Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:53, контрольная работа
Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ, представляет собой первоначальную форму мировоззрения и выражается в наделении неодушевлённых предметов способностью действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т.д.
Федеральное агентство по образованию
Государственное
высшего профессионального образования.
«Тихоокеанский государственный университет».
Контрольная работа
Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы:
Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ, представляет собой первоначальную форму мировоззрения и выражается в наделении неодушевлённых предметов способностью действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т.д.
Атман - субъективное духовное начало, «Я» (сознание человека), душа.
Атман противопоставляется брахману и в то же время совпадает с ним в силу способное человека приобщиться к абсолюту путем его мистического познания. В процессе познания Атман и брахман сливаются. Душа освобождается. Согласно Упанишадам, Атман есть универсальная основа, заключенная во всех индивидах, всех вещах, охватывает все творения.
Ахимса - (санскр. не причинение вреда), поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда — ненасилие. Ахимса определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире, поведение, направленное против самого зла, а не против людей его творящих (отсутствие ненависти). Ахимса, непричинение вреда, состоит в неубиении, ненасилии, непричинении вреда всему живому (людям, животным, растениям) никогда и никаким образом — ни мыслью, ни словом, ни делом.
Брахман – определяют два основных направления. Первое одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело много различные толкования: от полноты всевозможных определений до лишенности какой- либо определяемости, от тождества с отделенным божеством до отрицания возможности тождества с чем-либо конкретным. Второе Член высшей жреческой касты.
Буддизм – одна из трех мировых религий. В 6 веке до н.э. в Северной Индии возникает буддизм, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (585-483 до н.э.) В 29 лет он покидает семью и уходит в «бездомность». После многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения, то есть постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Будда в переводе с санскрита значит «просветленный», «пробужденный». Основные направления: хинаяна и махаяна. Стержнем буддизма является проповедь Будды о «четырех благородные истинах».
Жизнь человека переполнена желаниями: стремлением к наслаждению и утехам, богатству, власти.
Этот путь состоит в следовании восьми «добродетелям». Добродетели состоят в правильном поведении, образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, успокоении и невозмутимости. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т.д.
Это древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни, проповедовавшего в горах долины Ганга примерно в 5в. до н.э. Буддизм не признавал существование бога творца. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и Сангху, что и передавалось из поколения в поколение практически по всем странам.
Веды – (санскр. знание, ведение), первый памятник мысли древних индейцев. Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества. Веды представляют собой своеобразные гимны, молитв, заклинания, песнопения, жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические тракты (брахманы и упанишады). Веды источник сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии.
Джайнизм – одна из наиболее организованных и влиятельных религий в Индии (около 3 млн. последователей). Основателем считается странствующий проповедник Вардхамана, которого впоследствии присвоили эпитеты: Махавира (санскритское «великий герой») и Джина («победитель»). В дальнейшем их стали употреблять как имена проповедника, а последнему получило свое название религиозно-философское движение в целом. В джайнизме отрицалась святость Вед, жертвоприношение, жречество, религиозное освящение индийской кастовой системы Варн, решающее влияние богов на судьбы людей и т.д. В центре учения – бытие личности. Спасение достигается только благодаря личным качествам и усилиям людей, а не происхождением или божественным вмешательством. Для джайнизма, как и для большинства религиозно-философских систем Индии, характерно учение о карме. Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздания за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы непричинения вреда живым существам.
Карма- (обряд, действие, деяние), одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии, дополняющее понятие сансары. Карма – закон воздаяния за все совершенные человеком поступки в земной жизни, как положительные, так и отрицательные. Карма определяет не только благополучие или неблагополучие существования ( здоровье-болезнь, богатство-бедность, счастье-несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и т.п.), но в конечном счете прогресс или регресс человека по отношению его главной цели – достижению нирваны, то есть высшего, не отягощенного материи блаженства в соединении с божеством.
Медитация - (от лат. meditatio размышлять, обдумывать), умственное действие, цель которого приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Методы медитации многообразны, играет важную роль в индийской философии и религии (особенно в йоге), в Древней Греции, в платонизме и неоплатонизме, в мистике суфизма, отчасти православия и католицизма.
Мокша – (санскр. освобождение, избавление), основное понятие индийской сотериологии, означающее высшую из целей человеческого существования (пурушартха), избавление индивида от всех страданий (духкха).
Нирвана - (санскр. угасание, блаженство), понятие буддизма и джайнизма, означающее состояние высшего блаженства, которое достигается личными усилиями верующего, направленными на освобождение от всех земных чувств, страданий и привязанностей. В буддизме психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствие желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира. В джайнизме совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей.
Сансара - (перерождение, круговорот, блуждание, прохождение через нечто) – круговорот рождения и смерти, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары». Сансара — одно из центральных понятий в дхармических религиях — индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме.
