Специфика философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:58, контрольная работа

Краткое описание

Первое отличие философии (от мифологии и религии) — признание принципиальной проблематичности мира. Античные мудрецы поясняли, что философия начинается с удивления. Прежде всего перед тем обстоятельством, что мир, каким мы его знаем в обыденном опыте, и мир, как он есть на самом деле, различны. Картинка в электронном микроскопе разительно отличается от взгляда невооруженным глазом; космос невозможно описать привычными образами земных масштабов; поступки людей диктуются самыми разными мотивами, многие из которых неведомы им самим; и так далее, и тому подобное до бесконечности.

Содержание

1 Отличие философского знания от мифологического и религиозного....................1
2 Отличие философии от частых естественных и социально-гуманитарных наук...................................................................................................................................4
3 Объект и предмет философии.....................................................................................7
4 Определение философии............................................................................................10
5 Список литературы.....................................................................................................16

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 49.26 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

 

ТУТАЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

ФГБОУ ВПО

 

«РЫБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.А. СОЛОВЬЕВА»

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТУРИЗМА

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

 

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

на тему СПЕЦИФИКА ФИЛОСОВСКОГО ЗНАНИЯ

 

ВАРИАНТ №1

 

 

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1 Отличие философского  знания от мифологического и религиозного....................1

2 Отличие философии от  частых естественных и социально-гуманитарных  наук...................................................................................................................................4

3 Объект и предмет философии.....................................................................................7

4 Определение философии............................................................................................10

5 Список литературы.....................................................................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Отличие философского  знания от мифологического и религиозного

 

   Первое отличие философии (от мифологии и религии) — признание принципиальной проблематичности мира. Античные мудрецы поясняли, что философия начинается с удивления. Прежде всего перед тем обстоятельством, что мир, каким мы его знаем в обыденном опыте, и мир, как он есть на самом деле, различны. Картинка в электронном микроскопе разительно отличается от взгляда невооруженным глазом; космос невозможно описать привычными образами земных масштабов; поступки людей диктуются самыми разными мотивами, многие из которых неведомы им самим; и так далее, и тому подобное до бесконечности. Не случайно ребёнок в «чуковском» возрасте «от двух до пяти» становится завзятым «философом», донимает взрослых неожиданными вопросами («Что было, когда ничего не было?», и так до бесконечности). В общем, мир — вовсе не самоочевидность (как для обывателя), а предмет постоянного вопрошания, обдумывания (для мыслителя, ставящего перед собой сумму проблем). Эту упорную проблематизацию бытия и познания философия передала науке, но та мало-помалу специализировалась на множество более или менее узких специальностей. Отсюда — следующая принципиальная черта философии. 
   Второй критерий философствования — тотальность мышления, его устремлённость к обобщениям значительного масштаба. Не отдельные частные случаи, конкретные образцы, единичные ситуации (всё это хорошо только для поясняющих примеров), но всеобщие суждения — о мире в целом, всём человечестве, ходе его истории, судьбах целых цивилизаций, человеческой натуре и так далее. Ни одна специальная наука не изучает первоначал всей природы, общества как такового или же целого мира человеческой души, а философия стремится именно к этому — с её помощью происходит универсализация выводов относительно таких вопросов, которые достаточно масштабны для этого. Когда мы глубокомысленно изрекаем нечто вроде того, что человеческая природа не меняется через века, а разные культуры должны уживаться друг с другом (или прямо противоположные выводы на тот же самый счёт) — мы философствуем, то есть обобщаем и углубляем свои суждения до мыслимого предела. 
    Философия не только обобщает мысли, но ещё, в-третьих, обязательно углубляет их — до субстанционального предела. Субстанция (лат. substantia — подлежащее, находящееся в основе чего-то) как философское понятие означает, что за массой единичных предметов, за вечным калейдоскопом отдельных событий, мириадами различных свойств скрываются некие стабильные центры, вечные первоосновы. Они играют роль неизменной матрицы как для всего мира,

