Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:12, реферат
В данном реферате стоит цель выявить факторы, влияющие на формирование общественного принятия и понимания научных достижений (на примере биоэтики), рассмотреть особенности соотношения науки и морали.
Задачи:
1. Провести анализ специализированной литературы;
2. Выявить роль науки в системе воспроизводства общественной жизни;
3. Провести экскурс по последствиям применения научного знания.
Введение……………………………………………………………. 3
Глава 1. Постановка проблемы соотношения науки и морали…. 4
1.1 Научно-технический прогресс как одна из причин постановки вопроса о соотношении науки и морали ………………………………… 4
1.2 История проблемы взаимоотношения науки и морали ……..7
Глава 2. Особенности соотношения науки и морали ……………11
2.1 Независимость науки и морали ………………………………...11
2.2 Влияние науки на мораль ……………………………………….15
2.3 Влияние морали на науку ……………………………………….17
Глава 3. Биоэтика……………………………………………………..21
Заключение ……………………………………………………..25
Список литературы …………………………………………………..27
Российский государственный
университет
нефти и газа имени И.М.Губкина
Кафедра философии и социально-
Реферат
по теме: «НАУКА И МОРАЛЬ»
Выполнила магистрант
группы РНМ-11-1.06
Семёнова Нина
Проверила: Катюхина Т. В.
Москва 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Постановка проблемы соотношения науки и морали…. 4
1.1 Научно-технический прогресс как одна из причин постановки вопроса о соотношении науки и морали ………………………………… 4
1.2 История проблемы взаимоотношения науки и морали ……..7
Глава 2. Особенности соотношения науки и морали ……………11
2.1 Независимость науки и морали ………………………………...11
2.2 Влияние науки на мораль ……………………………………….15
2.3 Влияние морали на науку ……………………………………….17
Глава 3. Биоэтика……………………………………………………..
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………………..27
Введение
Для начала рассмотрим определения основных понятий данной работы морали и науки:
Мораль (лат. mores — нравы, обычаи, поведение) — форма духовной культуры, направленная на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к счастью. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Мораль является объектом изучения этики, формирующей идеи о должном, о добре и зле. [1]
Наука — сфера человеческой деятельности,
направленная на выработку и теоретическую
систематизацию объективных зна
Из их определений можно сказать, что они никак не взаимосвязаны друг с другом. Так давайте разберемся какая же все-таки между ними существует связь.
Проблема взаимодействия науки и морали охватывает большой круг вопросов, которые широко обсуждаются в современной литературе, на симпозиумах и дискуссиях ученых, привлекают внимание философов и естествоиспытателей, вызывают глубокую заинтересованность общественности.
Основные аспекты обсуждаемой
проблемы следующие: моральное регулирование
деятельности профессиональных ученых,
моральный аспект функционирования
науки как социального
Еще философы прошлых столетий осознали, факт социальных и моральных последствий развития науки и попытались их интерпретировать. Взаимоотношения между наукой и моралью очень точно определил Л.Н. Толстой: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, — не только блага, но несомненное и очевидное зло». Эта мысль, к сожалению, находит подтверждение и в наши дни, когда на повестку дня встали вопросы о выживании человека на нашей планете. Основатель этики Аристотель писал: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед». [5]
Наше время бурного развития науки, постепенного проникновения ее во все сферы жизни общества придало этим проблемам особую остроту, ибо теперь столь популярная в прошлом идея о способности науки преодолеть социальное зло, создать предпосылки для блага и счастья всех людей переживает глубокий кризис. Наука XX века, открывшая невиданные возможности воздействия человека на природу, умнейшие машины, средства спасения миллионов людей от опасных болезней, вместе с тем не смогла создать царство разума и справедливости. Более того, среди научных достижений–ядерное и термоядерное оружие, средства бактериологической и химической войны, а среди последствий их применения–загрязненная атмосфера, отравленные реки и океаны, уничтоженные леса и почвы и т. д.
Люди, называющие себя учеными, в годы второй мировой войны ставили опыты над военнопленными, проводили исследования по онкологии и травматологии в концлагерях, исследовали действие газа на человеческий организм. Вызывают опасения и возможные применения некоторых из ведущихся сейчас исследований химиков, кибернетиков, психологов, биологов и других ученых.[2]
Все это и вызвало особую остроту вопроса о том, что же несет людям развитие науки: всеобщее благо или гибель? Прогресс науки и применение ее достижений выдвинули; проблему ответственности ученых за ее использование и те отрицательные последствия, которые фиксируются сейчас, указывающими на реальную угрозу ухудшения условий жизни людей, нарушения природного равновесия и. т. д., ответственности перед нынешними и будущими поколениями людей.
Но перед нами лишь одна, причем не самая «трудная», не самая «коварная», сторона проблемы. Ведь наука, при всей своей беспристрастности, не может не служить обществу, не зависеть от него. Желают ли этого ученые или нет, наука, всегда выступает как одна, из сторон общественного развития. Представление о гениальных ученых-одиночках, за письменным столом или в кустарной лаборатории определяющих судьбы науки, безнадежно устарело и стало ныне анахронизмом. Современное состояние науки и техники позволяет использовать в военных целях почти любое открытие и изобретение. В этих условиях прогрессивные ученые не могут не задумываться над собственно гуманистическими проблемами научного творчества. Они сознают, что общественный прогресс измеряется не только степенью господства человека над силами природы, но и умением использовать их в интересах человечества. А это означает, что весь комплекс вопросов о социальности или антисоциальности современной науки, о ее моральной ответственности, перед человечеством, о служении ее благу людей и т. д. в реальной общественной жизни выходит далеко за пределы компетенции ученых и самой науки.
