Социальная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:15, контрольная работа

Краткое описание

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле слова общество может рассматриваться как конкретное Общество в единстве его общих, особенных и единичных признаков (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдельный регион, страна (например, индийское, американское)1.
В самом широком понимании общество, изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире. Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; и деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное, которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Содержание

1.Структура общества как целостного социального организма.
2.Основные сферы жизни общества
I. Материально-производственная сфера.
II. Социальная сфера.
III. Политическая сфера.
IV. Духовная сфера.
3.Особые свойства общества как целого.
4.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

1.Структура общества  как целостного социального организма. 

2.Основные сферы жизни  общества 

I. Материально-производственная  сфера. 

II. Социальная сфера. 

III. Политическая сфера. 

IV. Духовная сфера. 

3.Особые свойства  общества как целого.

4.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура общества как целостного социального организма.        

 

                              

    Общество  – совокупность исторически сложившихся  форм совместной деятельности  людей. В узком смысле слова общество может рассматриваться как конкретное Общество в единстве его общих, особенных и единичных признаков (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдельный регион, страна (например, индийское, американское)1.

         В самом широком понимании общество, изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире. Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; и деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное, которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Огромное  значение в определении специфики того или иного общества, его особенностей, свойств дает структура - внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его компонентов. В применении к обществу как системе структура выступает как внутренняя организация общества или его отдельных звеньев. Структура общества — это совокупность общественных отношений. Структурой обладают общество в целом и любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей структуры, структуры, господствующей в обществе. Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются люди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, ее центральным звеном являются отношения людей. Под отношениями понимается определенная связь, зависимость между субъектами, составляющими общество. Отношения - своего рода цементирующий материал, который сплачивает людей в общество, превращает его отдельные элементы, части в прочный монолит. Устойчивые, повторяющиеся, постоянные отношения, зависимости между людьми постепенно приводят к формированию стабильных социальных групп, организаций, институтов, вступающих в свою очередь во взаимоотношения между собой. Чем богаче, многообразнее социальные отношения, тем более развитым, демократичным является общество2.

  Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы (“социального организма”). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни. Но как бы там ни было, общество - это, прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. В процессе своей практической деятельности - производственно-экономической, нравственной, духовной, социально-политической, научной - люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и культурную среду.

 В процессе  своей совместной деятельности  люди вступают между собой  в различные отношения, чтобы  решать насущные вопросы их  общественной жизни. Речь идет  о производственных, семейно- бытовых,  нравственных, политических и других  общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Ведь общество - это, прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий. В рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются государственные, экономические, нравственные и прочие социальные институты, развиваются все стороны культуры общества. В литературе понятие “общественных отношений” встречается в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе, и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические, межнациональные, экологические).

 В философии  общественные отношения рассматриваются  с материалистических или идеалистических  позиций. Материалистическое, т.е.  научное, понимание общественных отношений впервые выработано марксизмом. Оно заключается в том, что все многообразные общественные отношения - экономические, политические, правовые, нравственные - делятся на первичные - материальные, базисные и вторичные - идеологические, надстроечные.

 Базис  и надстройка являются понятиями  исторического материализма. Они  обозначают общественные отношения  исторически определенного общества  как целостную систему, в которой  материальные отношения представляют  его реальный базис, основание  общества, а политические и идеологические отношения - надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Базис общества - это совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка - это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений, в нее входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения. Историческое изменение базиса вызывается и обуславливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке.

 Из всех  общественных отношений главными являются материальные - экономические, производственные отношения. Характер материальных общественных отношений определяется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Идеологические общественные отношения - политические, правовые, нравственные и другие возникают на базе материальных общественных отношений и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознание людей. Поэтому общество представляет собой не механическое соединение различных общественных отношений, а единую систему этих отношений.

 В связи  с усложнением общественной жизни  возникают многообразные общественные  отношения, связанные с различными, более специфическими видами  деятельности людей - управленческой, научной, художественной, технической, спортивной, просветительской и т.д.

