Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:28, доклад
В своей книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм развивает основы динамической психологии и анализирует такое состояние человеческой психики, как состояние тревоги. Оказывается, что для большинства людей свобода является психологической проблемой, которая может привести к весьма негативным последствиям. Свобода принесла человеку независимость, но одновременно изолировала его и пробудила в нем чувство бессилия и тревоги.
Введение
Глава 1.
Краткий экскурс в историю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2.
Индивидуум, его особенности и двойственный характер свободы
Глава 3.
Предыстория Средневековья и эпохи Возрождения . . . . . . .
Глава 4.
Эпоха Реформации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Учение Лютера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Учение Кальвина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Итоги за XV–XVI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 5.
Два аспекта свободы в жизни современного человека . . . . . .
Психология нацизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 7.
Свобода и современная демократическая система . . . . . . . .
Глава 8.
Свобода и спонтанность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение
Приложение
Избранные цитаты из книг Эриха Фромма “Бегство от свободы” и «Человек для себя»
Список
литературы
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ
Аналитический доклад на
тему:
Работа Эриха Фромма «Бегство от свободы»
Работа выполнена:
студентками второго курса
факультета политологии
(1 академическая группа)
Кирилловой А.Д.
Захаровой Е.А.
Преподаватель:
канд. социол. наук,
доцент
Юрасова
Мария Владмировна
Москва
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
2 | |
Глава 1. |
Краткий экскурс в историю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3 | |
Глава 2. |
Индивидуум, его особенности и двойственный характер свободы |
6 | |
Глава 3. |
Предыстория Средневековья и эпохи Возрождения . . . . . . . |
8 | |
Глава 4. |
Эпоха Реформации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
10 | |
§1 |
Учение Лютера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
10 | |
§2 |
Учение Кальвина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
12 | |
§3 |
Итоги за XV–XVI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
13 | |
Глава 5. |
Два аспекта свободы в жизни современного человека . . . . . . |
14 | |
Глава 6. |
Психология нацизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16 | |
Глава 7. |
Свобода и современная демократическая система . . . . . . . . |
20 | |
Глава 8. |
Свобода и спонтанность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
21 | |
Заключение |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24 | |
Приложение |
Избранные цитаты из книг Эриха Фромма “Бегство от свободы” и «Человек для себя» |
25 | |
Список литературы |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
28 | |
Введение
В своей книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм развивает основы динамической психологии и анализирует такое состояние человеческой психики, как состояние тревоги. Оказывается, что для большинства людей свобода является психологической проблемой, которая может привести к весьма негативным последствиям. Свобода принесла человеку независимость, но одновременно изолировала его и пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Изоляция порождает чувство одиночества, и далее возможны два варианта развития событий: человек бежит от бремени свободы и ищет подчинения у внешней могущественной силы — например, встает под знамена диктатора — либо человек берет на себя бремя свободы и в полной мере реализует свой внутренний потенциал.
Еще один аспект исследований Эриха Фромма — это проблема развития полноценной личности в современном обществе. Каждому индивидууму приходится тесно взаимодействовать с обществом, он является основой для любого социального процесса. Поэтому, для того чтобы понять динамику социальных процессов, происходящих в обществе, необходимо понять суть психологических механизмов, которые движут отдельным индивидуумом. В современном обществе уникальность и индивидуальность личности находятся под угрозой. Существует очень много факторов, которые подавляют современного человека психологически: мы как огня боимся общественного мнения; человек чувствует себя мелким и ничтожным по сравнению с сетью гигантских промышленных предприятий и огромными компаниями-монополистами; остаются тревога, беспомощность и неуверенность в завтрашнем дне. Еще один бич современного общества, на который мало кто обращает внимание, — это отсталое развитие эмоций человека по сравнению с его интеллектуальным развитием. Все выше перечисленные и многие другие факторы относятся к негативным проявлениям свободы. В результате, ради того, чтобы избавиться от беспокойства и обрести уверенность, человек готов встать под знамена какого-либо диктатора или, что еще более характерно для современности, стать маленькой деталью огромной машины, хорошо одетым и сытым роботом.
В книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм пытается разработать конструктивные пути для решения этих проблем, следование которым позволит современному человеку развить свою индивидуальность, позитивно реализовать свой внутренний потенциал и добиться утраченной гармонии с природой и другими людьми.
Насколько эти рецепты действенны, и предстоит оценить читателю.
Глава 1
Краткий экскурс в историю
Вся история человечества — это история борьбы за обретение новых свобод и за избавление от давления извне.
В Средние Века (VI-XV вв.) интенсивность этого процесса была сравнительно невелика. Социальное положение индивидуума определялось при его рождении и, как правило, совпадало с социальным положением его родителей. Человек был сильно привязан к месту своего проживания и своей небольшой социальной группе. Мир средневекового человека был прост и понятен, внутри средневековой общности он чувствовал себя уверенно и безопасно.
Начиная с эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) интенсивность борьбы за свободу начинает стремительно возрастать. В это время у человека стали появляться качества, характерные для индивидуума, живущего в современном капиталистическом обществе: он начал стремиться к славе и успеху, у него развилось чувство красоты природы и появилась любовь к труду.
В период Новой Истории (начиная с эпохи Возрождения и до начала XX века) население Европы и Америки боролось за обретение свободы от политических, экономических и духовных пут. Многие люди были скорее готовы умереть за свободу, чем жить в неволе. Человечество стремилось к свободе, и оковы устранялись одна за другой: человек освободился от церковного ига, абсолютной власти государства, стал властелином природы.
В конце XIX – начале XX века злые и порочные черты человека были забыты; считалось, что они остались в средневековом прошлом, победа демократии представлялась необратимой, и мир выглядел ярким и красочным.
Многие думали, что после Первой Мировой войны демократия восторжествует. Однако в Германии и Италии зародились, по сути, тоталитарные нацистские режимы. Миллионы людей с пылом и жаром отказались от своей свободы. Другие миллионы остались равнодушными, они не нашли в себе душевных сил, чтобы бороться за свою свободу, и, в результате, стали послушными винтиками в тоталитарной машине. Победила внешняя власть, единообразие мыслей и идей, дисциплина и подчинение воле вождей.
Люди не были готовы к приходу фашизма, и он застал их врасплох. Потухший было вулкан деструктивности и низменных страстей начал пробуждаться. Лишь немногие, в число которых входят Ницше и Маркс, заметили зловещие признаки грядущего извержения.
Столь стремительная победа тоталитаризма
над целой нацией порождает целый
ряд вопросов. Может быть, у человека
помимо органически присущего
На страницах своей книги “Бегство от свободы” Эрих Фромм исследует эти и другие вопросы. Основная идея книги Эриха Фромма заключается в следующем. Пока человек находится в юном возрасте, он все еще един с окружающим миром, природой и остальными людьми. По мере роста самосознания человек начинает осознавать свою индивидуальность и отдельность от остального мира. С ростом обособленности индивидуума растет и его страх одиночества, он начинает ощущать бремя негативной свободы. Далее развитие индивидуума может пойти по двум путям: либо он воссоединяется с окружающим миром в спонтанности любви и творческого труда, приобщаясь тем самым к позитивной свободе, либо он ищет опору, найдя которую, он теряет свободу и индивидуальность, что наиболее часто и имеет место. Сам процесс развития отдельного индивидуума во многом подобен процессу развития человечества: Средневековье — это юность, Возрождение — это отрочество, Новое Время — это зрелость. В последующих главах путь развития человечества будет описан более подробно.
Эрих Фромм является крупнейшим представителем неофрейдизма XX века. Однако, он считает, что Фрейд не смог разобраться в природе, присущей нормальному человеку, а также в иррациональных явлениях в жизни общества.
