Натурфилософская модель мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 17:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель нашей работы – показать особенности натурфилософской модели мира в античной философии.

Содержание

Введение.
1. Учение Милетской школы в первовеществе.
2. Учение Гераклита о становлении.
3. Учение Элейской школы о бытии.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Министерство Российской Федерации

ВОЛОГОДСКАЯ МОЛОЧНОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ им. Н.В. ВЕРЕЩАГИНА

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра философии.

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Философия»

на тему: «Натурфилософская модель мира»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

Экономического факультета;  заочного отделения

Жигалкина Е. М.

 

Проверил

 

 

Вологда-Молочное 20

Тема №2. Натурфилософская модель мира.

 

Введение.

  1. Учение Милетской школы в первовеществе.
  2. Учение Гераклита о становлении.
  3. Учение Элейской школы о бытии.

Заключение.

 

 

Введение.

Древнегреческая философия возникла не  в   Греции,  не  на Балканском  полуострове,  а на  восточной окраине греческого  мира  -   в ионийских городах западного побережья Малой Азии,  основанных  греками и развивших раньше,  чем это произошло  в  самой  Греции,  рабовладельческую промышленность,  торговлю  и  выросшую  на  их  основе  духовную   культуру.

      Античная  философия – уникальное явление.  Уникальность ее состоит, прежде  всего, в том, что она представляет  собой первую в истории человечества попытку рационального постижения мира. Установка на человеческий разум как на средство познания, стремление к разумной аргументации, логической мотивации – это главная особенность античной философии. Этим она качественно отличается от древневосточной мудрости, которая, как мы об этом говорили, не освободилась от мифологической и религиозной оболочки, не стала собственно рациональным объяснением мира. Поэтому ее принято считать предфилософией, а не собственно философией.

Античная философия, функционировавшая в виде системы теоретических понятий, рациональных категорий, сделала возможным рождение науки и в определенном смысле породила ее. Известно, что первые греческие мыслители (Фалес, Пифагор, Демокрит и др.) были не только выдающимися философами, но и первыми астрономами, математиками, физиками.

Цель нашей работы – показать особенности натурфилософской модели мира в античной философии.

 

1. Учение Милетской  школы о первовеществе

 

Милет – город в  котором возникла первая философская  школа. С  конца  VII  до конца VI в. до н.э. здесь жили  три  первых  философа:  Фалес,  Анаксимандр, Анаксимен.

      Глубина  и последовательность  мышления,  отличавшая  первых  натурфилософов   означали значительный шаг в  формировании целостного  представления   о  мире.  Впервые сознательно был поставлен вопрос об основных принципах мирового  устройства, о первоначалах, определяющих изменение действительности.

      Этот  вопрос поставил Фалес (около  624 - 547  гг.  до  н.э.)  -  первый  математик и физик Ионии, основатель милетской школы. И не  только  поставил, но  и  с  определенной  точки  зрения  его  решил,  поскольку   рассматривал реальность с промежуточной позиции, как совокупность противоположных  начал, как «сгущение» и «разрежение».

      Фалес  и  первые  ионийские ученые  стремились  установить,  из  какой материи состоит мир. По Фалесу, природа,  как живая,  так и неживая,  обладает  движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.

  Рассматривая мир  как непрерывно изменяющееся  целое,  Фалес  полагает, что он обусловлен различными состояниями  одного  и  того  же  материального начала,  некой   субстанции,   ее  сгущением   и   разрежением. Это свидетельствует о том, что на вопрос о первопричине,  первоначале  мира,  он дает   вполне   однозначный   и   разумный    ответ    -    это    отношение противоположностей. Так, зародившись в  мифологии,  эта  идея  находит  свое воплощение и развитие в науке, становится ядром древнегреческой философии.

      Фактически, для Фалеса главной точкой  зрения  -  была  античная  идея справедливости - Дике, благодаря которой весь непрерывный  мир  осмысливался им  с  позиции  промежуточного.  И  если,  например,   в   едином   процессе рассматривалось отношение  между  горячей  и  холодной  сторонами, то  было отчетливо  видно,  как  эти   противоположности   постепенно   переходят   в промежуточное состояние. И так  было  во  всем,  с  любыми  противоположными свойствами или сторонами: белым и черным, женским  и  мужским,  сгущенным  и разреженным и т.п.

