Понятие и структура Мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 09:46, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение.
Содержание Мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта Мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 68.23 Кб (Скачать файл)

Введение  

      Философия – мировоззренческая форма сознания. Одна-ко  не всякое мировоззрение можно назвать философским. У  человека  могут быть достаточно  связные, но фантастические  представления  об окружающем мире  и о себе  самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет  люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были  своеобразным  выражением и хранителем исторической памяти.

     Предмет философии не доступен чувственному восприятию и не может быть предъявлен в готовом виде в самом начале изучения этой дисциплины. Представление о предмете философии формируется не иначе, как уже в ходе философского размышления, повторяющего – разумеется, в предельно сжатом виде – важнейшие идеи Платона и Аристотеля, Декарта и Спинозы, Канта и Гегеля. Причем нельзя не считаться с тем, что философские предпочтения всякого человека во многом зависят от склада его личности: ошибочным и напрасным было бы старание унифицировать их наподобие своего рода философской “таблицы умножения”. Ибо, как справедливо заметил Фихте, «какую кто философию выберет, это зависит от того, какой кто человек, ибо философская система не мёртвая утварь, которую можно было бы откладывать или брать по желанию; она одушевлена душою человека, обладающего ею».

     Назначение  философии тоже может пониматься по-разному: одни видят в ней универсальный  метод познания мира и своеобразную «конституцию разума» (Кант и классическая немецкая философия); другие возлагают  на философию задачу сведения разрозненных научных понятий и теорий в  одну «всеобщую картину мира» (позитивисты); а для кого-то занятия философией призваны служить «приготовлением  к смерти» (Платон) и дать ответ  на главный вопрос человеческого  бытия – «стоит ли человеку жить?» (Камю).

     Однако  независимо от своих взглядов, все  философы во все времена реально делали одно общее дело – исследовали мир человеческого духа, стремились понять его строение и определить место, занимаемое в этом мире индивидуальным сознанием, отдельным человеческим “я”. В форме философии человек принимается, словно со стороны, наблюдать за тем, как протекает его мышление, как образуются понятия, суждения, образы, и старается регулировать собственное мышление.

     В этом смысле «всякая истинная философия  есть духовная квинтэссенция своего времени» (Маркс). Она концентрирует  в себе определенный образ мышления, и проясняет его для самого мыслящего человека. Философия помогает ему выбрать в лабиринте идей и методов познания ту, иногда единственную, тропу, которая ведет к истине. Она учит нас, как отличить истину от заблуждения, разумную речь, выражающую существо дела, от ошибочного утверждения  или мнения. В этом заключается  и культурообразующая роль философии, ознакомление с опытом которой формирует  гуманитарную культуру человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и структура Мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.
 

     Мировоззрение -  система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение.

     Содержание  Мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта Мировоззрения реально выступают социальная группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка Мировоззрения — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии.

     По  своей сущности Мировоззрение — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник происхождения того или иного Мировоззрения — условия материальной жизни общества, общественное бытие.

     Мировозрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека.

     Существуют  три основных типа Мировоззрения — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы Мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество.

     Гносеологическая  структура Мировоззрения образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.

     Различают понятия "Мировоззрение", "общая картина мира", "мироощущение", "мировосприятие", "миросозерцание", "миропонимание". Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.

     Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.

     В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого  Мировоззрения, ибо каждый класс имеет своё специфическое Мировоззрение; в нём происходит борьба Мировоззрения. Носителями передового Мировоззрения являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его.

     Мировоззрение по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное Мировоззрение открыто защищало классовое неравенство. Мировоззрение буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её Мировоззрение и тогда носило классово и исторически ограниченный характер.

     После утверждения буржуазии у власти её Мировоззрение становится консервативным и реакционным. Буржуазное Мировоззрение, будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями.

     В противоположность буржуазному  Мировоззрению, коммунистическое Мировоззрение, обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического Мировоззрения. составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм.

     Марксистско-ленинское  Мировоззрение. — мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идёт острая борьба двух противоположных Мировоззрений. — коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений.

     В социалистическом обществе марксистско-ленинское  Мировоззрение. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического Мировоззрения. составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистического отношения к труду, коммунистической нравственности, подлинного гуманизма, патриотизма и интернационализма 

    1. Философия ,религия и миф как исторический тип мировоззрения.
 

    Мифологическим  мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем  такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и  рассуждениях, либо на художественно  – эмоциональном переживании  мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных  неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно  отличающая его от науки, заключается  в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

    Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой  ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы  как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение  наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии  составляли космологические мифы, посвященные  устройству природы. Вместе с тем, большое  внимание в мифах уделялось различным  стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его  жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании  огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

    Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы  и коллективной жизни. В мифе как  наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово  «познание» здесь имеет смысл  не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и  т. д.).

    Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и  убедиться в своем незнании. Для  него знание не существовало как нечто  объективное, не зависящее от его  внутреннего мира. В первобытном  сознании мыслимое должно совпадать  с переживаемым, действующее с  тем, что действует. В мифологии  человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая  частица.

    Основным  принципом решения мировоззренческих  вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в  знаменитой «Теогонии» Гесиода и  в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих  мифов — процесс творения мира представлялся следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем  заключался источник жизни мира. Все  возникло из безграничного Хаоса  — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля  — Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь — Эрос.

    Безграничный  Хаос породил Мрак — Эреба и  темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и  Мрака произошли вечный Свет —  Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и  стали сменять друг друга ночь и день.

    Могучая, благодатная Земля породила беспредельное  голубое Небо — Урана, и раскинулось  Небо над Землей. Гордо поднялись  к нему высокие Горы, рожденные  Землей, и широко разлилось вечно  шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены  матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана  — Неба и их потомков. Аналогичная  схема присутствует в мифологии  других народов мира. Например, можем  познакомиться с такими же представлениями  древних евреев по Библии — Книга  Бытия.

    Миф обычно совмещает в себе два аспекта  — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью  мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь  поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени  реальным, заслуживающим абсолютного  доверия.

    На  ранней стадии человеческой истории  мифология не была единственной мировоззренческой  формой. В этот же период существовала и религия. А каковы же были взаимоотношения  мифологии и религии и в  чем состоит их специфика при  разрешении мировоззренческих вопросов?

Информация о работе Понятие и структура Мировоззрения