Проблема понимания в философии Гадамера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть базовые позиции немецкого философа Х.Г. Гадамера, касающиеся проблемы языка и понимания с точки зрения герменевтического процесса и , таким образом, выдвинуть основные положения философии языка Х.Г. Гадамера, как важнейшего представителя современной философской герменевтики.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК ФИЛОСОФИЯ - копия.docx

— 70.20 Кб (Скачать файл)

Введение

 

     В данной курсовой работе я рассматриваю вопрос определения языка и проблемы понимания с позиции признанного лидера и основоположника философской герменевтики Х.Г. Гадамера,  автора выдающегося труда "Истина и метод. Основы философской герменевтики" (1960).

   Данная тема, бесспорно, является актуальной, так как понимание сущности  проблемы  языка занимает существенное значение в понимании самого человеческого бытия, таким образом, данная тема курсовой работы предоставляет определенный интерес для философии и лингвистики в целом.

    Значение выбранной темы для изучаемой дисциплины несомненно, в связи с тем, что Х.Г. Гадамер придавал герменевтике универсальное значение, выдвигал в центр философии основополагающую проблему понимания и интерпретации бытия, таким образом развивая идеи предшествующих представителей герменевтики, таких как В.Дильтей и Ф. Шлейермахер, провозглашая философскую герменевтику универсальной философии современности, цель которой состоит в том, чтобы разрешить фундаментальную задачу философии, а именно, как осуществляется понимание окружающего нас мира и как в этом понимании реализуется истина бытия.

     Цель данной курсовой работы - рассмотреть базовые позиции немецкого философа Х.Г. Гадамера, касающиеся проблемы языка и понимания с точки зрения герменевтического процесса и , таким образом, выдвинуть основные положения философии языка Х.Г. Гадамера, как важнейшего представителя современной философской герменевтики.

Исходя из цели данной курсовой работы, можно сформулировать ее  задачи, которые состоят в следующем:

Рассмотрение  языкового  характера проблемы интерпретации и понимания с позиции Х.Г. Гадамера, выявление некоторых различий философии данного представителя герменевтики и предшествующих его философов, сопоставление проблемы понимания с универсальным опытом изучения человечеством окружающего мира, формулировка основных позиций философии Х.Г. Гадамера относительно сущности языка, его роли и положении в бытие человека, его существенной и первостепенной ценности в жизни всех разумных людей.

Предмет – проблема развитияобъектисс- произведение

     В главе 1 я рассматриваю принципиальное различие философской герменевтики Г.-Х. Гадамера от его предшественников – философов-герменевтов старшей школы, а именно Шлейермахера и Дильтея, а также проблему понимания по Гадамеру с языковой позиции герменевтического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Проблема понимания в  философии Г.-Х. Гадамера

§1. Отличие философской герменевтики Г.-Х. Гадамера от его    предшественников

 

     Г.-Х. Гадамер в своей работе  "Истина и метод: Основы философской герменевтики"  подчеркивает принципиальное различие современной философской герменевтики и классической. Как утверждает Б.Н. Бессонов в своей вступительной статье, если прошлая герменевтика стремилась быть методологией наук о духе, то Гадамер, напротив, объявляет герменевтику универсальной философией современности. « Свою задачу он видел в создании на основе герменевтики некоторой новой «онтологии».404 мар Но эта онтология должна отличаться от традиционной, считавшей своими основами мироздания Бога, материю, природу, пространство, время и бесконечность. У Гадамера герменевтика представляется производной от языка. Ее основная задача, как он утверждает, состоит в том, чтобы дать ответ на фундаментальный философский вопрос: как возможно понимание окружающего нас мира, а также, как в этом понимании реализована истина бытия. (1)с. 9

Как утверждает Ю. Коткаврите в статье «Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера», традиционная герменевтика была «искусством понимания», занятым прежде всего интерпретацией текстов. Шлейермахер совершил важный для современной философии поворот к герменевтике, когда поставил вопрос об  условиях возможности понимания. После него Вильгельм Дильтей, разрабатывая свою теорию понимания культуры, основательно развил проект Шлейермахера. Но герменевтика для Гадамера имеет дело  не с методами гуманитарных наук, а с универсальностью понимания и интерпретации. «Искомая универсальность относится к кругу объектов понимания, к культуре как целому, организованной на основе языка, а не к методологически значимым требованиям, как, например, у Хабермаса».