По Фрейду, человек является изначально антисоциальным существом. Общество должно приручать человека, ограничивать его низменные импульсы. Эти подавленные инстинкты таинственным образом трансформируются в устремления, имеющие культурную ценность. При высокой степени подавления индивидуум становится невротиком, и давление должно быть ослаблено. Если общество полностью устраняет давление на индивидуума, то оно жертвует культурой. Чем больше давление и подавление, тем больше достижений культуры и, соответственно, невротических расстройств. Индивидуум изначально имеет установку на одиночество и работает для себя, однако он вынужден взаимодействовать с другими людьми для удовлетворения своих потребностей. Фрейд все сводит к удовлетворению инстинктов человека, а роль общества по Фрейду — это удовлетворение либо подавление потребностей индивидуума. Основная заслуга Фрейда состоит в том, что он заложил основы психологии, признающей динамичность человеческой природы.
Эрих Фромм исследует связь человека с обществом в несколько другом аспекте. По Фромму, роль общества состоит не только в подавлении каких-то личных факторов, но и в созидательной функции формирования личности. Человек — это продукт социального процесса. Этот социальный процесс может развить самые прекрасные наклонности человека, равно как он может развить и самые уродливые черты. С другой стороны, человеческая энергия является активной силой, способной влиять на социальные процессы.
Человек имеет свойство приспосабливаться
к тем условиям жизни, в которые
он попадает. Об этом свидетельствует
то, что человек расселился по всему
земному шару и смог адаптироваться
к огромному числу социально-
Статическая адаптация — это приспособление, при котором характер человека остается постоянным и возможно появление только каких-либо новых привычек. Кардинальных изменений личности при этом не происходит. Например, если китайца научить пользоваться вилкой вместо палочек, то на его личность это заметно не повлияет.
При динамической адаптации в личности человека происходят заметные изменения. Если, скажем, ребенок боится строгого отца, из этого может возникнуть ненависть к отцу-тирану, которую ребенок будет подавлять в себе, у ребенка может появиться беспричинный протест к жизни вообще. Подавленная ненависть и враждебность становятся динамическими факторами в характере ребенка. При этом происходит процесс приспособления индивидуума к иррациональным внешним условиям. Следовательно, мы получаем личность с неврозом. Так динамическая адаптация может вылиться в появление у индивидуума разрушительных или садистских импульсов.
С самого своего появления на свет
и до смерти практически любой
человек взаимодействует с
Каждому человеку в той или иной мере присуща боязнь одиночества; любой человек испытывает почти иррациональную потребность общаться с себе подобными. Эрих Фромм усматривает две причины для этого.
Во-первых, с самого рождения человек зависит от других людей: младенец полностью зависит от матери; защита от врагов более эффективна, если группа людей специально объединяется для этого; человек в современном обществе не может быть универсальным и вынужден пользоваться профессиональными услугами других людей. Поскольку любая система держится на конкретных людях, то индивидууму и приходится с ними контактировать.
Вторая причина — наличие у человека разума. Человек осознает, что он является уникальным существом, отдельным от остального мира. Так же он осознает свою ничтожность по сравнению с этим огромным и сложным миром. Если у человека нет возможности отнести себя к какой-либо системе, которая бы придавала его жизни направленность и смысл, то он чувствует себя пылинкой, и его охватывают страх и сомнения, парализующие его способность действовать.
Существуют и другие способы побороть инстинктивный страх. Например, отшельник в келье, верящий в Бога, переселяется в самый населенный мир — мир духовный. Он чувствует свое единение с Богом и с другими верующими. Это способ избежать одиночества, психологический механизм защиты.
В заключение этого раздела можно
сказать, что поскольку человек
вынужден всю жизнь работать, то
предпочтительнее всего выбирать направления,
продвижение в которых
Глава 2
Информация о работе Работа Эриха Фромма «Бегство от свободы»