Работа Эриха Фромма «Бегство от свободы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:28, доклад

Краткое описание

В своей книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм развивает основы динамической психологии и анализирует такое состояние человеческой психики, как состояние тревоги. Оказывается, что для большинства людей свобода является психологической проблемой, которая может привести к весьма негативным последствиям. Свобода принесла человеку независимость, но одновременно изолировала его и пробудила в нем чувство бессилия и тревоги.

Содержание

Введение

Глава 1.
Краткий экскурс в историю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2.
Индивидуум, его особенности и двойственный характер свободы

Глава 3.
Предыстория Средневековья и эпохи Возрождения . . . . . . .
Глава 4.
Эпоха Реформации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Учение Лютера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Учение Кальвина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Итоги за XV–XVI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 5.
Два аспекта свободы в жизни современного человека . . . . . .

Психология нацизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 7.
Свобода и современная демократическая система . . . . . . . .

Глава 8.
Свобода и спонтанность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение
Приложение
Избранные цитаты из книг Эриха Фромма “Бегство от свободы” и «Человек для себя»
Список
литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Эрих Фромм.docx

— 65.01 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ  ДЕЛ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

 

 

Аналитический доклад на

тему:

 

Работа Эриха Фромма «Бегство от свободы»

 

 

 

 

Работа выполнена:

студентками второго курса

факультета  политологии

(1 академическая  группа)

Кирилловой  А.Д.

Захаровой Е.А.

 

 

 

 

 

Преподаватель:

канд. социол. наук,

доцент

Юрасова

Мария Владмировна

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

2

Глава 1. 

Краткий экскурс в историю .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

3

Глава 2. 

Индивидуум, его особенности и  двойственный характер свободы

6

 

Глава 3. 

Предыстория Средневековья и эпохи  Возрождения .  .  .  .  .  .  .  

 

8

Глава 4. 

Эпоха Реформации .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

10

§1

Учение Лютера .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

10

§2

Учение Кальвина .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

12

§3

Итоги за XV–XVI века .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

13

Глава 5. 

Два аспекта свободы в жизни  современного человека .  .  .  .  .  . 

14

Глава 6. 

Психология нацизма .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

16

Глава 7. 

Свобода и современная демократическая  система .  .  .  .  .  .  .  .

20

Глава 8. 

Свобода и спонтанность .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

21

Заключение 

.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

24

Приложение 

Избранные цитаты из книг Эриха Фромма “Бегство от свободы” и «Человек для себя» 

25

Список

литературы

.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

28

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

В своей книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм развивает основы динамической психологии и анализирует такое состояние человеческой психики, как состояние тревоги. Оказывается, что для большинства людей свобода является психологической проблемой, которая может привести к весьма негативным последствиям. Свобода принесла человеку независимость, но одновременно изолировала его и пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Изоляция порождает чувство одиночества, и далее возможны два варианта развития событий: человек бежит от бремени свободы и ищет подчинения у внешней могущественной силы — например, встает под знамена диктатора —  либо человек берет на себя бремя свободы и в полной мере реализует свой внутренний потенциал.

Еще один аспект исследований Эриха  Фромма — это проблема развития полноценной личности в современном обществе. Каждому индивидууму приходится тесно взаимодействовать с обществом, он является основой для любого социального процесса. Поэтому, для того чтобы понять динамику социальных процессов, происходящих в обществе, необходимо понять суть психологических механизмов, которые движут отдельным индивидуумом. В современном обществе уникальность и индивидуальность личности находятся под угрозой. Существует очень много факторов, которые подавляют современного человека психологически: мы как огня боимся общественного мнения; человек чувствует себя мелким и ничтожным по сравнению с сетью гигантских промышленных предприятий и огромными компаниями-монополистами; остаются тревога, беспомощность и неуверенность в завтрашнем дне. Еще один бич современного общества, на который мало кто обращает внимание, —  это отсталое развитие эмоций человека по сравнению с его интеллектуальным развитием. Все выше перечисленные и многие другие факторы относятся к негативным проявлениям свободы. В результате, ради того, чтобы избавиться от беспокойства и обрести уверенность, человек готов встать под знамена какого-либо диктатора или, что еще более характерно для современности, стать маленькой деталью огромной машины, хорошо одетым и сытым роботом.

В книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм пытается разработать конструктивные пути для решения этих проблем, следование которым позволит современному человеку развить свою индивидуальность, позитивно реализовать свой внутренний потенциал и добиться утраченной гармонии с природой и другими людьми.