 Общественные  отношения носят во многом  объективный характер, поскольку  возникают на основе объективных  потребностей людей и объективных  условиях их существования. Они  развиваются вместе с развитием  условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако, в конечном счете, она прямо или косвенно обуславливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отношений, семейно-бытовых и других. Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения. Сущность общества как целостного организма, его системно-структурной организации раскрывается в марксистском учении об общественно-экономической формации.

«Общественным явлением, - писал В.Г.Афанасьев, - образующим формацию, присущи исключительно сложные структурно-функциональные зависимости и нелинейные причинные отношения. Они органически взаимосвязаны, прямо или опосредованно воздействуют друг на друга, в результате чего общественно-экономическая формация выступает как сложная целостная система»3.

К.Маркс не просто выделял систему общественных отношений, но видел в ней саму сущность общества. «Общество, - писал  Маркс, - не состоит из индивидов, а  выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу »4. «Производственные отношения, - писал он, - в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом»5.

   Социальная  система представляет собой явление или процесс, состоящие из качественно-определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях, и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Под социальной структурой обычно понимаются устойчивая связь элементов в социальной системе.

Существенными чертами любой системы являются целостность и взаимосвязанность (интеграция) всех элементов ее структуры. Еще древнегреческие философы обратили внимание на то, что целое “больше  суммы входящих в него частей”. Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов. Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные сообщности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия люди и социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность становится системой, целостностью с качествами, которых нет ни в одной из включенных в нее элементов в отдельности. Социальная жизнь предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных систем, в основе которых, в конечном счете, лежит материальное производство, но которые не сводимы к нему одному.

Структура, выступая как единство совокупности элементов, управляется своими законами и закономерностями. Существование, функционирование и  изменение структуры определяются не законом, стоящим как бы “вне ее”, а носит характер саморегуляции, поддерживающей в определенных условиях равновесие элементов внутри структуры.

Самой большой  системой является общество в целом. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, социальная, политическая и идеологическая. Другие подсистемы-классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья, индивид. Каждая из названных подсистем включает в себя множество других подсистем. Одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем. В основе классификации социальных систем может лежать тип социальных связей. В этом случае выделяются социальные группы (социальные отношения), социальные институты (институциональные связи), система социального контроля (связи социального контроля), социальные организации (организационные связи).

Первым признаком  общества называют обычно территорию, на которой происходит консолидация социальных связей. Территория — это  основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

Второй отличительной  чертой общества являются его способности  поддерживать и воспроизводить высокую  интенсивность внутренних взаимосвязей. Устойчивость — это важнейшая  характеристика общества. Структуры выполняют свою роль поддержания стабильности общества только при условии их легитимности, т.е. при условии признания их целесообразности большинством населения.

Третья - его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, т.е. способностью создавать необходимые для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов условия.

Четвертая - большая интегрирующая сила. Общество социализирует каждое новое поколение людей, включая его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам.

Итак, общество — это универсальный способ организации  социальных связей и социального  взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей.

Рассмотрение общества как системы различается в работах разных социологов. Главная причина — в неоднозначности методологических позиций авторов. Исследование системы может быть начато с изучения ее структурных основных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия. В этом случае многое определяется выбором основного систематизирующего элемента, т.е. того кирпичика, который лежит в основе теоретической конструкции.

     2.Основные сферы жизни общества.

     Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира.

     Это содержание реализуется основными  структурными элементами деятельности, которые присутствуют уже в простейшем индивидуальном социальном действии. Первым элементом в структуре любого социального действия, важнейшим и необходимым фактором всякой деятельности является  человек, индивид, люди. Он активная сторона этой деятельности, её субъект. Поэтому их деятельность направлена на те или иные объекты. Второй элемент – объекты деятельности. Иначе говоря, все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим потребностям. Третий элемент, это средства, не менее необходимые для человеческой деятельности, чем вещи, но не имеющие вещественного, материального характера (язык жестов, звуковая и письменная речь, символы, знаки). Четвертый, это связи, отношения между указанными основными факторами социального действия.

Информация о работе Социальная система