, иррациональной
и нарциссической манере, невзирая
на последствия для других
или вопреки самосохранению.
«В структуре
Ид ничто не связано с понятием
времени, не признаётся течение
и не существует изменений
в психических процессах с
течением времени. Естественно,
Ид не имеет представления
ни о ценностях, ни о добре
и зле, ни о нравственности».
Фрейд рассматривал ид в качестве
посредника между соматическими
и психическими процессами в
организме. Ид играет роль резервуара
для всех примитивных инстинктивных
побуждений.
Эго (лат.-я)
– это компонент психического
аппарата, ответственный за принятие
решений. Эго стремится выразить
и удовлетворить желания ид
в соответствии с ограничениями,
налагаемыми внешним миром. Эго
получает свою структуру и
функцию от ид, эволюционирует
из него и заимствует часть
энергии ид для своих нужд,
чтобы отвечать требованиям социальной
реальности. Эго помогает обеспечить
безопасность и самосохранение
организма. В борьбе за выживание,
как против внешнего социального
мира, так и инстинктивных потребностей
ид, эго должно постоянно осуществлять
дифференциацию между событиями
в психическом плане и реальными
событиями во внешнем мире.
Эго подчиняется
принципу реальности, цель которого
– сохранение целостности организма
путём отсрочки удовлетворения
инстинктов до того момента,
когда будет найдена возможность
достичь разрядки подходящим способом
или будут найдены соответствующие условия
во внешней среде.
Принцип
реальности даёт возможность
индивиду тормозить, переадресовывать
или постепенно давать выход
грубой энергии ид в рамках
социальных ограничений и совести
индивида. Эго, в отличии от
ид, различает реальность и фантазию,
выдерживает умеренное напряжение,
меняется в зависимости от
нового опыта и участвует в
рациональной познавательной деятельности.
Можно сказать, что эго является
«исполнительным органом» личности
и областью протекания интеллектуальных
процессов и решения проблем.
Суперэго (лат.-сверх
я). Для того чтобы человек эффективно
функционировал в обществе, он
должен иметь систему ценностей,
норм и этики, разумно совместимых
с теми, что приняты в его
окружении.
Всё это
приобретается в процессе «социализации»,
или другими словами – посредством
формирования суперэго. Суперэго
– последний компонент развивающейся
личности, представляющий интернализованную
версию общественных норм и
стандартов поведения. С точки
зрения Фрейда, организм человека
не рождается с суперэго. Скорее,
дети должны обретать его, благодаря
взаимодействию с родителями, учителями
и иными авторитетными фигурами.
Будучи морально-этической
силой личности, суперэго является
следствием продолжительной зависимости
ребёнка от родителей. Формально
оно появляется, когда ребёнок
начинает различать категории
«хорошо» и «плохо». По мере
расширения субъективного мира
ребёнка (поступления в школу,
общения со сверстниками и
т.д.), сфера суперэго увеличивается
до пределов того поведения,
которое считают приемлемым эти
новые группы.