Из выше сказанного очевидно, что актуальности выбранной темы не вызывает сомнений.
В данном реферате стоит цель выявить факторы, влияющие на формирование общественного принятия и понимания научных достижений (на примере биоэтики), рассмотреть особенности соотношения науки и морали.
Задачи:
1. Провести анализ
2. Выявить роль науки
в системе воспроизводства
3. Провести экскурс по
последствиям применения
Исходя из целей и задач объектом нашего исследования является роль научных открытий в развитии человечества.
Предмет исследования – научно-технический прогресс и человеческое сознание.
Глава 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ НАУКИ И МОРАЛИ
Проблему соотношения
науки и морали часто связывают
с научно-техническим
1.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА О СООТНОШЕНИИ НАУКИ И МОРАЛИ
Научно-технический прогресс
изменил мир и человека. На современном
этапе прогресса науки и
Глубинное и поразительное
по своим следствиям развертывание
потенциала науки и техники оказывает
воздействие на все стороны социальной
жизни. Меняется не только содержание
труда, существенные преобразования происходят
и во всем строе культуры и современной
цивилизации. Технологические новшества
оказывают влияние на социальную
структуру общества. Прогресс современного
общества нельзя представить без
развития науки и техники, без
внедрения технологических
Как отмечают многие исследователи, характерной чертой нынешнего этапа научно-технического прогресса является то, что, создав всемирные коммуникационные сети, человек окончательно превратил себя в часть чего-то большего, чем он сам, и что бы ни говорили о новых технологиях, единых рынках и системных кризисах, главной приметой нового времени нужно считать следующее положение: современный человек создал слишком сложный для себя, для своих интеллектуальных возможностей мир и потому больше не может ясно сознавать и эффективно предсказывать направление своего собственного развития [3].
В условиях современного прогресса
науки и техники “научная деятельность
явно обретает новые стороны, связанные
с морально-этической
Одной из причин обострения проблемы исследователи называют неуклонное приближение науки и техники к человеку, к его потребностям, устремлениям, чаяниям. При этом, наука и техника приближаются к человеку не только извне, но и как бы изнутри, в известном смысле делая и его своим произведением, проектируя не только для него, но и его самого. Это в самом буквальном смысле и делается в некоторых современных генетических, эмбриологических и т.п. исследованиях, например, связанных с клонированием. Б. Г. Юдин истоками этих сдвигов называет события конца 60-х годов, когда молодежь многих западных стран развернула мощные движения протеста, которые породили серьезные социальные волнения, связанные с критикой социальных институтов буржуазного общества, его культуры и науки [8]. В результате резкой критики науки, которая, по словам участников движения, являлась безмерно далекой от интересов простых людей и порождала тоталитарные тенденции, произошла мучительная и основательная переоценка многих ценностей. Критика повлекла за собой сокращение финансирования научных программ и к появлению безработицы среди ученых, но вскоре ситуация уравнялась с первоначальной.
Сегодня от научных исследований
все больше начинают требовать, чтобы
их результаты удовлетворяли запросы
общества и потребности человека.
Приоритетными становятся исследования
в области охраны окружающей среды
и особенно наук о жизни, прежде всего
биомедицины. Выдвигаются такие
цели, как победа к заданному сроку
над онкологическими или
Параллельно с такими изменениями
приоритетов научной политики сходная
переориентация происходит и в сфере
бизнеса. Люди все больше становятся
потребителями знаний, технологий и
продуктов, создаваемых в биомедицинских
исследованиях и на соответствующих
промышленных предприятиях. Интересно
сопоставить упомянутые процессы с
тем, что происходило в те же годы
в области информатики и
Такое приближение науки
к нуждам человека, впрочем, не дается
само собой — как известно, за
все приходится платить. Одно из неизбежных
следствий — необходимость
Научное исследование, таким
образом, все более направляется
на познание, с одной стороны, самых
разных способов воздействия на человека
и, с другой стороны, возможностей самого
человека. За прошедшие десятилетия
индустрия научных
Таким образом, проблема соотношения науки и морали сегодня как никогда стоит очень остро. Но научно-технический прогресс не явился “первооткрывателем” данной проблемы.
1.2 ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ
Практика общественной жизни
человечества подтверждает, что связь
между научно-техническим
Первое четкое отделение морали (нравственности), добродетели от науки (мудрости) произвел Сократ, но вместе с тем он предпринял попытку объединения их, выявления между ними общего. В стремлении к этому он заходил иногда так далеко, что даже отождествлял их. Известная формула Сократа, что разум ведет к добродетели, а от нее — к счастью, наглядно показывает, что он старался объединить мудрость и нравственность, знание и счастье. Другой мудрец античности — Аристотель, напротив, считал, что знания отнюдь не дают гарантии нравственных поступков, а наука и мораль настолько специфичны, что необходимо их не объединять, а разделять.