Насколько эти рецепты действенны, и предстоит оценить читателю.  

 

Глава 1

Краткий экскурс в историю

 

Вся история человечества — это  история борьбы за обретение новых  свобод и за избавление от давления извне.

В Средние Века (VI-XV вв.) интенсивность  этого процесса была сравнительно невелика. Социальное положение индивидуума  определялось при его рождении и, как правило, совпадало с социальным положением его родителей. Человек  был сильно привязан к месту своего проживания и своей небольшой  социальной группе. Мир средневекового человека был прост и понятен, внутри средневековой общности он чувствовал себя уверенно и безопасно.

Начиная с эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) интенсивность борьбы за свободу  начинает стремительно возрастать. В  это время у человека стали  появляться качества, характерные для  индивидуума, живущего в современном  капиталистическом обществе: он начал  стремиться к славе и успеху, у  него развилось чувство красоты  природы и появилась любовь к труду.

В период Новой Истории (начиная  с эпохи Возрождения и до начала XX века) население Европы и Америки  боролось за обретение свободы от политических, экономических и духовных пут. Многие люди были скорее готовы умереть  за свободу, чем жить в неволе. Человечество стремилось к свободе, и оковы  устранялись одна за другой: человек  освободился от церковного ига, абсолютной власти государства, стал властелином  природы.

В конце XIX – начале XX века злые и  порочные черты человека были забыты; считалось, что они остались в  средневековом прошлом, победа демократии представлялась необратимой, и мир  выглядел ярким и красочным.

Многие думали, что после Первой Мировой войны демократия восторжествует. Однако в Германии и Италии зародились, по сути, тоталитарные нацистские режимы. Миллионы людей с пылом и жаром отказались от своей свободы. Другие миллионы остались равнодушными, они не нашли в себе душевных сил, чтобы бороться за свою свободу, и, в результате, стали послушными винтиками в тоталитарной машине. Победила внешняя власть, единообразие мыслей и идей, дисциплина и подчинение воле вождей.

Люди не были готовы к приходу  фашизма, и он застал их врасплох. Потухший было вулкан деструктивности и низменных страстей начал пробуждаться. Лишь немногие, в число которых входят Ницше и Маркс, заметили зловещие признаки грядущего извержения.

Столь стремительная победа тоталитаризма  над целой нацией порождает целый  ряд вопросов. Может быть, у человека помимо органически присущего стремления к свободе, существует и интенсивное  желание к подчинению? Может ли подчинение стать источником особого рода удовольствия? Чем объяснить жажду власти?

На страницах своей книги  “Бегство от свободы” Эрих Фромм исследует эти и другие вопросы. Основная идея книги Эриха Фромма заключается в следующем. Пока человек находится в юном возрасте, он все еще един с окружающим миром, природой и остальными людьми. По мере роста самосознания человек начинает осознавать свою индивидуальность и отдельность от остального мира. С ростом обособленности индивидуума растет и его страх одиночества, он начинает ощущать бремя негативной свободы. Далее развитие индивидуума может пойти по двум путям: либо он воссоединяется с окружающим миром в спонтанности любви и творческого труда, приобщаясь тем самым к позитивной свободе, либо он ищет опору, найдя которую, он теряет свободу и индивидуальность, что наиболее часто и имеет место. Сам процесс развития отдельного индивидуума во многом подобен процессу развития человечества: Средневековье — это юность, Возрождение — это отрочество, Новое Время — это зрелость. В последующих главах путь развития человечества будет описан более подробно.

Эрих Фромм является крупнейшим представителем неофрейдизма XX века. Однако, он считает, что Фрейд не смог разобраться в природе, присущей нормальному человеку, а также в иррациональных явлениях в жизни общества.

По Фрейду, человек является изначально антисоциальным существом. Общество должно приручать человека, ограничивать его низменные импульсы. Эти подавленные инстинкты таинственным образом трансформируются в устремления, имеющие культурную ценность. При высокой степени подавления индивидуум становится невротиком, и давление должно быть ослаблено. Если общество полностью устраняет давление на индивидуума,  то оно жертвует культурой. Чем больше давление и подавление, тем больше достижений культуры и, соответственно, невротических расстройств. Индивидуум изначально имеет установку на одиночество и работает для себя, однако он вынужден взаимодействовать с другими людьми для удовлетворения своих потребностей. Фрейд все сводит к удовлетворению инстинктов человека, а роль общества по Фрейду — это удовлетворение либо подавление потребностей индивидуума. Основная заслуга Фрейда состоит в том, что он заложил основы психологии, признающей динамичность человеческой природы.

