Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:44, реферат
Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке. В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в буржуазных странах. С середины XVII века (1640-1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране.
Введение.
1. Предмет и задачи философии Нового времени.
2. Предмет философии Нового времени.
3.. Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени.
4. Учение о методе познания. Эмпиризм и рационализм.
5. Логика, методология и методы научного познания.
6. Историко-Философское становление научной методологии в период Нового времени
7. Декарт как представитель рационализма.
8. Бэкон как представитель эмпиризма.
Заключение.
Литература.
Министерство Образования Азербайджанской Республики
Факультет: Экономика и управление
Специальность: Бухгалтерский учет и аудит
Кафедра : Общественно- Научная
Предмет: Философия
Курс : I
Группа : 315
РЕФЕРАТ
“ Философия Нового Времени “
Научный
руководитель:
Студент:
Содержание.
Введение.
1. Предмет и задачи философии Нового времени.
2. Предмет философии Нового времени.
3.. Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени.
4. Учение о методе познания. Эмпиризм и рационализм.
5. Логика, методология и методы научного познания.
6. Историко-Философское становление научной методологии в период Нового времени
7. Декарт как представитель рационализма.
8. Бэкон как представитель эмпиризма.
Заключение.
Литература.
Введение. Семнадцатый
век открывает следующий период в развитии
философии, который принято называть философией
Нового времени. Начавшийся еще в эпоху
Возрождения процесс разложения феодального
общества расширяется и углубляется в
XVII веке. В
последней трети XVI - начале XVII
века происходит буржуазная революция
в Нидерландах, сыгравшая важную роль
в развитии капиталистических
отношений в буржуазных странах. С середины
XVII века (1640-1688) буржуазная революция развертывается
в Англии, наиболее развитой в промышленном
отношении европейской стране. Эти ранние
буржуазные революции были подготовлены
развитием мануфактурного производства,
пришедшего на смену ремесленному труду.
Переход к мануфактуре способствовал
быстрому росту производительности труда,
поскольку мануфактура базировалась на
кооперации работников, каждый из которых
выполнял отдельную функцию в расчлененном
на мелкие частичные операции процессе
производства. Развитие нового , буржуазного,
общества порождает изменение не только
в экономике, политике и социальных отношениях,
оно меняет и сознание людей. Важнейшим
фактором такого изменения общественного
сознания оказывается наука, и, прежде
всего, экспериментально-
Развитие науки Нового времени, как и социальные
преобразования, связанные с разложением
феодальных общественных порядков и ослаблением
влияния церкви, вызвали к жизни новую
ориентацию философии. Если в средние
века она выступала в союзе с богословием,
а в эпоху Возрождения - с искусством и
гуманитарным знанием, то теперь она опирается
главным образом на науку. Поэтому для
понимания проблем, которые стояли перед
философией XVII века, надо учитывать во-первых,
специфику нового типа науки - экспериментально-
Предмет философии Нового времени. Предметом философии является всеобщие свойства и связи отношения действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы. что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир? что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Центральные мировоззренческие проблемы отношение мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, психического и физического, идеального и материального, что является первичным, формируют общие вопросы философии, т.к. через отношение человека, его мышление, сознание, духовная и психическая деятельности осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования. Предпосылки для формирования философии Нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натуралистической философии. В тот же период имеют место попытки философов заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания.
ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Чувственное восприятие человеком конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической деятельности. Однако эта зависимость не является односторонней. Понятие является результатом исторического опыта человечества. Усвоение конкретными людьми уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью.
В
ходе таких контактов понятия
многократно проверяются, обогащаются,
дополняются новым смыслом. Чувственное
и рациональное мышление находятся в неразрывном
единстве и взаимодействии. В их сложном
взаимодействии обнаруживается два типа
деятельности
В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления человечество приобретает многочисленные знания об отношениях между различными типами материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов . Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения становятся объектами познания. Процессы, в ходе которых постепенно и последовательно образуются понятия, отражающие общие свойства предметов и явления окружающего мира, измеряются столетиями. Прежде чем знание тех или иных связей обретет обобщенную форму и благодаря этому приобретет понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществиться процессы сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физического видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все несущественные моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщенную форму и в том смысле, что оно должно приобрести объективное значение для множества людей. Когда слово выступает в единстве с более или менее полным знанием общих свойств объекта, их отличия от других объектов, оно как раз и выступает в форме понятия. Понятия - это такие воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкретную вещь, факт, явление. Обратим внимание на действия, которые имеют место в процессе образования чувственных понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделение того общего свойства, которое присуще необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философии именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания.
Тут существуют два важных момента. При абстрагировании человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных отношений друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от сознания существующее единство. Но при этом деятельность отвлечения и объединения свидетельствует об активности человеческого познания, о возникновении особого типа деятельности, особого типа познания, направленного на фиксирование отношений. Объяснение и понимание.
Теория познания различает структурные объяснения .Они отвечают на вопрос, как устроен объект , функциональные объяснения, как действует и функционирует объект , причинные почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию . При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения.
Знания, которые служат основанием для объяснения, называются объясняющими. Знания, которые ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как закономерности, так и отдельные факты. Что же дает нам процесс объяснения? Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний. Во-вторых, позволяет осуществить предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов. Чем же отличается понимание от объяснения? На всех этапах человеческой деятельности мы сталкиваемся с чем-то неизвестным, знание о чем у нас отсутствует. В данных случаях мы говорим о том, что данное явление непонятно, что мы о нем ничего не знаем. Мы можем не понимать тексты из-за незнания языка, особенностей культуры. Из необходимости решать подобные проблемы возникла герменевтика( Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер, Э. Бетти, П. Рикер) - наука о понимании. Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать значение каждого слова, предложения или отрывка, который им придавали авторы. Но с другой стороны, чтобы понять эти детали и части, необходимо понимать смысл и значение содержащего их контекста. Эта ситуация получила название - герменевтический круг .
Понимание
- это не единичный акт, а длительный
и сложный процесс. Мы постоянно
переходим от одного уровня понимания
к другому. При этом осуществляются
такие процедуры как
3.Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени. Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы. что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или на научные знания.
Проблемы философии .Начальный период характеризуется космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Следующий период- антропоцентризм - проблема человека, этики, общественного устройства средневековье .Теоцентризм - природа и человек как творение Бога. Новое время- проблема познания научных методов, общественного устройства. На первый план выходят проблемы гносеологии. Гносеологическая философия состоит в изучении отношения мир-человек . Теория познания рассматривается как отношение объекта и субъекта познания, выявляется связь чувственного и рационального, исследуются проблемы истины и другие гносеологические вопросы.
Два
основных направления философии
Нового времени
Особенностью
человеческого бытия является то,
что для своего бытия, человек
вынужден целенаправленно изменять
окружающий мир. Чтобы изменение
было рациональным, человечество выработало
познание. Задача гносеологии - выяснение
природы человеческого