1

так и для каждого класса предметов или ситуаций. Субстанция — не явление, а сущность. То, что  существует благодаря самому себе, а не благодаря другому и в другом. Философы разных времен и народов по-разному определяли субстанцию (или несколько субстанций), но сама идея субстанциональности неотрывна от философствования. 
    Отсюда четвёртый признак философии — её принципиальная теоретичность, то есть признание чисто умозрительных, невыразимых в опыте визуального восприятия или практического действия сущностей. Их нельзя увидеть, потрогать, даже измерить — их можно только помыслить, «схватить» разумом. Примерами таких умозрительных реальностей являются числа, общие понятия (категории), разные другие идеи. Причём в отличие от разнообразных фантазий и догм, философские абстракции — закономерный продукт логического мышления, они одинаковы для всех здравомыслящих людей (то есть объективны). Вещество, энергия, информация; красота, добро, судьба; цивилизация, культура, история — вот образцы философских категорий — абстрактных умозрительных сущностей, за которыми стоит бесчисленное разнообразие вещей, событий, ситуаций. 
      Пятый критерий отличительности философии называется, как уже говорилось мной, рефлективностью — потому, что философия всегда имеет в виду мысль о мысли, размышление о размышлении. Учёный изучает что-то вне своего мышления, которое посвящено некоему объекту. Философ же наблюдает за тем, кто и как мыслит или делает, какие мыслительные приёмы способствуют истине, поступки — благу. Когда же сам учёный или практик анализирует свой интеллектуальный арсенал, он тоже волей-неволей философствует. Так что любая наука или профессия представляет собой мысль первого порядка, а философия — второго, будучи метатеорией или методологией науки и практики. Рефлексия означает мыслить себя мыслящим. Проще говоря, имеется в виду самоанализ — попытки человека разобраться в самом себе, взглянуть как бы со стороны на то, ради чего он живёт, стоит ли так жить… 
     Похожая ситуация с соотношением философии и практики, когда философ размышляет не столько над тем, что делает практик, сколько над тем, зачем на самом деле это делается, с какой целью и по каким мотивам. 
      Перечисленные критерии отличает философию от религии или богословия — те тоже претендуют изложить людям судьбы мира, некие универсалии культуры, сформулировать заповеди праведной жизни для всех, то есть совершить обобщения универсального масштаба. Однако религиозный и даже теологический подходы к знанию возводят его к откровению свыше — знание верующим и священнослужителям даётся всевышним в готовом по сути дела виде. Философии чужд такой догматизм. Философ сам приходит к своим выводам, опираясь на твёрдо установленные наукой или практикой факты и

2

применяя к их истолкованию интеллект — логику, интуицию, всю  силу своего духа. Философия всегда открыта новым вопросам, ведущим  её вглубь и вширь универсума. 
    Эти два типа знания — религиозное и философское могут соединяться в той или иной пропорции и тогда мы получаем варианты религиозной философии. В христианстве, допустим, многие отцы этой церкви основывали по сути философские школы — Августин Аврелий, Фома Аквинский или Мальбранш. Их философичность состояла в том, что они, пользуясь собственным умом, обновляли идейную доктрину христианства, помогали церкви выйти из очередного кризиса. Однако большинство философских школ носило светский, свободный от конфессиональных пристрастий характер. Всякая религия обуздывает человека, его страсти, а философия поощряет свободный поиск своего призвания вопреки любым авторитетам. 
    Тут кроется ещё одна особенность философии. Только что отмечалась её проблематичность. Разные науки тоже ставят и решают проблемы, но всё время новые. А философия уже несколько тысячелетий снова и снова обсуждает близкий по содержанию набор «вечных тем», сходных проблем. А их решения представителями разных философских школ предлагаются тоже разные. Такая пестрота ответов на одни те же вопросы (о счастье и свободе человека, познаваемости или таинственности природы, конце или начале истории; так далее) вовсе не отбрасывает философию на интеллектуальную свалку, в мёртвый архив познания. Вспомним о принципиальной теоретичности и универсальности философии. Её предмет невозможно проверить эмпирически — загнать «под колпак» эксперимента или наблюдения. К тому же области философствования не гомогенны, как в природе (где, допустим, водород он и есть водород во всём мыслимом космосе). Предмет философии предельно противоречив. Природа остается одна и та же, но наша картина изучаемой реальности постоянно меняется с прогрессом науки и техники; человек вечен своими страстями и надеждами, но общество, в котором он живёт, периодически радикально меняется, а значит меняются самооценки людей. Так что относительное постоянство философской проблематики от века к веку, даже от тысячелетия к тысячелетию не означает, что у философии нет истории, что она не развивается. История философских идей полнее всего сочетает в себе традиции и новации. Здесь особая пропорция согласия и споров. 
     С отличиями философии связан вопрос о значении философских идей для человеческой жизни. В отечественных учебниках обычно перечисляются несколько функций философии — и познавательная, и воспитательная, и практическая, и целый ряд ещё. Но они же самые в принципе присущи любой области теоретического знания (физике или химии, истории или археологии), и не только его, но и противоположным — чувственно-интуитивным,

