Методология туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:10, реферат

Краткое описание

С древних времен путешествия влекли людей к новым открытиям, к познанию новых краев и природных явлений, посредством которых они могли получить известность. История туризма тесно связана с экономикой и религией. Путешествия по морю определялись необходимостью обмена товарами. Путешествия к святым местам породили первые цепочки гостиниц и трапезных, которые находились при монастырях и храмах. Туризм поощрял обмен культурой, что являлось также стимулом к путешествиям.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методология туристской деятельности: понятие, принципы и роль 4
1.1. Методология как учение о методах исследования в туризме 4
1.2. Роль методологии при исследовании туристской деятельности 6
Глава 2. Методика научных исследований в туризме 7
2.1. Содержание и этапы исследования в области туризма 7
2.2. Виды, цели и задачи исследования 8
Глава 3. Основные законы диалектики в исследованиях туристской деятельности 11
3.1.Применение закона единства и борьбы противоположностей 11
3.2. Применение закона перехода количественных изменений в качественные 13
3.3. Применение закона отрицания отрицания 14
Глава 4. Общенаучные методы в исследования туристкой деятельности 16
4.1. Методы наблюдения, интервью и анкетирования 16
4.2. Методы анализа и синтеза 17
4.3. Эксперимент как практический метод исследования 19
4.4. Метод познания потенциальных возможностей туризма 20
4.5. Методы исторический, логический и экспертных оценок 22
4.6. Моделирование как метод исследования 24
Заключение 26
Список использованной литературы: 27

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии аспирантура.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Министерство по образованию  и науке Российской Федерации

Государственное Образовательное  учреждение Высшего Профессионального  образования

Санкт-Петербургский  Государственный Университет Экономики  и Финансов

 

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Тема:

«Методология туризма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила аспирантка кафедры 

региональной экономики  и природопользования:

Екимова Антонина Константиновна

Работу проверил(а):

 

 

 

 

 

 

г. Санкт - Петербург

2012 
Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Методология туристской деятельности: понятие, принципы и роль 4

1.1. Методология как учение о методах исследования в туризме 4

    1.2. Роль методологии  при исследовании туристской деятельности 6

Глава 2. Методика научных исследований в туризме 7

2.1. Содержание и этапы исследования в области туризма 7

2.2. Виды, цели и задачи исследования 8

Глава 3. Основные законы диалектики в исследованиях туристской деятельности 11

3.1.Применение закона единства и борьбы противоположностей 11

3.2. Применение закона перехода количественных изменений в качественные  13

3.3. Применение закона отрицания отрицания 14

Глава 4. Общенаучные методы в исследования туристкой деятельности 16

    4.1. Методы наблюдения, интервью и анкетирования  16

    4.2. Методы анализа и  синтеза 17

    4.3. Эксперимент как практический  метод исследования 19

    4.4. Метод познания потенциальных  возможностей туризма  20

    4.5. Методы исторический, логический и экспертных оценок 22

    4.6. Моделирование как  метод исследования 24

Заключение 26

Список использованной литературы: 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С древних времен путешествия влекли людей к новым открытиям, к познанию новых краев и природных явлений, посредством которых они могли получить известность. История туризма тесно связана с экономикой и религией. Путешествия по морю определялись необходимостью обмена товарами. Путешествия к святым местам породили первые цепочки гостиниц и трапезных, которые находились при монастырях и храмах. Туризм поощрял обмен культурой, что являлось также стимулом к путешествиям.

 В настоящее время туризм из вида отдыха превратился в целую индустрию, включающую в себя многие виды туристической деятельности. С туризмом связаны такие виды деятельности, как организация путешествий, гостиничный бизнес, экономика и др.

Туризм – это та часть индустрии  гостеприимства, где человек может  удовлетворить свои физические, интеллектуальные, этические и психологические потребности.

Важной проблемой туристической отрасли является поиск новых форм и способов организации деятельности. Правильно предвидеть характер будущего туристского рынка, выработать формы и способы ведения деятельности – означает добиться дополнительного преимущества над конкурентами, обеспечить успех организации в туризме.