Синкретизм – (от греч. synkretismos – соединение) 1) нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки; нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. 2) Соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии.
Упанишады – (санскритское сокровенное знание), философские тексты, появившиеся около одной тысячи лет до нашей эры и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся учеником. В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначало бытия. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало- Брахман и Атман. Время создания 7-3 вв. до н.э. 14-15 вв. н.э.
Чарвака – древнеиндийское философское учение; считают основателем индийского материализма Брихаспати. Чарвака доказывал, что восприятие есть единственный источник познания и единственное средство доказательства. Мысль и чувства наслаждения или боли существуют у человека, пока есть тело, и невозможны, как только тело перестает существовать. Отсюда, а также из самосознания человека Чарвака выводил, что душа и тело - тождественны.
Задание второе «Философия Древней Индии: основные школы и представители»
1.Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказал большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени, среди которых Вольтер, Руссо, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Л.Толстой, Р. Роллан, А.Швейцер, А. Эйнштейн, В.Гейзенберг и др. В самой Индии много вековое духовное наследие всегда являлось источником вдохновения не только для философов, но и выдающихся политических и общественных деятелей: М.Ганди, Дж. Неру, С.Радхакришнана и др. И чем глубже и всестороннее изучается ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее становится роль Индии в судьбе мировой цивилизации и культуры.
Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья, т.е. - индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времен XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа развития индийской философии, в общем, и в целом соответствующих основным узловым моментам социально-экономической истории древней и средневековой Индии: "одический - первая половина I тыс. до н.э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ); эпический - вторая половина I тыс. до н.э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т.п., связей и отношений форме варно-кастового деления общества); классический - с первого тыс. н.э. вплоть до XVII-XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры). Археологами найдены многочисленные каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие, свидетельствующие об умении обрабатывать металлы, развивать земледелие, знании многочисленных ремесел, письменности. В религии эпохи Хараппской культуры обнаружены элементы, вошедшие в более поздние религиозные представления. Во 2 тысячелетии начали складываться те важные религиозные традиции, которые к началу 1 тысячелетия получили литературное оформление, именуемое в истории индийского мировоззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.
Буддизм - самая первая во времени возникновения мировая религия. Его родиной является Индия, сам основатель Будда родился в царском роду. Его настоящее имя было Сиддхартха Гаутама. А прозвищ, так сказать, псевдонимов – много. Одно, прозвище, например, Шакья – Муни (мудрец из рода Шакьев), другое Джина (Победитель), третье Бхагават (Божественный), четвертое – Будда (Просветленный). Будда стало самым известным именем основателя течения, получившего название буддизм. Древние арии (в переводе – благородные, а еще ранее это слово означало «земледельцы») вторглось около 4 тысяч лет назад через Иран на Индостанский полуостров, и покорили коренное население – дравидов, имеющих темный цвет кожи. И до сих пор среди индусов легко увидеть европеоидные лица – потомков «чистых» линий ариев и очень смуглых людей – потомков дравидов. Арии, пришедшие в Индию, были предками и всех индоевропейских народов, в том числе славян – другая часть ариев двинулась на Европу, это было первое великое переселение народов. Поэтому язык, на котором говорили и который с течением времени стал санскритом, имеет столь много общих с русским языком слов. Например, без перевода поймем многие числительные – дви, три, чатур, панч…, сакхара – сахар, бог огня – Агни, бог смерти Яма, Бог смерти Ваю (русское веять – веет ветер). Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы – небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировалась определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего: богов, людей, неба, солнца – было некое абстрактное божество Пуруша. Все вокруг – растения, горы, реки – считалось божественным. Эти воинственные племена и были создателями индуской философии и религии. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника – в страну Ямы. Боги, как и люди способны были умереть. Термин «индуизм» имеет два значения: в широком смысле он охватывает все разновидности религиозных школ и течений, а в узком – только этап, связанный с появлением великих эпосов - Махабхараты и Рамаяны. Ранние арии создали религиозные гимны – веды. Главное произведение – Ригведа. Этот этап называется ведическим. В нем главная философская идея – существования некоего общего для всей Вселенной и для людей закона – Риты. Миром правят боги, и главный среди них – Индра (бог грозы и могущественной воли). Он, по обычаям того времени, обжора, выпивоха, женолюб, любитель повоевать. Главное средство войти к нему в доверие – жертвоприношение, на ранних этапах даже человеческие. Как видим, ничего общего с тем мягким мировоззрением, по которому и муху обидеть – великий грех, здесь еще нет. Но есть очень важный вопрос о сотворении мира. Ясности в его решении древние арии не нашли, но сам вопрос – задан! А предпочтительный ответ таков: мир был создан то ли из некоего космического яйца, то ли из первичного тепла из жертвы первочеловека Пуруши самому себе (из частей его тела), но в любом случае этому предшествовал некий космический половой акт, хотя и совершенно не ясно, кого с кем.