Современная картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

1 вопрос: Понятие науки. Естествознание, как междисциплинарная отрасль.

Вложенные файлы: 1 файл

Современнаякартина мира, к 03.10.12.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Современная картина  мира.

План.

1 вопрос: Понятие науки. Естествознание, как междисциплинарная отрасль.

 

Ответ на вопрос:

 

Понятие науки:

Объект исследования  в науке под объектом исследования подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько объектов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении).

Таким объектом становится всякое непознанное  явление, неизвестное ранее науке, или его часть, которое предполагает исследовать эта наука. Часто используется предварительное деление чего-либо неизвестного (непознанного) на логически обоснованные части явления. Это используется как вполне самостоятельный научный метод, если подобное деление возможно исходя из априори видимых признаков данного явления.

Предметом исследования является результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.

Цель работы научной деятельности и науки является получение точных исчерпывающих знаний об окружающем мире и его составляющих элементов.

Методы исследования обзор литературы, сбор информации

Область применения науки, исходит из того какой темой занимается человек и в той области она находит применение.

Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, прогнозировать.

Наука является основной формой человеческого познания. Наука в наши дни становится всё более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, и что ей недоступно. У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки.

1. Понятие науки.

Под содержанием науки  следует понимать ее определение, включая  цели, идеологический базис (или, может  быть, более узко - парадигму) науки, т.е. комплекс принятых идеи, взглядов на то, что такое наука, каковы её цели, способы построения и развития, и т. п. В этот же круг идей необходимо, по-видимому, включить и проблемы научной этики - системы принятых, но юридически не обязательных правил, регулирующих взаимоотношения людей в сфере научной деятельности. Научной этике в критических, исторических и философских трудах уделяется обычно мало внимания, хотя она, в силу важного места, занимаемого наукой в современном обществе, является существенной частью взаимоотношения людей. Мы уделим этому вопросу более глубокое внимание, поскольку в развитии современной науки наблюдаются довольно грубые нарушения этических норм, сказывающиеся на темпах её развития. Всякая идеология является, по существу, оформлением опытных данных о взаимодействии людей с природой и между собой. Мы привыкли относиться к постулированным и уже апробированным правилам или законам, как к окончательной истине, забывая о том, что установление истины сопровождается многочисленными заблуждениями. Проверка идеологических принципов опытным путём в силу ряда причин затруднена. Поэтому до сих пор не удалось прийти к однозначному решению этих вопросов, а это сказывается, в свою очередь, и на развитии самих наук.

Большинство вопросов, связанных  с идеологией науки, подробно изложено в многочисленных и доступных философских трудах. Мы остановимся лишь на конкретных проблемах, важных для развития нашей темы. Отметим только, что хотя идеология науки имеет корни в античном естествознании, формулировки, принятые в настоящее время, восходят, в основном, к средневековью, к трудам Ф. Бекона, Р. Декарта и некоторых других.

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой –  выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16...17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

Междисциплинарный подход.

Особенность междисциплинарного подхода состоит в том, что он допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей.

 

Естествознание, как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.

Естествознание  как система научных знаний имеет:

Предмет и цели; то есть естественнонаучная и гуманитарные культуры, их материальные носители, взаимосвязи, внутренняя структура и генезис. При этом изучению подвергаются не только явления и закономерности общего характера, но и специфические, касающиеся отдельных сторон знания.

Закономерности и особенности развития;

С учетом специфики  предмета Естествознания, это:

а) Обусловленность  практикой.

б) Относительная самостоятельность.

в) Преемственность в развитии идей и принципов.

г) Постепенность развития.

д ) Взаимодействие наук и  взаимосвязанность всех отраслей Естествознания.

е) Противоречивость в развитии.

Методы.

Выделяют:

а) Эмпирическую строну Естествознания.

б) Теоретическую строну Естествознания.

в) Прикладную сторону Естествознания.

В мировоззренческом плане, Естествознание как система научных  знаний играет фундаментальную роль, и состояние Естествознания в конкретно исторический период определяет доминирующую систему взглядов в обществе на природу, в широком смысле слова, и методы ее познания. Знания можно разделить на отрасли, в каждой из которых выделить конкретные направления познания, так познания человечества по отраслям подразделяются на:

-естественные (физика, химия, биология и т.д.)

-технические (машиностроительные, архитектурные, микроэлектроника и т.д.)

-социальные и гуманитарные науки (культурологические знания, социологические, политологические и т.д.) 

 

Понятие "научная  картина мира" используется в Естествознании с конца XIX века, а история Естествознания стоит в неразрывной связи с историей общества и каждому типу и уровню развития общества, его производительных сил, техники, соответствует своеобразный период в развитии Естествознания и "современной" физической картины мира.

 

 

 

2 вопрос: Наука и лженаука. Квазенаука. Паранаука. Проблема демократизации.

 

Ответ на вопрос:

 

1)

Наука и лженаука Наука

представляет  собой одним из главных факторов прогрессивного развития человечества. Вместе с тем наука всегда сопровождается побочным явлением, т.е. лженаукой. Наука и лженаука сходны по внешним признакам, однако имеют различную природу и приводят к различным результатам.

В основе науки лежит бескорыстная жажда познания, которая изначально присуща человеческой природе.