Новые способы туристической деятельности определяются не только эмпирически. Выявив общие законы, можно выработать методологические принципы анализа форм и способов организации туризма, определить тенденции его развития.

Таким образом, туризм превратился  в целую науку, включающую в себя объекты, предметы, принципы, законы, категории  и методы исследования.

Методологическая подготовленность специалистов в совершенствовании известных и разработке новых способов ведения хозяйствования в туризме приобретает важность в связи с постоянными новшествами в этой сфере, его техническим оснащением, нацеленностью на стратегию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методология туристской деятельности: понятие, принципы и роль

 

    1. Методология как учение о методах исследования в туризме

 

Методология в ее широком понимании представляет собой учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Метод, в свою очередь, есть совокупность приемов и операций теоретического исследования или практического освоения действительности.

Методология как  учение о методах исследования в  туризме составляет совокупность взглядов, результат познания и осмысления практики жизни, что позволяет создавать конкретные теоретические суждения об изучаемых явлениях и процессах в данной сфере деятельности. Для изучения туризма как вида деятельности людей, как успешно развивающейся отрасли мирового хозяйствования проводят исследования с помощью различных методов.

В науке о  туризме ученые и специалисты  в своих исследованиях опираются  на общую, специальную и частную  методологию.

Общая методология обеспечивает правильные и точные представления об общих законах развития туризма, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучают ученые и специалисты. В ее основе лежит диалектический подход к пониманию сущности туризма. Данная методология исходит из материальности окружающего нас мира, в котором материя находится в непрерывном движении, развитии.

Движущие силы развития окружающего мира (материи) подчиняются законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

Специальная методология позволяет формулировать законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования феноменов, которые исследуются. Данная методология при исследованиях конкретных явлений и процессов в туризме позволяет применять соответствующие методы и принципы, методики, способы и приемы, чтобы определить конечные результаты исследований.

В основе специальной  методологии лежат следующие  принципы:

 научность — основывается на общенаучном знании и строится с учетом достижений смежных наук, например экономики, юриспруденции, управления, информатики и социологии;

наглядность — реализуется в основных методах обучения, опирающихся на необходимость создания зрительного образа, что способствует лучшему его усвоению и запоминанию;

доступность — базируется на учете особенностей персонала, возможности усвоения того или иного уровня сложности содержания обучения туристской деятельности;

единство  теории и практики обучения — основывается на диалектике и реализуется в процессе деятельности, предусматривающей обязательность достижения уровня практического применения полученных знаний для полного и точного их усвоения;

воспитывающий характер обучения — обусловливается совпадением направлений обучения и воспитания, поскольку обучение направлено на формирование личностных качеств у специалистов, что реализует основную цель воспитания.

Частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретных явлений туристкой деятельности, которые составляют объект и предмет ее анализа. В ее основе лежат следующие принципы:

детерминизм — причинная обусловленность психических процессов, происходящих во время освоения видов и форм туризма, явлений и процессов по качественному обслуживанию потребителей, получению прибыли;

единство  сознания и деятельности — показатель единства развития сознания и деятельности, когда сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности;

развитие — показатель неразрывной связи туризма с другими отраслями наук и общего развития — интеллектуального, эмоционального, социального;

личностный  подход в обучении — ориентирование исследователей на изучение индивидуальных и социально-психологических особенностей специалистов.

Рассмотренные принципы методологии дают представление: о движущих силах развития науки о туризме, о социальной обусловленности развития и совершенствования деятельности специалистов.

 

 

 

 

 

 

    1. Роль методологии при исследовании туристской деятельности

 

Предметом исследования в теории туризма является туристская деятельность, задачами которой являются: изучение туристских мероприятий; прогнозирование развития видов и форм туризма; моделирование характеристик новых туристских центров; восстановление функций организма в процессе туристских мероприятий, экскурсий и путешествий.

