Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:55, контрольная работа
Развитие взглядов на материю в истории философии
Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и неуничтожимая основа всех вещей получила название субстанции. Формирование субстанции - это и формирование научного понимания материи. В древней Греции под субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и пустоты.
В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона, Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца 16в. до начала 19в. господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью и способностью перемещаться. Материя является важнейшей категорией философии. Сущность этой категории развивалась аналогично всякому научному понятию от простого к сложному.
Развитие взглядов на материю в истории философии……………………...3
Единство и многообразие материального мира…………………………….8
Понятие материального и идеального……………………………………...13
Общество как система социальных общностей
Понятия социальной стратификации и социальной мобильности…….…18
Социально-экономические классы…………………………………………24
Этническая структура общества……………………………………………30
Список используемой литературы…………………………………………37
Содержание
Материя
Развитие взглядов на материю
в истории философии……………………...
Единство и многообразие
материального мира…………………………….
Понятие материального и идеального……………………………………...13
Общество как система социальных общностей
Понятия социальной стратификации и социальной мобильности…….…18
Социально-экономические классы…………………………………………24
Этническая структура общества……………………………………………30
Список используемой литературы…………………………………………37
Материя
Уже в древности философы
пытались представить видимое
В философии и естествознании
нового времени и в работах
Ньютона, Ломоносова анатомические
идеи получили развитие. С конца 16в.
до начала 19в. господствовала механистическая
картина мира. Материя рассматривалась
как совокупность неделимых атомов,
которые наделены геометрическими
и механическими свойствами: массой,
протяженностью, формой, непроницаемостью
и способностью перемещаться. Материя
является важнейшей категорией философии.
Сущность этой категории развивалась
аналогично всякому научному понятию
от простого к сложному.
Гегель взял понятие единичное, особое,
всеобщее. Таким образом, он выстроил схему
рационального подхода к изучению материи.
Изучая единичное мы выявляем сущность
конкретного явления вещи, процесса. Когда
мы устанавливаем взаимосвязь объекта
с другими, выявляем законы данного круга
объектов, т. е. особенное. Особенное –
то, что характерно для всеобщего и выявляет
сущность не только данных объектов, но
и сущность существующих вещей.
Наивно материализованные
представление о материи
Мост между единичным и общим был перекинут
Евклидом и Демокритом, доказавшим, что
все состоит из мельчайших частиц и любая
вещь отличается от другой сочетанием
атомов, их величины и формы. В 18 –20 веках
упор идет на абстрактное представление
всеобщего. Особняком стоит Гольбах: материей
является все то, что действует на наши
органы чувств. В этот период ученые пришли
к согласию в выявлении материи, но реальные
представления были различны. Однако идет
попытка связать материю с сознанием,
чтобы дать различие между духом и субстанцией.
И сегодня во всех рациональных концепциях
материя – философская абстракция для
выражения противоположности сознательного
и бессознательного к качеству носителя.
Материя – это непрерывная
субстанция, основа бытия, обладающая
свойством времени, информационно-энергетического
возбуждения и дискретного
Материя существует в виде
непрерывной субстанции, сплошной среды,
в которой отсутствует какая
бы то ни было дискретность и отсутствуют
какие бы то ни было меры. Отсюда следует,
что материя не может быть дана
в ощущениях. Она бесструктурна.
Ощущать можно вещественные, дискретные
объекты, имеющие меры. Никакие средства
наблюдения не могут "наблюдать"
материю, поскольку она непрерывна,
бесструктурна и не имеет никаких
мер. Материя ненаблюдаема в принципе.
Наблюдаемы вторичные производные
материи - поле и вещество. Лишь они
даются в ощущениях. В этой формулировке
отражена генетическая связь материи
и вещества и подчеркивается первичность
и фундаментальность материи.
На современном уровне знаний, в развитие
континуализма Аристотеля, необходимо
признать в качестве физических сущностей
и подлинный континуум и дискретные объекты.
Между ними явно просматривается взаимосвязь
и имеют место взаимопереходы. В чем состоит
взаимосвязь таких противоречивых сущностей?
По каким законам происходят переходы
непрерывного в дискретное и дискретного
в непрерывное? Большинство проблем физики
остались нерешенными из-за отсутствия
ответов на эти вопросы. По тем же причинам
не было четкого разграничения между материей
и веществом, а физика, именуя себя материалистической
наукой, на самом деле ничего кроме вещества
и полей не изучала. Физика изучала не
первичное - материю, а ее вторичные проявления
- поле и вещество. Таким образом, основа
всего сущего - материя, оказалась вне
поля зрения этой науки.
Вещество – это дискретное информационно-энергетическое воплощение материи. Вещество представлено различными формами проявления материи в виде дискретных частиц, обладающих массой покоя. Вещество имеет дискретную структуру, но своим происхождением оно обязано непрерывной материи. Дискретность является главным признаком вещества.