      Видимо, подобные факты убеждали античных  философов  в  том,  что   все противоположности   вне   зависимости   от   их   качественного   содержания самопроизвольно  могут переходить в  промежуточное,  которое  противоречиво постольку, поскольку содержит в себе противоположные начала. И напротив,  из промежуточного могут возникать не любые, а только противоположные вещи.

      Фалес  находит, что первовещество –  вода: все появляется из  воды  -  говорит философ - и в воду  все разлагается. При выборе воды решающее значение  имело для  него  ее  жидкое  состояние.  По  мнению   В.Виндельбанда   -   известного немецкого историка философии - мысль Фалеса  состояла,  главным  образом,  в том, чтобы объявить  мировым  веществом  такое  состояние  материи,  которое делало бы возможным переход в обе стороны - как в твердое, так и в  летучее, в виде процесса уплотнения и разрежения.

      Что   же  касается  другого  взгляда   на  реальность,  т.е.  с  позиции  соотнесенного,  то  этот  подход,  видимо,  не  привлекал  внимания  Фалеса, поскольку  не  давал  возможности  увидеть  причину  происходящих   в   мире изменений.

      Анаксимандр  (610-546 гг. до н.э.) -  ученик  и   последователь  Фалеса, также  был разносторонне образованным  человеком.  Интересовался  математикой, физикой, астрономией, географией, изучал происхождение жизни и др. Не отрицая по существу учения Фалеса, его основного взгляда на мир, Анаксимандр в то же время считал, что вода, будучи промежуточным только между твердым и парообразным состояниями, не могла служить основой всего сущего, поскольку каждая вещь происходит из своих собственных начал.

Например, горячее и  холодное - из теплого, белое и черное - из серого и т.п. Так что у каждого  состояния, у каждой пары противоположностей должно быть свое, особое начало, особое промежуточное. Но в таком случае должно было быть и начало всех начал - первоначало, которое порождает мир в целом. И оно не может быть ни водой, ни какой-либо другой стихией (землей, воздухом, огнем), но это должна быть какая-то другая беспредельная природа, которая в одинаковой степени присуща всем стихиям. Эту бесконечную, активную, содержащую в себе противоположности среду Анаксимандр называет апейрон. Именно в ней, по мысли философа, заключается причина всеобщего возникновения и уничтожения.

      Можно  предположить, что Анаксимандр представлял  себе некую от точки  к  точке изменяющуюся материальную  среду, наподобие перехода от  белого цвета  к черному.  Это позволяло философу взглянуть  на нее с промежуточной   позиции  и увидеть противоположности как избыток и  недостаток.  Причем,  посмотрев  на каждую из противоположных сторон в отдельности с позиций их  промежуточного, Анаксимандр мог увидеть новые противоположности  и  так  без  конца.  Видимо такой взгляд и позволил Анаксимандру предположить, что  апейрон  включает  в себя все виды противоположностей, которые порождают  все  тела  посредством различий в плотности и разреженности  первоэлемента,  что  в  свою  очередь является основанием для рождения и гибели миров-небосводов, которое  испокон веку повторяется по кругу.

   Анаксимандр написал  несколько сочинений: «Карта земли»,  «Глобус»,  «О природе». По их  названиям можно судить о том,  что философ в основном  изучал  природу.  От  последнего  труда   в  свидетельствах  Симпликия,   одного   из доксографов, жившего на  тысячу  лет  позже  Анаксимандра,  сохранился  один небольшой фрагмент: «А из каких (начал) вещам рожденье,  в  те  же  самые  и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг  другу правозаконное возмещение неправды (ущерба) в назначенный срок времени».

      Этот  отрывок  свидетельствует   о  том,  что  отношения   между  вещами, возникающими  из  бесконечной  материальной   среды,   которую   Анаксимандр  называет апейрон таково, как  отношение  между  должником  и  кредитором, что свидетельствует   о   взаимосвязи   мировоззрения    Анаксимандра  с мифологическим мировоззрением и, прежде всего, с идеей компенсации  -  Дике, как  идеей  космической  справедливости  (Правды).  Причем,  у  Анаксимандра несмотря на мифологическую  терминологию  уже  нет  этих  сверхъестественных стражей меры, поскольку все  космические  процессы  совершаются  у  него  по своим имманентным  законам,  обусловленным  активностью  самой  материальной среды - апейрона.