Субъектами  туристской деятельности являются специалисты, потребители услуг как носители определенных общественных и производственных отношений, а также накопленные  знания и опыт в данной сфере деятельности.

Методология исследования туристской деятельности позволяет обосновать научный подход к изучению и решению теоретических и практических вопросов туризма.

Методологическая  оценка туристской деятельности помогает определить вероятного конкурента на рынке услуг, экономическое и техническое состояние турпредприятия, предполагаемые способы его развития и ведения конкурентной борьбы, стратегию и тактику деятельности специалистов.

В основе методологии  лежит изучение туризма как общественного явления, которое носит активный и творческий характер, поскольку происходит в процессе целенаправленной практической деятельности людей. В путешествиях и экскурсиях деятельность людей обогащается новым опытом в результате знакомства с новыми достопримечательностями.

Изучение туризма  на практическом уровне не раскрывают сущности его исторического развития, однако постоянно используются в повседневной жизни. Изучение туризма на теоретическом уровне ставят своей задачей понимание сущности изучаемых явлений в форме категорий, законов, научных теорий, а также в виде абстракций, отражающих глубокие существенные взаимосвязи материального и духовного мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика научных исследований в туризме

 

2.1. Содержание  и этапы исследований в области  туризма.

 

Методика —  это конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. Она производна от методологических принципов и основана на них.

К содержанию исследований в области туризма относят: изучение состояния проблемы, постановка целей и определение задач, выработка гипотезы исследования, подбор методов и методик экспериментов, их апробация. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на эксперимент, логическую и хронологическую схему исследования, выбор контингента и количества испытуемых, определение необходимого числа измерений (наблюдений), обработку полученных результатов. Важным также является обеспечение места проведения исследования, изолированного от внешних помех, и подготовка технического оснащения исследования, обеспечивающего решение поставленных задач.

Исследование  включает в себя: сбор фактических  данных, обеспечивающих достоверность выводов; проведение серии экспериментов; теоретическую и количественную обработку полученных результатов — определение средних величин, меры, рассеивания данных, коэффициентов корреляции, построение графиков, таблиц, диаграмм; качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных; интерпретацию данных и формулирование выводов.

В ходе исследовательской  деятельности необходимо руководствоваться принципом «истинность — ложность». Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, выраженных в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы. Истина — это верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого является практика.

В связи с  необходимостью повышения уровня достоверности исследования необходимо определить этапы исследования: во-первых, сформулировать ту или иную проблему туризма с использованием научного познания реальности; во-вторых, определить меру неизвестного в известном с использованием терминов научной дисциплины.

Важным этапом является формулирование проблемы, т.е. выявление необходимой информации для описания или объяснения реальности. Приступая к формулированию проблемы исследования, необходимо определить, к какому виду или явлению туристской деятельности она относится. Предметом исследования в туризме могут быть: взаимосвязи фактов турбизнеса с гостиничными комплексами и транспортными услугами; закономерности экономического развития в стране и в мире, тенденции социокультурного опыта специалистов. В туризме изучаются закономерности овладения знаниями в учебных учреждениях, овладение умениями и навыками на турпредприятии, исследуются закономерности формирования творческого активного мышления потребителей услуг, изменения психики в процессе туристской деятельности.

Важным этапом исследования является также определение меры неизвестного в известном, степень ее актуальности для теории туризма. Надо осуществить экспертизу степени и характера изученности проблемы исследования, т.е. поиск значимой информации о теоретических источниках, а также о смежных с туризмом науках. Исследование должно основываться на изучении состояния проблемы не только в теории, но и на практике.

 

2.2. Виды, цели и задачи исследований

 

В основе эмпирических исследований лежат достоверные факты, сбор и анализ которых осуществляется с использованием определенных методов, основанных на наблюдении и изучении туристской деятельности. Эмпирические исследования не предполагают создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. Этими фактами являются реальные события в туризме, происшедшие в процессе туристской деятельности. Их анализируют и делают выводы о происходящих событиях.

Информация о работе Методология туризма