Вещество может находиться
в четырех состояниях: газ, жидкость,
твердые тела, плазма. Первыми представителями
вещества в иерархической системе
мира являются две элементарные частицы
- электрон и позитрон. Эти две
частицы порождает физический вакуум
в условиях информационно-энергетического
возбуждения. Современные знания об
этих двух частицах явно не соответствуют
той роли, которая отведена им в
Природе. Раскрытие механизма
Учение об атомах, т. е. о
протяженных, неделимых и абсолютно
непроницаемых частицах вещества, отличающихся
друг от друга только количественно
и производящих чисто механическим
путем все явления видимого миpa,
привлекает человеческий ум своею наглядностью,
но отличается недостатками, на которые
философы постоянно указывали. Недостатков
два: первый заключается в понятии
атома, второй - в невозможности проведения
механического мировоззрения
Кризис физики на рубеже 19-20 веков сломал «классические представления» о мире и ввел новые понятия и принципы. Эти принципы опирались не на здравый смысл, а на веру в правильность гипотез, выдвигаемых учеными того времени. Частные успехи укрепили эту веру. Поскольку многие положения новых представлений противоречили здравому смыслу и логике, эти представления могли держаться только на абсолютизации новой физики, на жестком подавлении инакомыслия в науке, т.е. на догматизме.
Философия физики, оказавшаяся
в наиболее глубоком кризисе, так
и не смогла подняться на ноги. Она
была раздавлена амбициями и догматизмом
физиков. Сейчас философия физики влачит
жалкое существование.
Но физики не только задавили философию.
Они изгнали математическую строгость
из своих физических исследований, буквально
“варварски” используя математику. Можно
было бы привести немало примеров нарушения
основ математики физиками. Например,
релятивистский вариационный принцип
некорректен. В некоторых случаях «обрезаются»
расходящиеся ряды, используются неправомерные
операции с расходящимися интегралами
и т.д.
В результате, в физике накопилось
большое число гносеологических
ошибок и математически некорректных
результатов. Они привели к неправомерной
интерпретации физических явлений,
к парадоксам и внутренним логическим
противоречиям в теориях. Любые
попытки вырваться из накатанной
«колеи» и дать новые решения
проблем рассматривались
Преодоление трудностей, с которыми столкнулась физика, потребовало анализа проблем не только физических, но и гносеологических. В итоге напряженных дискуссий в физике сложилось несколько школ, кардинально расходившихся в понимании путей выхода из кризисной ситуации. Некоторые из них стали ориентироваться на идеалистическое мировоззрение, чем попытались воспользоваться представители спиритуализма и фидеизма. Это и привело к тому, что революция в физике переросла в ее кризис. «Суть кризиса современной физики, — писал В. И. Ленин, — состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т.е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом. «Материя исчезла» — так можно выразить основное и типичное по отношению ко многим частным вопросам затруднение, создавшее этот кризис».
Обнаружение того, что строение
материи является гораздо более
сложным, чем это казалось ранее,
– это отнюдь не свидетельство
несостоятельности
Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том, что единство мира – в его материальности. Проблема единства мира по-своему решалась и другими античными мыслителями, которые исходили из признания основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей, или ощущений человека. Последовательность в признании единого начала – материи или духа – называется философским монизмом.
Противоположностью монизма
Виднейшим представителем дуализма был
французский философ и
В этот же период материалистическую линию в решении вопроса о единстве мира проводили представители метафизического материализма Ф. Бекон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, французские материалисты XVIII века.
Глубже, чем другие материалисты, подошли к решению проблемы единства мира русские философы середины XIX века. Опираясь на достижения философии, а также на новые успехи естествознания, они пытались взглянуть на мир как на процесс развития. По Чернышевскому, природа представляет собой не что иное, как разнородную материю с многообразными качествами. Он утверждал, что органические и неорганические «комбинации элементов» образуют единство и что органические элементы возникают из неорганических. Однако, идеалистически рассматривая сущность общественных явлений, русские революционные демократы не смогли до конца последовательно разрешить проблему материального единства мира.
Проблему единства мира с материалистических
позиций решали Маркс и Энгельс,
опиравшиеся на достижения естественных
и общественных наук. Они отвергли
метафизическое представление о
непроходимой пропасти между живой
и неживой материей, обосновав
положение о возникновении
Марксизм при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени.
Материальное единство мира как
диалектическое единство многообразия
проявляется двояко. Во-первых, как
своеобразная дискретность строения объективной
действительности. Наличие в ней
качественно различных, отграниченных
друг от друга вещей, явлений, процессов,
систем. Во-вторых, как иерархические
отношения между системами
Диалектико-материалистическое положение
о материальном единстве мира соответствует
развитию естествознания того периода.
Открытие электромагнитных волн и светового
давления свидетельствует о
Овладение методом спектрального анализа позволило установить, что Солнце и другие звезды, звездные ассоциации и планеты имеют в своем составе те же химические элементы, что и Земля. Многообразие химических элементов раскрывается периодической системой элементов Д.И. Менделеева.
Информация о работе Материя, общество как система социальных общностей