Материя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и взаимообусловленностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО ФИЛОСОФИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2012

Тема 4. МАТЕРИЯ. НАУКА О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ. МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА.

 

План работы:

  1. Понятие материи.
  2. Сущность понятия «материя».
  3. Наука о строении материи.
  4. Материальное единство многообразного мира.

 

 

Тема 11. ПРОГРЕСС. КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. РОССИЯ, ВОСТОК И ЗАПАД В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР.

 

План работы:

  1. Понятие прогресса.
  2. Критерии прогресса.
  3. Культура как общественно-историческое явление.
  4. Отношение философов-историков к понятию восток-запад.
  5. Россия, Восток и Запад в диалоге культур.
  6. Специфика России в мировой культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема №4. МАТЕРИЯ. НАУКА О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ. МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА.

 

  1. Понятие материи.

Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность  заключается в высокой степени  абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных  материальных объектов, форм материи, ее свойств и взаимообусловленностей. В связи с этим перед философией и другими науками стоит множество вопросов: Что такое материя? Как развивались представления о ней? Как соотнести с понятием материи бесконечное множество конкретных предметов, вещей? Какими свойствами она обладает? Вечна ли и бесконечна материя? Что является причиной ее изменения? Какие виды материи известны в настоящее время? Как осуществляется взаимный переход одних видов материи и форм ее движения в другие? На основе каких законов это происходит? Наконец, каким образом возникло такое свойство материи, как сознание?

Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность разнообразных  предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны, одни постигаемы достаточно полно непосредственно чувственным образом, для проникновения в сущность других необходима абстрагирующая деятельность нашего разума. Отличаются эти предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств.

Однако при всей своей многочисленности и разнообразии самые различные  предметы окружающего нас мира имеют  один общий, если так можно выразиться, знаменатель, позволяющий объединить их понятием материи. Это общее есть независимость всего многообразия предметов от сознания людей. В то же время это общее в бытии различных материальных образований является предпосылкой единства мира. Однако заметить общее в самых различных предметах, явлениях, процессах - задача далеко не простая. Для этого нужна определенная система сложившихся знаний и развитая способность к абстрагирующей деятельности человеческого разума. Поскольку знания есть продукт приобретенный, причем накапливаемый постепенно, в течение длительного времени, то многие суждения людей о природе и обществе первоначально носили весьма неотчетливый, приближенный, а порой и просто неверный характер. В полной мере это относится и к определению категории материи.

Субстанция обозначает единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма, которой противостоит дуалистическая трактовка мира. В домарксистском материализме материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая телесность, параматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. Домарксистский материализм рассматривает ее как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира.

Материя - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.

Материя - (лат. materia - вещество) вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического материализма Спиркин А.Г. Основы философии. М. 2000г. Ленин: Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

1) материя существует независимо  от сознания (первичность материи по отношению к сознанию);

2) она отображается ощущениями (признание принципиальной познаваемости мира).

Достоинство этого определения - единство онтологического и гносеологического подходов и является исходным пунктом естествознания и философии.

Домарксистское понимание материи  является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы - человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы.

 

  1. Сущность понятия «материя».

Материя есть философская категория  для обозначения всей объективной  реальности, с помощью которой  решается основной вопрос философии. Важнейший  признак и свойство материи - быть объективной реальностью.

Вопрос о сущности понятия "материя" затрагивает основы любого развитого мировоззрения.

Понятие "материя" прошло несколько  этапов в своем историческом развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий.

Второй этап - этап вещественно-субстрактного  представления. Материя отождествлялась  с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости (Бекон, Локк). Наибольшее развитие такое физикалистское понимание материи достигло в трудах французских материалистов 18в. Ламетри, Гельвеция, Гольбаха. По сути, материалистическая философия 17-18в. Трансформировала понятие "бытия" в понятие "материя". В условиях, когда наука поколебала веру в Бога, как Абсолюта и гаранта бытия озабоченность человека об основаниях существования мифа снималась в категории "материя". С помощью ее обосновывалось как истинно сущее бытие природного мира, который был объявлен самодостаточным, вечным, несотворимым, не нуждающимся в своем обосновании. Как вещество материя обладала свойством протяженность, непроницаемости, тяжести, массой, как субстанция - атрибутами движения, пространства времени, и наконец способностью вызывать ощущения (Гольбах).

Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи. Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века. Рентгеновские  опровергли идеи о непроницаемости материи; электроизлучение урана; радиоактивный распад атомов - разрушили идею о неделимости атома, как первооснову понятия "поля" описывало новое состояние материи отличное от вещества.

Идея неделимого атома, первокирпичика - рухнула. Разрушение атомистическо-механической картины мира было названо "кризисом в физике". Рушиться наука, поскольку "материя исчезает" считали ученые того периода. Им возражал В.И.Ленин. Он говорил, рушиться не наука, а старый предел понимания мира. Картина мира усложнилась, следовательно наука испытывает кризис, а с него и материалистическая философия.