   "Разрабатывая свою философию понимания и интерпретации, Хайдеггер  (в "Бытии и времени") начинает с человеческого действия (проекта)». Гадамер в своей философии герменевтики обращается, прежде всего, к историческим текстам. Для немецкого философа, как и для герменевтов старшего поколения, Шлейермахера или Дильтея герменевтическая модель может быть найдена в понимании текстов. (5) 765

Но перечисленные выше герменевты изучали тексты для постижения исторических событий, а Гадамер, напротив, рассматривает литературные, религиозные и юридические тексты только в качестве начальной точки развития герменевтической философии. Более того, Гадамер, как и Хайдеггер, главным образом занимается пониманием человека. Для него проблемы метода представляются вторичными по отношению к онтологическому, то есть философскому вопросу о том, чем является человек как понимающее создание. (5)с.765

    Скирбекк, один из авторов «Истории философии», также подчеркивает, что Шлейермахер говорил о значимости самого автора, как связующего центра герменевтического круга, а именно его интеллектуальной , психологической и личной  жизни для  понимания текста. Но Гадамер говорит о том, что текст высказывает присущие ему утверждения,  и для понимания текста необходимо понять в первую очередь то, что текст утверждает. "Погружение в текст является, следовательно, вопросом погружения не в интеллектуальную жизнь другого человека, а в смысл текста."  (Там же)с.767

    Гадамер, в отличие от Шлейермахера и Дильтея, ставящих интерпретатора в ту историческую среду, в которой находится сам автора текста и игнорирующим его собственную исторический мир, требует сближения исторических миров, в которых находятся автор и интерпретатор. Только осознание интерпретатором своей собственной исторической среды, в которой он существует, проникновение в ту историческую ситуацию, которую следует понять, способствует преодолению его отдаленности от  текста, и  приводит к образованию нового, общего, более глубокого смыслового мира.(1)с.15Только при условии данного обстоятельства, следуя мысли немецкого философа, возможны продуктивные результаты интерпретации.

      « Бесспорно, у Гадамера есть все основания утверждать: человек, чтобы понять то или иное явления действительного мира истории или истолковать исторический документ ( "текст", по терминологии приверженцев герменевтики), должен обладать определенного рода "историческим пониманием" , " предпониманием"; он должен понять историческую ситуацию , в которой живет и действует, должен уяснить имеющиеся в нем самом "предрассудки", должен стремиться понять исторические обстоятельства, в которых развертывались события прошлого, то есть "вжиться " в текст, "чувствовать" его и лишь на этой основе истолковывать, интерпретировать, оценивать исторические факты, события и процессы». Следовательно, по Гадамеру,  интерпретатор может прийти к истине посредством постоянного введения «диалога» с текстом, а также с окружающим миром.  (1) с.16

     Продолжая данную мысль, важно отметить, что Скирбекк также утверждает, что по Гадамеру интерпретация возможна тогда, когда текст и интерпретатор находятся в одном смысловом мире , так как степень понимания чужого текста зависит от близости этих смысловых миров. Но это вовсе не означает их полное уподобление друг другу, а лишь то, что смысловой горизонт интерпретатора преобразовался, расширился и теперь возможно посмотреть на текст с новой позиции, в результате понимая гораздо больше. 

Как утверждает И.З. Шишков, по мнению Гадамера, герменевтическая задача состоит во вступлении в беседу с текстом. Данную задачу выполняет истолкование и тот факт, что оно реализуется в языковой форме, вовсе не означает  перемещение в какую-то чужую языковую среду, а, наоборот, восстановление изначальной коммуникации. « Уже то, что переданный нам текст становится предметом истолкования, означает, что этот текст задает интерпретатору вопрос. Поэтому истолкование всегда содержит в себе существенную связь с вопросом, заданным интерпретатором. Понять текст - значит понять этот вопрос."   (2)с.131.

    По мнению Гадамера, это достигается путем прояснения герменевтического горизонта, который понимается им как горизонт вопроса, в границах которого определяется смысловая направленность текста. Отсюда следует, что тот, кто хочет понять текст, должен, спрашивая, обратиться к чему-то, лежащему за сказанным. Он должен понять текст как ответ с точки зрения этого вопроса, ответом на который он является. там же с 131 Поэтому, Гадамер заключает следующее: «Логика наук о духе является, как показывает это рассуждение, логикой вопроса». 434 гадэл Кроме того, немецкий мыслитель утверждает, что диалектика вопроса и ответа всегда предшествует диалектике истолкования. «Именно она и делает понимание свершением».545

Автор …Мотрошилова полагает, что обращение философских рассуждений герменевтики к тексту - это традиция, которой пользуется и Гадамер, но в процесс истолкования текста он вносит некоторые значительные изменения. Это связано с тем, что традиционные концепции герменевтики имели в качестве своей идеи то, что истолкование текста должно быть максимальным приближением к миру, замыслу, самой личности автора  текста, своеобразным перевоплощением в автора, тем самым объяснялось качество интерпретации.