3

мистическим сферам духовности (мифологии, религии, искусству). Те тоже расширяют кругозор, формируют убеждения, помогают жить и выживать. Привилегией  именно философии остаётся однаединственная функция — углубление понимания. Напомню название одной из картин Поля Гогена из его таитянского цикла: «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идём?» Мы с вами, а не древние греки, не средневековые жители, но и не будущие обитатели Марса. Поэтому-то философы и возвращаются постоянно к вечным темам человеческого бытия и познания, но каждый раз в новых интеллектуальных условиях. 
     Хотя философские идеи нельзя потрогать руками или рассмотреть глазами, они постоянно и настойчиво влияют на нашу жизнь, её практику. В условиях разных цивилизаций и культур эти идеи могут отличаться, порой весьма радикально, но влиятельности своей не теряют. Скажем, европейцами с самого начала их цивилизации двигали идеи истины, добра и красоты. Эти абстрактные идеи уже более двух тысячелетий прокладывают себе путь сквозь массу дичайших заблуждений, океан зла и ужасающие уродства. Всё новые и новые поколения европейских народов развивают науку и технику — с несомненным успехом; реформируют общественное устройство, экономику в поисках справедливости (и живут лучше всего остального населения Земли); гонятся за модой — идеалом телесной гармонии (и задают образцы моды всему свету). В абсолютном большинстве случаев вечная истина, идеальное государство, безупречная фигура — недостижимые фантомы. Но соответствующие идеи — философские абстракции истины, добра, красоты — продолжают вести нас за собой, не дают успокоиться в жизненной борьбе, завещают её потомкам. Так что философия не только теоретична, но и по-своему практична.

 

 

2 Отличие философии  от частых естественных и социально-гуманитарных  наук

 

Существуют две основные крайние  позиции в постановке и решению  проблемы соотношения гуманитарного  и естественнонаучного познания.       

Сторонники первой позиции считают, что никакого различия между социальными и естественнонаучными  формами и методами познания не существует. Так, польский историк и философ Е. Топольский, доказывая отсутствие специфики исторического познания, считает, что все проблемы, касающиеся исторического познания, являются проблемами, касающимися одновременно всякого познания. Следствием указанного подхода явилось фактическое отождествление гуманитарного познания с естественнонаучным, сведение (редукция) первого ко второму как эталону всякого познания. Подобный прием есть не что иное, как абсолютизация роли естественных наук:

4

научным считается только то, что  относится к области этих наук, все остальное не относится к  научному познанию, а это философия («метафизика»), религия, мораль, культура и т. д.     

Сторонники  второй позиции, стремясь найти указанное  своеобразие, гипертрофировали его, противопоставляя социальное знание естественнонаучному, не видя между ними ничего общего. Особенно характерно это было для представителей баденской школы неокантианства (Виндельбанд, Риккерт). Суть их воззрений  была выражена в тезисе Риккерта о  том, что «историческая наука  и наука, формулирующая законы, суть понятия, взаимоисключающие друг друга».     

Несомненно, что для социального познания характерно все то, что свойственно познанию как таковому. Это описание и обобщение фактов (эмпирический этап), теоретический и логический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений, построение идеализированных моделей («идеальных типов», по Веберу), адаптированных к фактам, объяснение и предсказание явлений и т. д. Единство всех форм и видов познания предполагает и определенные внутренние различия между ними, выражающиеся в специфике каждой из них. Обладает такой спецификой и познание социальных процессов.     

Проблема  соотношения естественных наук и  обществознания активно обсуждается  и в современной, в том числе  и в отечественной литературе. Так, В. В. Ильин, подчеркивая единство, «родовую единообразность науки», фиксирует крайние, а значит ошибочные, позиции в этом вопросе: а) натуралистка — некритическое, механическое заимствование естественнонаучных методов, что неизбежно культивирует редукционизм в разных вариантах — физикализм, физиологизм, энергетизм, бихевиоризм и др.; б) гуманитаристика — абсолютизация специфики социального познания и его методов, сопровождаемая дискредитацией «точных наук». Следовательно, естествознание и гуманитарные науки — ветви одной науки как целого. По образному выражению автора, естественник и гуманитарий «едят одно блюдо», хотя с разных концов и разными ложками. Для выявления специфики необходимо обратиться к истории познания.      

Формирование  методологических идей в области гуманитарного знания шло по двум основным направлениям: во-первых, в рамках такой области философского знания, которая называется философией истории. Во-вторых, в рамках самих социально-гуманитарных наук. Становление этих двух направлений относят обычно к XVII в.. Содержание, характер, проблематика в рамках этих направлений менялась.     

Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующих основных моментах:

  1. Предмет социального познания - мир  человека, а не просто вещь  как таковая. А это значит, что  данный предмет имеет субъективное  измерение, в него включен человек  как "автор и исполнитель  своей собственной драмы", которую  он же и познает. Гуманитарное  познание имеет дело с обществом,  социальными отношениями, где  тесно переплетаются материальное  и идеальное, объективное и  субъективное,

Информация о работе Специфика философского знания