Эрих Фромм исследует связь человека с обществом в несколько другом аспекте. По Фромму, роль общества состоит не только в подавлении каких-то личных факторов, но и в созидательной функции формирования личности. Человек — это продукт социального процесса. Этот социальный процесс может развить самые прекрасные наклонности человека, равно как он может развить и самые уродливые черты. С другой стороны, человеческая энергия является активной силой, способной влиять на социальные процессы.

Человек имеет свойство приспосабливаться  к тем условиям жизни, в которые  он попадает. Об этом свидетельствует  то, что человек расселился по всему  земному шару и смог адаптироваться к огромному числу социально-политических систем. Но есть ли предел этой приспособляемости? Понятно, что человеческая природа  не является беспредельно изменчивой и пластичной. В качестве количественных характеристик Фромм вводит понятия статической и динамической адаптации.

Статическая адаптация — это  приспособление, при котором характер человека остается постоянным и возможно появление только каких-либо новых  привычек. Кардинальных изменений личности при этом не происходит. Например, если китайца научить пользоваться вилкой вместо палочек, то на его личность это заметно не повлияет.

При динамической адаптации в личности человека происходят заметные изменения. Если, скажем, ребенок боится строгого отца, из этого может возникнуть ненависть к отцу-тирану, которую  ребенок будет подавлять в  себе, у ребенка может появиться  беспричинный протест к жизни  вообще. Подавленная ненависть и  враждебность становятся динамическими  факторами в характере ребенка. При этом происходит процесс приспособления индивидуума к иррациональным внешним  условиям. Следовательно, мы получаем личность с неврозом. Так динамическая адаптация может вылиться в появление  у индивидуума разрушительных или  садистских импульсов.

С самого своего появления на свет и до смерти практически любой  человек взаимодействует с определенным обществом. У каждого человека от природы существует группа физиологических  потребностей. Эти потребности требуют  удовлетворения, во что бы то ни стало. Ради этого человек вынужден всю  жизнь трудиться, выполняя вполне определенную работу в определенной экономической  системе и приспосабливаясь к  ней. Условия труда определяются тем обществом, где родился человек. В результате взаимодействия человека с обществом у него появляются приобретенные устремления: дружелюбие, враждебность, деструктивность, жажда власти, тяга к подчинению, отчуждение, скупость, стремление к самовосхвалению, влечение к чувственным наслаждениям или их боязнь.

Каждому человеку в той или иной мере присуща боязнь одиночества; любой  человек испытывает почти иррациональную потребность общаться с себе подобными. Эрих Фромм усматривает две причины для этого.

Во-первых, с самого рождения человек  зависит от других людей: младенец полностью  зависит от матери; защита от врагов более эффективна, если группа людей  специально объединяется для этого; человек в современном обществе не может быть универсальным и вынужден пользоваться профессиональными услугами других людей. Поскольку любая система держится на конкретных людях, то индивидууму и приходится с ними контактировать.

Вторая причина — наличие  у человека разума. Человек осознает, что он является уникальным существом, отдельным от остального мира. Так  же он осознает свою ничтожность по сравнению с этим огромным и сложным  миром. Если у человека нет возможности  отнести себя к какой-либо системе, которая бы придавала его жизни  направленность и смысл, то он чувствует  себя пылинкой, и его охватывают страх и сомнения, парализующие его  способность действовать.

Существуют и другие способы  побороть инстинктивный страх. Например, отшельник в келье, верящий в  Бога, переселяется в самый населенный мир — мир духовный. Он чувствует  свое единение с Богом и с другими  верующими. Это способ избежать одиночества, психологический механизм защиты.

В заключение этого раздела можно  сказать, что поскольку человек  вынужден всю жизнь работать, то предпочтительнее всего выбирать направления, продвижение в которых доставляет человеку наслаждение. Тогда у человека появится смысл жизни, он получает профессию, которая одновременно доставляет ему  удовольствие и дает ему возможность  всю жизнь совершенствоваться в  данной области. Подобные направления  следует определять интуитивным  путем и придерживаться их всю  жизнь.

Глава 2

Информация о работе Работа Эриха Фромма «Бегство от свободы»