Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:55, контрольная работа

Краткое описание

Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Даже стиль Аристотеля существенно отличался от платоновского. Если Платон создавал свои произведения в форме диалогов, то Аристотель писал философские тракты.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Аристотель………………………………………………..…………..4
1.1. Жизненный путь философа………………………………....………….4-6
1.2. Творчество………………………………………………………………6-9
Глава 2. Философия Аристотеля…………………………………………10-11
2.1. Теория познания и логика……………………………………………12-16
2.2. Аристотель «О душе» ………………………………………….…….16-18
2.3. Этика и политика…………………………………………….……….18-20
2.4. Политика и социология………………………………………………20-24
2.5. Об эстетике…………………………………………..………………..24-26
Заключение……………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Аристотеля.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ

(Тульский филиал РГТЭУ)

                             

                                          

                           

Контрольная   работа 

«ФИЛОСОФИЯ» 

«ФИЛОСОФИЯ  АРИСТОТЕЛя»

                       
 
 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса «группа№2» 

Заочного отделения

специальности «Финансы и кредит»

Габриелян

Проверил: 

                                                                

                                                                  

                                                                    

                                             

                                               Тула 2011 г.

                                               Содержание

Введение…………………………………………………………..…………….3 

Глава 1. Аристотель………………………………………………..…………..4 

1.1. Жизненный путь философа………………………………....………….4-6 

1.2. Творчество………………………………………………………………6-9 

Глава 2. Философия Аристотеля…………………………………………10-11

2.1. Теория познания и логика……………………………………………12-16

2.2. Аристотель «О душе» ………………………………………….…….16-18 

2.3. Этика и политика…………………………………………….……….18-20 

2.4. Политика и социология………………………………………………20-24 

2.5. Об эстетике…………………………………………..………………..24-26 

Заключение……………………………………………………………………27 

Список используемой литературы…………………………………………..28      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 

                                                          Введение 

     Аристотель  является самым универсальным мыслителем всех времен и народов. Вся современная  философия, наука и культура, так  или иначе, обязаны Аристотелю. Философская  мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится, и в веках будет учиться у него философской культуре.

     Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Даже стиль Аристотеля существенно отличался от платоновского. Если Платон создавал свои произведения в форме диалогов, то Аристотель писал философские тракты.

     Платон  и Аристотель отличались не столько  взглядами, сколько характером и  отношением к поиску истины. Платон - вдохновенный художник и писатель, которого фантазия уносит из реального мира. Аристотель - собранный вдумчивый исследователь, который ничего вокруг не склонен оставлять без внимания и определения. Хотя в античные времена не было науки в современном понимании, Аристотель подошел к ней ближе всех и был, и был, можно сказать, типичным ученым. 
 
 
 
 

     Глава 1. Аристотель 

    1. Жизненный путь философа
 

     Величайшим  из непосредственных учеников Платона  был Аристотель. Он родился в 384 году до нашей эры в Стагире - городе на северо - западном побережье Эгейского моря. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. Его отец - Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Таким образом, Аристотель жил в семье, где он мог с юношеских лет приобрести интерес к изучению физической природы человека, а также завязать некоторые связи в македонских придворных кругах. В 367 г. до н. э. Аристотель уехал в Афины для довершения образования и вступил в Академию — школу Платона; в ней он пробыл в течение двадцати лет до смерти Платона. В кругу учеников и друзей Платона Аристотель резко выделился громадной начитанностью и выдающимися умственными дарованиями.

     В 343 или 342 гг. до н. э. Аристотель принял приглашение македонского двора стать воспитателем Александра — сына македонского царя Филиппа. Александру в это время было всего тринадцать лет. К сожалению, не сохранилось почти никаких сведений ни о характере обучения, ни о тенденциях воспитания, на которых остановился выбор Аристотеля; во всяком случае влияние на Александра этого обучения и воспитания было немалым.

     Руководство воспитанием Александра продолжалось всего три года, так как в 335 г. до н. э. Филипп умер, и Александру пришлось отныне уделять почти все время и внимание политическим делам по управлению государством. С началом большого персидского похода для Аристотеля уже не оставалось поводов для его дальнейшего пребывания в Македонии, и он после двенадцатилетнего отсутствия на пятидесятом году жизни возвращается в Афины. Есть основание полагать, что к этому времени Аристотелем была уже проделана огромная научная работа — собраны естественнонаучные материалы, исторические источники; однако главные из его собственных научных работ были закончены лишь в последние годы его жизни. Аристотель явился в Афины как человек известный и уважаемый, связанный дружескими отношениями с могущественным македонским двором, в прошлом воспитатель молодого македонского царя.