Выход нашелся в образе квантово-механической картины мира в естествознании и  диалектико-материалистического понимания  материи философии.

Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность как данная человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них. В этом определении признак существования отдается исключительно самим конкретно-чувственным веществам. А такая позиция, есть позиция науки. Наука и материализм имеет одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования их бытия приписывается материи. В этом и методологическое значение определения. Названная нами формулировка определения материи называется гносеологическим, поскольку содержит элемент связи объективной реальности с сознанием, свидетельствует о производности сознания. При этом такое понимание материи не может устареть, поскольку не связано жестко с конкретным строением материи, но и неспособна охватить все многообразие понятия материи. Такое многообразие раскрывает рассмотрение материи в субстанциональном аспекте.

В этом случае атрибутами (неотъемлемыми свойствами материи являются: структурность, системность, воздействие, движение, самоорганизация, пространства, время и отражения).

В настоящее время в физике формируется  принципиально новое направление  научных исследований, связанное  с изучением свойств и возможностей физического вакуума, которое тесно связано с представлением о сущности материи. Выявлено, что между электронами и ядром остается огромное пространство, не заполненное веществом. Но это не пустое пространство, а особый вид материи, которую физики назвали физическим вакуумом. Оказывается, что даже внутри твердого и массивного предмета вакуум занимает неизмеримо большее пространство, чем вещество.

Таким образом, материя:

Есть конкретное вещество (земля, вода, воздух, огонь). Фалес, Гераклит и др. (концепция созерцательного материализма);

Есть субстанция, состоящая из отдельных  частиц - атомов или корпускул. Атомы  абсолютно прочны, неделимы, непроницаемы, характеризуются наличием массы  и веса. И. Ньютон (концепция дискретного  строения материи);

- существует в двух видах - вещество и поле. Они строго разделены и их превращение друг в друга невозможно. Главным является поле, а значит, основным свойством материи является непрерывность в противовес дискретности. Д. Максвелл (концепция континуального непрерывного строения материи);

- как физическая реальность едина и нет пропасти между веществом и полем. Поле, подобно веществу, обладает корпускулярными свойствами, а частицы вещества, подобно полю, - волновыми, т.е. каждый элемент материи обладает свойствами волны и частицы. М. Планк (1858-1947 гг.) В. Гейзенберг (1901-1976 гг.) Э. Шредингер (1887-1961 гг.) Н. Бор.

 

  1. Наука о строении материи.

Материя имеет сложное структурное  строение. На основе достижений современной  науки мы можем указать некоторые  ее виды и структурные уровни. Известно, что до конца XIX в. естествознание не шло дальше молекул и атомов. С открытием радиоактивности электронов начался прорыв физики в более глубокие области материи. Причем, подчеркнем еще раз, принципиально новым при этом является отказ от абсолютизации каких-то первокирпичиков, неизменной сущности вещей. В настоящее время физикой открыто множество различных элементарных частиц. Оказалось, что каждая частица имеет свой антипод - античастицу, имеющую с ней одинаковую массу, но противоположный заряд, спин и т.д. Нейтральные частицы также имеют свои античастицы, отличающиеся противоположностью спина и других характеристик. Частицы и античастицы, взаимодействуя, "аннигилируют", т.е. исчезают, превращаясь в другие частицы. Например, электрон и позитрон, аннигилируя, превращаются в два фотона.

Симметричность элементарных частиц позволяет высказать предположение  о возможности существования  антимира, состоящего из античастиц, антиатомов и антивещества. Причем все законы, действующие в антимире, должны быть аналогичными законам нашего мира.

Общее количество частиц, включая  и так называемые "резонансы", временный промежуток жизни, которой чрезвычайно мал, достигает сейчас приблизительно цифры 300. Предсказывается существование гипотетических частиц - кварков, имеющих дробный заряд. Кварки пока не открыты, но без них невозможно удовлетворительно объяснить некоторые квантово-механические явления. Не исключено, что в недалеком будущем это теоретическое предсказание найдет экспериментальное подтверждение.

Современная физика выделяет четыре типа фундаментальных взаимодействий:

- гравитационное;

- электромагнитное;

- слабое (описывает распады ядер, т.е. это ядерное взаимодействие);

- сильное (отражает внутриядерные взаимодействия).

Существует сверхзадача, решение  которой позволило бы объединить все типы взаимодействий в одно универсальное. Над этой задачей работал Эйнштейн последние 40 лет. В этом направлении работают и сейчас. В его сугубо научных исследованиях по единой теории поля воплощалось его стремление к единству физической картины мира, которая отражала бы единый материальный мир.

В наибольшей степени действительности соответствует атрибутивная теория единства мира. В этой теории предполагается единство всех видов материи и  форм движения. Здесь имеется в  виду единство атрибутов материи, ее законов. Это единство проявляется и в единстве законов сохранения.

Информация о работе Материя