Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:39, лекция
Сложность и неоднозначность современных социальных процессов ставит вопрос о новом уровне обществознания. В связи с этим в данном сборнике авторы, сохраняя всё рациональное, присущее формационному подходу к социально-философскому анализу общества, одновременно применяют и цивилизационный подход, что позволяет нетрадиционно осветить многие проблемы развития социума (место и роль техники в обществе, предназначение и функции государства, специфика различных форм общественного сознания и т.д.).
Предисловие……………………………………………………....…4
Природа социальной реальности и основные
стратегии её исследования в философии………………………………5
Социальная структура общества……………………………………7
Основные проблемы политической философии………………….10
Общество как развивающаяся система……………………………13
Предмет и структура философии истории………………………..16
Техника и её роль в истории цивилизации………………………..19
Философия культуры……………………………………………….22
СОДЕРЖАНИЕ
стратегии её исследования в философии………………………………5
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время социальная философия, круг проблем которой определяет решение сформулированных современной эпохой вечных философских вопросов, становится ведущей философской дисциплиной.
Социальная философия исследует то, что собой представляет человеческое общество в его целостности и полноте, какие этапы оно прошло в своём развитии, какие тенденции этого развития представляют интерес для настоящего и исторически обозримого будущего. Социальная философия изучает также и человека в качестве элемента общества.
Сложность и неоднозначность современных социальных процессов ставит вопрос о новом уровне обществознания. В связи с этим в данном сборнике авторы, сохраняя всё рациональное, присущее формационному подходу к социально-философскому анализу общества, одновременно применяют и цивилизационный подход, что позволяет нетрадиционно осветить многие проблемы развития социума (место и роль техники в обществе, предназначение и функции государства, специфика различных форм общественного сознания и т.д.).
Предлагаемый сборник включает следующие темы:
В процессе работы над сборником авторами была использована следующая литература:
Сборник заданий для самостоятельной работы по проблемам социальной философии разработан в соответствии с типовой учебной программой для высших учебных заведений, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 2008 г. (регистрационный № ТД – СГ. 010/ тип.).
Тема 1. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЕЁ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Основные понятия
Социальная философия, социальная реальность, социальное познание, общество, природа, деятельность, история, исторический процесс, социология, идеология, мировоззрение, гуманизм, материалистическое понимание истории, социологический идеализм, технократизм, общественно-экономическая формация, цивилизация, культура
Содержание темы
– социальная философия: сущность, основные понятия, проблемы и
функции;
– логика развития социальной философии;
– исследовательские программы в современной философии общества;
– синергетическая модель общества;
– место социальной философии в системе гуманитарного знания
Вопросы для самоконтроля
Практические задания
Темы рефератов
ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Основные понятия
Социология, социальная система, социальная структура, социальный контроль, социальная стратификация, социальная мобильность, социальная общность, класс, этнос, род, племя, народность, нация, семья, социальная группа, малая социальная группа, маргинализм
Содержание темы
– понятие социальной реальности;
– целостность и взаимосвязь социальной жизни;
– общество как система;
– основные черты общества как сложноорганизованной и
саморазвивающейся системы;
– социальное бытие;
– понятие и элементы социальной структуры общества;
– понятие социальной общности;
– историческое развитие социальных общностей;
– понятия социальной стратификации и социальной мобильности;
– основные проблемы социальной сферы белорусского общества
Вопросы для самоконтроля
Практические задания
1. Социальное развитие XX века отмечено развитием различного типа маргинальных групп. Относительно этих групп нет однозначных оценок учёных. По отношению к каким группам населения впервые было употреблено это понятие? Существуют ли в нашем обществе такие группы? Какова их роль в общественной жизни?
2. Известно, что учение о классах занимает важнейшее место в марксистской концепции общества. Какую роль, по К. Марксу, классы играют в общественной жизни? Вечно ли будет существовать классовая структура общества? А как Вы думаете?
3. Покажите связи сфер общественной жизни на примерах:
– социальной и экономической,
– социальной и политической,
– социальной и духовной.
4. Прочитайте отрывок из работы П. Сорокина (Сорокин, П. Человек.
Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М., 1992. – С. 302–307, 373–392). Раскройте сущность его теории социальной стратификации и социальной мобильности.
5. Каждый отдельный человек является членом нескольких социальных общностей. Как вы думаете, зависит ли от этого развитие индивидуальности человека? Приведите примеры влияния социальной общности (прогрессивной или реакционной) на человека.
6. В чём заключаются различия между классами и стратами? Приведите примеры классов и страт, существующих в нашем обществе.
С развитием какого общественного строя и почему связано развитие более высокой, нежели народность, исторической общности людей – нации? Что можно считать предпосылками консолидации народности в нации? Выделите основные объективные признаки нации. Является ли, на Ваш взгляд, национальное самосознание нациообразующим признаком?
7. Проанализируйте взаимосвязь демографических и экономических процессов и состояний. Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
– Зависит ли ускорение или замедление темпов экономического развития от такого показателя, как общая численность населения?
– Почему к числу наиболее активно воздействующих на экономику демографических факторов относят темпы роста народонаселения?
– Какое влияние на экономические процессы оказывает миграционная активность населения?
– Можно ли проследить воздействие экономических процессов на вышеупомянутые демографические показатели и процессы?
8. Прокомментируйте определение, которое даёт стратам П. Сорокин. Определяя страты через их совокупность, П. Сорокин писал: «Социальная стратификация – это дифференциация некоей данной совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Её основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества» (Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М., 1992. – С. 302). Приведите примеры страт, выделив их согласно критериям П. Сорокина, в каком-либо обществе.
9. Известно, что в ряде стран Востока существовало и существует деление общества на такие социальные группы, как касты. Что представляет собой каста? В чём заключаются различия между кастами и стратами, сословиями, классами?