Непременным условием занятием науки является образование, но перед тем как заниматься наукой, т.е. удовлетворять жажду познания, необходимо освоить материал, добытый ранее и овладеть научным методом познания.

 Занятие нормальной наукой предполагает критическое мышление – это значит не только генерировать идеи, но и отбрасывать их, если обнаружится несоответствие реальности. Непременным условием развития науки является свобода научного поиска. Свобода научного поиска эксплуатируется лженаукой, как условие ее существования.

 В отличие  от лженауки, которой движет следующие факторы: Жажда наживы, Жажда известности (славы), Жажда самоутверждения, Невежество, Карьеризм, Жажда познания, но не подкрепленная критическим мышлением. Все это перечисленное в нормальной науки не имеет места.

 

 Лженаука – опасное общественное явление. Так как: Расходуются средства, предназначенные для развития науки. Приводит к техногенным, экономическим, экологическим катастрофам. Способствует интеллектуальному вырождению общества. Завладевает умами политиков, толкая их к глупым, вредным и опасным управленческим решениям. Завладевает умами молодежи, Лженаука, обретая официальную силу, устраняет альтернативные точки зрения. Нормальные научные дискуссии лженаука не испытывает.

 

Основной  метод борьбы с наукой — повышение уровня образования.

 

Лженаука оптимизируется в периоды смут, потрясений, воин и революций. Особенно угрожающий размах лженаука приняла в постперестроечный и перестроечное время, когда были разрушены многие научные школы советского союза.

 

Лженаука имеет различные формы и разновидности – это надуманные теории, игнорирующие экспериментальные факты научной теории

 

 Ярким представителем лженауки, псевдонауки в РБ был известный белорусский ученый Вейник. Он получил признание своих работ в области тепло и массообмена, теории литья и в последствии занялся альтернативной физической картиной мира и в конце жизни покончил жизнь трагически, попал под машину, он связал свои размышления с религией. Наиболее известной лженаукой является уфология, экстрасенсорика и т.д. Наука всегда объясняет естественные механизмы явлений. Порядок в природе рассматривается как самоорганизация.

 

2)

Квазинаука – это область такого знания, в котором в разной степени и пропорции содержатся ложные и, возможно, истинные утверждения и которая может содержать утверждения как фактуального, так и сфальсифицированного характера.

 

Эта амбивалентность (двусмысленность) дана уже этимологически. Квази (от лат. quasi – якобы, как будто) означает «мнимый», «ненастоящий» и  в то же время «почти», «близко».

 

Организованный характер квазинаука принимает, когда она  имеет ярко выраженного лидера или  группу лидеров. В этом случае ее положительная  часть состоит из высказываний самого лидера и санкционированных им высказываний других лиц. В таком состоянии находилась, например, мичуринская биология.

 

Столь же типично для квазинауки произвольное использование терминов и их неправомерная экстраполяция на другие области знания. Это слова-призраки, оторванные от своей первоначально объективной базы. Хорошо известно, как произвольно трактуются в околонаучной литературе такие фундаментальные понятия, как «поле», «энергия», «информация», «аура» и многие другие. Любопытна трансформация слова «аура». Его первоначальный смысл – веяние (от греческого áura) чего-то ядовитого, тлетворного и смертоносного. Аурой естествоиспытатели называют местности, зараженные, скажем, ядовитыми испарениями или газами. Однако, видимо, по эстетическим причинам («красиво звучит») или в результате стихии моды это слово приобрело особый «романтический» смысл и стало исключительно популярным в квазинаучной или мистической литературе.

 

В коллективной монографии исследуется феномен квазинауки. Проясняются культурные основания астрологии, уфологии, парапсихологии, парамедицины, квазиистории и др. Особое внимание уделяется наиболее одиозной из форм квазинауки - квазинаучной мифологии. Анализируются сущность, структура и виды квазинаучной мифологии, способы ее формирования и функционирования в системе духовной культуры. Прослеживается фольклорная родословная квазинаучных мифологем. В поле зрения авторов - будущее и науки, и квазинауки.

 

3)

ПАРАНАУКА термин,

 обозначающий многообразие сопутствующих науке идейнотеоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с ней определенной общностью проблематики или методологии.

Понятие паранауки с формулировано в рамках философии и социологии науки и фиксирует ряд результатов рефлексии о природе науки и ее взаимодействии с окружением, в частности стремление провести демаркационную линию между наукой и иными типами знания.

Во-первых, в понятии паранауки отражается то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме.

 Ее отличает  отсутствие развитой теоретической  схемы на фоне провозглашения  новой научной картины мира, в  результате чего теоретическая  интерпретация эмпирического материала  строится непосредственно на  основе последней. Наряду с  блестящими теоретическими гипотезами в ней присутствует опора на непроверенные факты, противоречивость логических построений, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений.

Название паранауки  нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных.

Во-вторых, понятие паранауки фиксирует то, что идеалы научной рациональности не обязательны также и для целого ряда иных видов познания.

Нередко они  содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Вместе с тем превознесение результатов «народной науки» приводит к ее деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике).

Возникает широкий  спектр «сельскохозяйственных наук», «семейных наук», «кулинарных наук», «музыкальных наук», «спортивных наук»  и пр.

Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных  объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике.

Информация о работе Современная картина мира