Философия нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:44, реферат

Краткое описание

Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке. В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в буржуазных странах. С середины XVII века (1640-1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране.

Содержание

Введение.
1. Предмет и задачи философии Нового времени.
2. Предмет философии Нового времени.
3.. Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени.
4. Учение о методе познания. Эмпиризм и рационализм.
5. Логика, методология и методы научного познания.
6. Историко-Философское становление научной методологии в период Нового времени
7. Декарт как представитель рационализма.
8. Бэкон как представитель эмпиризма.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

f-iya.docx

— 71.93 Кб (Скачать файл)

          Министерство Образования Азербайджанской Республики

                                 Бакинский Университет Бизнеса

 

 

Факультет: Экономика и управление

Специальность: Бухгалтерский учет и аудит

Кафедра : Общественно- Научная

Предмет: Философия

Курс : I

Группа : 315

 

   РЕФЕРАТ

 

                                                  На тему

                              “ Философия Нового Времени “

 

 

Научный руководитель:                                                           Н.Абдуллаева

Студент:                                                                                     Рзаева Медина

                                              Баку 2012

 

 

Содержание.  

Введение.

1. Предмет и задачи философии Нового времени. 

2. Предмет философии Нового времени. 

3.. Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени. 

4. Учение о методе познания. Эмпиризм и рационализм.

5. Логика, методология и методы научного познания. 

6. Историко-Философское становление научной методологии в период Нового времени

7. Декарт как представитель рационализма. 

8. Бэкон как представитель эмпиризма. 

Заключение.   

Литература. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение. Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке. В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в буржуазных странах. С середины XVII века (1640-1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства. Развитие нового , буржуазного, общества порождает изменение не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII переживает период своего становления. Не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции. В XVII веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым - в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать.                   

       Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII века, надо учитывать во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются именно в этот период и, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии. Уже в эпоху Возрождения средневековая схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики. Эта критика еще более остро ведется в XVII веке. Однако при этом, хотя и в новой форме, продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии- номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познания с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм. 

  1. Предмет и задачи философии Нового времени.

  Предмет философии Нового времени. Предметом философии является всеобщие свойства и связи отношения действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы. что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир? что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Центральные мировоззренческие проблемы отношение мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, психического и физического, идеального и материального, что является первичным, формируют общие вопросы философии, т.к. через отношение человека, его мышление, сознание, духовная и психическая деятельности осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования. Предпосылки для формирования философии Нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натуралистической философии. В тот же период имеют место попытки философов заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания.

ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются  проблемы природы познания и его  возможностей, отношения знания и  реальности, исследуются всеобщие предпосылки  познания, выявляются условия его  достоверности и истинности. Чувственное  восприятие человеком конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о  зависимости чувственного опыта  и восприятия от языка, от понятийного  аппарата, используемого человеком в его практической деятельности. Однако эта зависимость не является односторонней. Понятие является результатом исторического опыта человечества. Усвоение конкретными людьми уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью.

В ходе таких контактов понятия  многократно проверяются, обогащаются, дополняются новым смыслом. Чувственное и рациональное мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности                                                         1. практическая деятельность в широком смысле                                                                                                 2. деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.

В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления человечество приобретает многочисленные знания об отношениях между различными типами материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов . Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения становятся объектами познания. Процессы, в ходе которых постепенно и последовательно образуются понятия, отражающие общие свойства предметов и явления окружающего мира, измеряются столетиями. Прежде чем знание тех или иных связей обретет обобщенную форму и благодаря этому приобретет понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществиться процессы сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физического видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все несущественные моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщенную форму и в том смысле, что оно должно приобрести объективное значение для множества людей. Когда слово выступает в единстве с более или менее полным знанием общих свойств объекта, их отличия от других объектов, оно как раз и выступает в форме понятия. Понятия - это такие воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкретную вещь, факт, явление. Обратим внимание на действия, которые имеют место в процессе образования чувственных понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделение того общего свойства, которое присуще необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философии именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания.

Тут существуют два важных момента. При абстрагировании человек исходит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных отношений друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от сознания существующее единство. Но при этом деятельность отвлечения и объединения свидетельствует об активности человеческого познания, о возникновении особого типа деятельности, особого типа познания, направленного на фиксирование отношений. Объяснение и понимание.

Теория  познания различает структурные  объяснения .Они отвечают на вопрос, как устроен объект , функциональные объяснения, как действует и функционирует объект , причинные почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию . При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения.

Знания, которые служат основанием для объяснения, называются объясняющими. Знания, которые  ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как закономерности, так и отдельные факты. Что же дает нам процесс объяснения? Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний. Во-вторых, позволяет осуществить предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов. Чем же отличается понимание от объяснения? На всех этапах человеческой деятельности мы сталкиваемся с чем-то неизвестным, знание о чем у нас отсутствует. В данных случаях мы говорим о том, что данное явление непонятно, что мы о нем ничего не знаем. Мы можем не понимать тексты из-за незнания языка, особенностей культуры. Из необходимости решать подобные проблемы возникла герменевтика( Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер, Э. Бетти, П. Рикер) - наука о понимании. Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать значение каждого слова, предложения или отрывка, который им придавали авторы. Но с другой стороны, чтобы понять эти детали и части, необходимо понимать смысл и значение содержащего их контекста. Эта ситуация получила название - герменевтический круг .

Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно  переходим от одного уровня понимания  к другому. При этом осуществляются такие процедуры как                                                                         1. интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и значения                                                                                                                             2. реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения                                                                   3. ковергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений                                                                                                                               4. дивергенция - разъединение единого смысла на отдельные подсмыслы                                                 5. конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.                                                                                     Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию. Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.                                                                                    Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным видом познания интуицию, чувство, инстинкт - считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре случая, слепой воле иррациональным в частности является экзистенциализм .                      Рационализм - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения , либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует их проявление( Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг)

3.Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени. Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы. что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или на научные знания.

  Проблемы философии .Начальный период характеризуется космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Следующий период- антропоцентризм - проблема человека, этики, общественного устройства средневековье .Теоцентризм - природа и человек как творение Бога. Новое время- проблема познания научных методов, общественного устройства. На первый план выходят проблемы гносеологии. Гносеологическая философия состоит в изучении отношения мир-человек . Теория познания рассматривается как отношение объекта и субъекта познания, выявляется связь чувственного и рационального, исследуются проблемы истины и другие гносеологические вопросы.

Два основных направления философии  Нового времени                                                                          1. Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний. Иделистический эмпиризм -представители Беркин, Юм . Эмпирический опыт, совокупность ощущений и представлений, величина мира равны величине опыта.Материалистический эмпиризм -представители Бекон, Гоббс - источник чувственного опыта существующий внешний мир.                                                                                                                   2. Рационализм (с лат. “разумный” ) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. Гносеология - философское учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, но общество может существовать, только изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества.

Особенностью  человеческого бытия является то, что для своего бытия, человек  вынужден целенаправленно изменять окружающий мир. Чтобы изменение  было рациональным, человечество выработало познание. Задача гносеологии - выяснение  природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение  целей и возможностей человеческого  познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности, анализирует структуру человеческого знания, его основные свойства.

Информация о работе Философия нового времени