     При таких обстоятельствах Аристотель решил открыть в Афинах собственную  школу. Местом для нее был избран в одном из предместий города Гимнасий, примыкавший к храму Аполлона Ликейского. По прозвищу этого храма — Ликейский — школа Аристотеля получила название Ликея, подобно тому как школа Платона — название Академии. Чтение лекций Аристотель проводил в аллеях сада, окружавшего гимнасий.

     После смерти Александра положение Аристотеля в Афинах стало опасным. В Афинах поднимается сильное движение против македонского владычества над Грецией, в том числе прежде всего над Афинами.

     В глазах деятелей этого движения Аристотель казался сильно скомпрометированным  своими давнишними, всем хорошо известными связями с македонским двором. Для афинян происшедшие изменения в отношениях Александра к Аристотелю были незамеченными. Во мнении афинян Аристотель продолжал оставаться приближенным македонского царя, сторонником его политической системы. Последовавшие в Афинах события — преследование людей и деятелей промакедонской ориентации — привели к тому, что и против Аристотеля был возбужден процесс. Аристотель был обвинен в нечестии — в обожествлении своего атарнейского покровителя и друга Гермия. Опасаясь подвергнуться той же участи, которую в свое время испытал Сократ, Аристотель воспользовался существовавшим правом и покинул Афины еще до суда над ним поздним летом 323 г. до н. э. Он поселился в Халкиде, на острове Эвбея, лежащем у восточных берегов Аттики, но уже в следующем, 322 г. до н. э. там же умер. Уезжая в Халкиду, он, по-видимому, имел мало времени для сборов, так что ему пришлось оставить в Афинах на попечение его виднейшего ученика Теофраста свою библиотеку. После смерти Аристотеля сохранилось его завещание, в котором он проявил заботливость не только о своих близких, но и о своих рабах. Руководство Ликеем, а также управление библиотекой он завещал Теофрасту. И по рождению, и по воспитанию Аристотель был и остался настоящим греком. Но в эпоху Аристотеля греческие государства не были уже в силах ни отстоять свою политическую независимость, ни улучшить свое внутреннее состояние.  

    1. Творчество
 

     По  сравнению с другими древнегреческими философами, Аристотель отличался прямо-таки невероятной работоспособностью. Ему принадлежит огромное количество сочинений. Систематизируя античное философское знание, он разработал учения практически о всех отраслях человеческой интеллектуальной деятельности: учение о бытии, логику, психологию, этику, учение об искусстве. Кроме того, из под его пера вышли произведения, посвященные политике, истории, различным естественным наукам.

     Вопрос  о хронологической последовательности произведений Аристотеля чрезвычайно  труден, поскольку они несут отпечаток  разновременности. Однако, несомненно, что его более ранние произведения проникнуты платонизмом. Диалог «Ведем» или «О душе» содержит доказательства бессмертия души, сходные с аргументами Платона. Следуя Платону, он «провозглашает душу формой, и потому хвалит здесь тех, кто рассматривает ее как месторождение идей...».

     Другое  крупное сочинение, дошедшее до нас в значительном числе фрагментов -  «Протрептик» («Увещание» - в последствие распространенный жанр философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к созерцанию жизни).  Аристотель, разделяя еще платоновскую теорию идей, высшим благом провозглашал «мышление». Это слово он употребляет в значении проникновения философского ума в высшую реальность - мир идей.

     Лишь  в сочинении «О философии», относимом  некоторыми исследователями ко второму периоду творчества Аристотеля, обнаруживаются существенные отклонения от платонизма. Так, он критикует теорию идей, сводя идеи к математическим числам. В этом же сочинении он писал о двойном происхождении веры в богов через вдохновения нисходящие на душу во сне, и через наблюдение упорядоченного движения светил. В своем произведении «Государство» Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидят прикованные пленники, видящие перед собой лишь тени вещей, существующих в «подлинном» мире, то есть в мире идей. Узники ничего не знают о подлинном мире. Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев красоту земного мира, «действительно поверят в то, что есть боги, и, что все это - произведение богов». Таким образом, не созерцание запредельного мира идей, а наблюдение и исследование нашего, земного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических установок Платона и Аристотеля составило главную основу их расхождения.

     Зрелые  произведения Аристотеля делятся традиционно  на следующие группы:

     1. Логические труды: 

    • «Категории»,
    • «Об истолковании»,
    • «Аналитики первая и вторая»,
    • «Топика»,
    • «О софистических опровержениях».

           2. Философия природы:

    • «Физика» в 8-ми книгах,
    • «О небе» в 4-х книгах,
    • «О возникновении и уничтожении» в 2-х книгах,”
    • «О небесных явлениях» в 4-х книгах.

     3. Психология:

    • «О душе» в 3-х книгах,
    • «Малые труды по естествознанию», включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании».

Информация о работе Философия Аристотеля