      Поэтому  смысл,  вложенный  в  понятие   возмещение  неправды  следует  искать в мифологии и, прежде  всего, в греческой  идее  компенсации  -  Дике, как идее  космической  справедливости  (Правды),  в  то  время   как  понятие задолженность  ассоциируется с идеей декомпенсации (Раздора).

 Здесь наиболее  отчетливо  проявляется  связь   между  мифологическим  и философским  мышлением, которые на  первых  парах  идут  рядом,  имея  своими источниками  элементы  первоначального  эмпирического  знания.  Опираясь  на объективные законы  бытия,  мифологическое  мировоззрение   оказалось   уже способным представить идеи несправедливости и возмездия, Раздора и Правды, декомпенсации и компенсации в образе  физического явления,  т.е.  в образе весов в руках богини правосудия, чаши которых в одном случае  выходят из положения равновесия, в другом - стремятся к нему. В этом образе нашла свое конкретное   отражение   характерная    черта    античности -- мышление противоположностями. Последние понимаются здесь исключительно как  избыток и недостаток того или иного субстрата относительно положения равновесия  - того  промежуточного  состояния,  из  которого  возникают  и   к   которому, уничтожаясь, стремятся противоположности.

      Поэтому,  основным вопросом  милетской  натурфилософии  было  выявление сущности промежуточного, сгущение и разрежение которого определяло бы  все многообразие чувственно воспринимаемого мира.  Это  свидетельствует  о  том, что мифологическое мышление, оперирующее не  только  представлениями,  но  и сравнительными понятиями, не только не произвольно,  но  напротив,  обладает весьма строгой  логикой.  Только  эта  логика  отличается  от  логики  нашей сегодняшней  науки.  Поэтому  мифология   является   не   только   продуктом воображения,  но  и результатом строгого  логико-теоретического  мышления.

Однако увидеть  это  можно  только  в  итоге  тщательного  исследования  тех мифологических представлений, которые отражают отношение  противоположностей в процессе их компенсации  и  декомпенсации.  Не  случайно  в  первой  части фрагмента Анаксимандр обращает наше  внимание  на  то,  из  чего  все  сущее возникает  и  во  что  по  необходимости  оно  уничтожается.  И  если  слова возмещение неправды понимать  как  компенсацию,  а  слово  задолженность понимать как декомпенсацию, то все становится  предельно  ясным.  Появляется возможность определить источник  всеобщего  возникновения  и  уничтожения.

Все   это   позволяет   предположить,   что   процессы   компенсации   и декомпенсации  связаны  у  Анаксимандра  временными  рамками  и  в   целом представляют собой своего рода циклический процесс.

      Здесь,  как и у Фалеса, точкой отсчета,  с которой осмысляется  мир,  является середина,  промежуточное,  которое  делит  непрерывную   среду  на  активные, противоположные части.

   Анаксимен (585 - 525 гг. до н.э.)  -  третий  представитель   милетской натурфилософии, ученик  и  последователь  Анаксимандра,  автор  сочинения  «О природе».

      Как   и  его  предшественники,  другие  милетские  философы,  Анаксимен осмысливает реальность  с  позиции  противоположностей.  Однако  в  качестве бесконечной, непрерывной среды - апейрона, в отличие от  Анаксимандра,  он принимает  одну  из  стихий  -  воздух.  Последний,  сгущаясь  и  разрежаясь порождает все видимое многообразие мира.

Сказанное об учениях  милетских философов согласуется  со свидетельством Аристотеля о том, что все принимающие такое  единое (начало)  оформляют  его  противоположностями, например плотностью  и  разреженностью  или  большим  и меньшим, а эти (противоположности), вообще  говоря,  сводятся,  очевидно,  к избытку и недостатку.

      Осознание   природы  как  непрерывно  меняющегося  целого,  как   некой динамической среды, представляющей  собой и  субстанциальное   и  генетическое начало   имело   большое   значение   для   формирования   мышления   первых натурфилософов,  у  которых  все  сущее  мыслится  как  подвижное  отношение противоположностей. Таким  образом,  первые  греческие  философы  нашли  тот единственный инструмент, ту единственную абстракцию, которая помогла  внести упорядоченность в текущую неопределенность вещей и  событий  и,  тем  самым, обеспечили  переход  к  мышлению  не   только   классификационными,   но   и сравнительными понятиями - противоположностями, - одной из первых  тотальных формализаций, прошедшей затем через всю историю философии.

Информация о работе Натурфилософская модель мира