Однако в отличие от своих предшественников, Гадамер  в значительной степени преобразует  герменевтический подход. Философ настаивал  на недостижимой уникальности той бытийной ситуации, в рамках которой был  создан текст и говорит, что проникновение  в мир автора недопустимо. «Раз дистанция между прошлым и настоящим, текстом и интерпретатором все равно существует, раз реконструкция нереальна и все равно имеет место конструкция смысла (текста и ситуации), то следует тщательно продумать процессы и процедуры герменевтики именно в этих, ранее упускавшихся из виду или подвергаемых отрицанию аспектах».мотр

Кроме того, Гадамер также  настаивает на определенной самостоятельности  смысла текста по отношению к его  творцу, в тексте может находиться тот смысл, который автор мог и не подозревать и понимание, таким образом, выходит за пределы замысла автора. «Герменевтика на ранних стадиях своего развития - пока не произошел психологический поворот, называемый теперь историзмом, - это сознавала, да и каждый из нас сам приходит к такому сознанию, стоит лишь поставить перед мысленным взором некоторую знакомую нам модель понимания».мотр

    В отличие от своих предшественников, которые разрабатывали герменевтику как теорию понимания,  Гадамер стремится  расширить узкие рамки герменевтики и дать, подобно Канту, трансцендентальное объяснение понимания вообще, а также доказать, что герменевтика занимается фундаментальными проблемами человеческого бытия, а вовсе не является методом исследования исторических текстов, и понимание, в свою очередь, относится ко всей совокупности человеческого опыта в целом. « Для Гадамера, как и для Хайдеггера, понимание - это не один из специфических видов человеческой деятельности, а способ выражения человеческого бытия в целом».мих 132  Кроме того, не менее важным, как это уже было доказано выше, является то, что в теории герменевтики Гадамера на первый план выходит то, что не учитывалось или же подлежало преодолению в традиционной герменевтике, а именно временная дистанция и ее значение для человеческого понимания.

 

 

§2. Языковая сущность понимания

 

            

     Г.-Х. Гадамер, обращаясь к проблеме понимания, отождествляет ее с проблемой языкового выражения, так как любое понимание с его точки зрения  - это и есть истолкование, а истолкование в свою очередь реализуется в среде языка. Философ пишет: "Язык - это универсальная среда, в которой осуществляется само понимание. Способом этого осуществления является истолкование"(6)451с. Как утверждает Михайлов А.А.,  хотя понимание – это первоначальный и основной способ бытия человека в мире, предпосылку понимания Гадамер находит в самом языке.мих133

      Немецкий философ утверждает, что понимание всегда включает в себя истолкование и осуществляется только в ясно выраженном языковом истолковании. Таким образом, он подтверждает принятое Гердером и Гумбольдтом единство языка и мышления, но в рамках уже герменевтического феномена оно представляет собой единство понимания и истолкования, а также стремится сохранить неразрывность данных понятий. Следуя философской мысли Гадамера, единство понимания и истолкования подтверждается еще и тем, что истолкование, открывающее смысловые границы текста и дающее им ясное языковое выражение, кажется по отношению к интерпретируемому тексту новым творческим произведением, но тем не менее не претендует на самостоятельное бытие по отношению к пониманию. « Понимание текста, согласно Гадамеру, есть одновременно его интерпретация, а потому не только открытие скрытых смыслов, но и их порождение».404 мар

       Продолжая свои философские рассуждения, Гадамер говорит о том, что, анализируя герменевтический процесс, он описывал достижение горизонта истолкования как процесс слияния горизонтов. По мнению немецкого философа, теперь это также можно подтвердить и с точки зрения языкового характера истолкования и, следовательно, самого понимания. «Благодаря истолкованию текст должен обрести язык». 461 Однако, как замечает Гадамер, никакой текст, никакая книга вообще не говорят, если язык, на котором они говорят, не способен дойти до разума читателя. Поэтому, с точки зрения немецкого мыслителя истолкование должно найти правильный язык, если оно действительно желает того, чтобы текст заговорил и, таким образом, свершилось его понимание. «Не может быть, следовательно, никакого правильного истолкования «в себе» именно потому, что во всяком истолковании речь идет о самом тексте». 461

Информация о работе Проблема понимания в философии Гадамера