Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 22:27, реферат
В первой главе идет речь о понятии материя. У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Также приведены свойства материи, ее строение, формы, один из атрибутов материи - неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Приведен принцип неуничтожимости и несотворимости материи, имеющее большое методологическое значение.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Понятие материи…………………………………………………….4
Глава II. Понятие сознания…………………………………………………..8
Глава III. Отражение как всеобщее свойство материи…………………….15
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………………20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИИ
Реферат по философии
на тему:
Отражение как всеобщее свойство материи
Выполнил: студент 2 курса очного
факультета (гр. 43-81)
Ткаченко В.А.
Н. руководитель: к.ф.н., доцент кафедры ГОС
Багаутдинов А.А.
Альметьевск, 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Понятие материи…………………………………………………….4
Глава II. Понятие сознания…………………………………………………..8
Глава III. Отражение как всеобщее свойство материи…………………….15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………20
Введение
В данной контрольной работе я поставила задачу рассмотреть такие понятия как материя, сознание и отражение.
В первой главе идет речь о понятии материя. У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Также приведены свойства материи, ее строение, формы, один из атрибутов материи - неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Приведен принцип неуничтожимости и несотворимости материи, имеющее большое методологическое значение.
Во второй главе идет речь о понятии сознание, его возникновение и основные характеристики. Сознание - самая загадочная вещь из всего, что известно человеку. В этой главе рассмотрим две основные, сложившиеся в философии, концепции сознания - материалистическая и идеалистическая. Возникновение человеческого сознания тесно связано с процессом антропогенеза, то есть формированием человека. В процессе антропогенеза создавались определенные биологические предпосылки, способствовавшие формированию сознания. В данной главе представлены учеными попытки для раскрытия характера связи сознания с мозгом человека. У человека сформировалась качественно новая рефлекторная система, которая и обеспечила функцию речи. Язык - это специфически человеческий способ бытия сознания.
В третьей главе идет речь о понятии отражение. Отражение как всеобщее свойство материи. Понятие отражения есть ключ к решению проблемы происхождения сознания и раскрытия его сущности и содержания, форм проявления и функций. Приведены формы отражения, такие как раздражимость, психика, элементарное отражение, и дана их характеристика.
Глава I. Понятие материи
Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету. Нужно иметь большую силу мысли и богатое воображение, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.
У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего, по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не можем видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.
Когда человек ставит себе цель отыскать единообразную материю как некоторое первоначало всего, то он поступает таким же образом, как если бы вместо вишен и груш захотел съесть плод вообще. Но это тоже абстракция. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Материя - это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.
Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление можно выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором - с идеалистическим монизмом (от греч. один, единственный). Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма (от лат. двойственный).
Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.
Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим вес в мире в единое целое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание - это и познание действительности, и ее составная часть. Между законами движения мира и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не к какому-то потустороннему, а к материальному миру, хотя и противостоит ему как духовность. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.
Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементов частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 различных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается около 100. Предпринимаются попытки найти глубокую внутреннюю связь между элементарными частицами и создать для них нечто вроде Периодической таблицы Д.И. Менделеева. Элементарные частицы различаются по массе покоя и в соответствии с этим разделяются на лептоны (легкие частицы), мезоны (средние частицы) и барионы (тяжелые частицы). Наряду с этим существуют частицы, не обладающие массой покоя, например фотоны.
Атомы построены из положительно заряженных ядер и отрицательно заряженных электронных оболочек. Ядра состоят из протонов и нейтронов, вместе именуемых нуклонами.
От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей - гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать. Так, без полей тяготения ничто не объединяло бы звезды в галактики, а само вещество - в звезды. Не было бы Солнечной системы. Ни самого Солнца, ни планет. Вообще все тела перестали бы существовать: без электрических и магнитных полей ничто не связывало бы атомы в молекулы, а электроны и ядра - в атомы.
Мир и все в мире - это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Понятие структуры применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена существованием ее единой структурной организации. В этом смысле можно сказать, что каждый элемент материи как бы несет на себе печать мирового целого. В частности, как показывает наука, электрон имеет прямое отношение к космосу, и понимание Космоса невозможно без рассмотрения электрона.
Один из атрибутов материи - ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Исследуя фундамент материи, современная физика открыла всеобщую превращаемость элементарных частиц. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как субстанция, то есть как основа всех изменений. Превращение механического движения вследствие трения приводит к накоплению внутренней энергии тела, к усилению теплового движения его молекул. Тепловое излучение в свою очередь может превратиться в излучение. Закон сохранения и превращения энергии гласит: какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее количество массы и энергии остается неизменным. Любой материальный объект существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром.
Принцип неуничтожимости и несотворимости материи имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, как законы сохранения массы, заряда, четности и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы, которые происходят в различных областях природы. Важнейшие законы научного познания служат и орудием критики ошибочных воззрений.
Глава II. Понятие сознания
Есть реальность, которая всегда была в центре внимания философии и науки - это реальность духовная, то что называлось душой, сознанием.
Сознание - самая загадочная вещь из всего, что известно человеку. Сознание дало возможность человеку познать окружающий мир, относиться к нему со знанием и тем самым подчинить себе могучие силы природы. Сознание позволяет нам восстанавливать прошлое, которое уже не существует, и предвидеть будущее. Но одновременно сознание - источник страхов, тревог, страданий. В отличие от животных человек знает о своей будущей смерти. Он ощущает свою слабость и бессилие, свою ничтожность в этом огромном мире.
Так что же такое сознание? Попытаемся понять, как оно возникает и каковы его основные характеристики.
Человек - результат процесса эволюции животного мира, существо, подчиняющееся биологическим закономерностям. Вместе с тем, он владеет речью, ему присуща сложная мыслительная и эмоциональная деятельность, которую называют сознанием.
По поводу возникновения феномена сознания велись и ведутся по cей день философские и научные дискуссии.
В философии сложились две основные концепции сознания - материалистическая и идеалистическая.
Материализм рассматривает сознание как свойство материи, как функцию мозга, его способность формировать представление об окружающем мире на основе ощущений, поступающих от органов чувств.
Идеализм рассматривает сознание как особую реальность, существующую независимо от материи и порождающую материальный мир. У Платона это мир идей - высших божественных сущностей, у Гегеля - Абсолютная Идея.
Сейчас можно сказать, что и та, и другая точка зрения может привести достаточно весомые аргументы в свою пользу. Материализм опирается на неоспоримый факт зависимости психики от мозга, повреждения которого влекут за собой различные ее расстройства. Но хорошо известны и факты обратной зависимости: словом можно излечить, а можно нанести тяжелую травму и даже убить. Существуют также феномены ясновидения и телепатии которые невозможно объяснить на основе современной науки. В дальнейшем мы будем опираться на те представления о феномене сознания, которые сложились на основе деятельностного подхода.
Возникновение человеческого сознания тесно связано с процессом антропогенеза, то есть формированием человека.
В процессе антропогенеза (развития человека) создавались определенные биологические предпосылки, способствовавшие формированию сознания. К таким предпосылкам относятся: переход к прямохождению, развитие руки и формирование человеческого мозга. Эти биологические предпосылки, получившие наименование гоминидной триады, выделили наших обезьяноподобных предков из животного царства.
Переход к прямохождению далеких предков человека был связан со значительными изменениями в окружающей среде потребовавшими серьезных перемен в их образе жизни. Прямохождение позволило лучше видеть на открытых пространствах саванн. Оно же (прямохождение) разделило функции нижних и верхних конечностей. Освобождение передних конечностей от функции передвижения создало возможности для выполнения ими многих других функций.
Человеческая рука, освободившаяся от функции передвижения, приобретала все новые и новые сноровки, превращая человека прямоходящего» в «человека умелого».
Переход к прямохождению и развитие руки оказали влияние и на другие части и функции человеческого организма. Увеличилась подвижность головы, образовались новые структуры рудной клетки, претерпели изменения процессы дыхания и пищеварения и т.д. Но среди всех этих изменений особую роль в процессе антропогенеза сыграло формирование человеческого мозга.
От верхнего плейстоцена и до настоящего времени, то есть на протяжении двух миллионов лет мозг гоминидов увеличился в три раза и средняя скорость этого прироста составила 50 кубических сантиметров мозгового вещества за 100 тысяч лет. Эволюцию мозга гоминидов следует считать весьма особым процессом, по крайней мере, по следующим двум причинам. Во-первых, в связи с темпами этого процесса, который был одним из наиболее быстрых, наиболее бурно протекавших процессов макроэволюции в истории позвоночных (а может быть и в истории животного мира вообще). Во-вторых, в связи с феноменальным последствием этого процесса, который привел к возникновению уникального в живой природе явления, каковым стало человеческое сознание.