Система внебюджетных фондов в РФ современное состояние, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Центральное место в данной курсовой работе занимает рассмотрение внебюджетных фондов, его сущности, назначении и видов. Также большое внимание уделено реформированию системы внебюджетных фондов России, в том числе и пенсионной системы РФ.

Содержание

Введение 3
1. Внебюджетные фонды как элемент государственных финансов.
1.1. Социально-экономическая сущность и назначение внебюджетных фондов.
4
1.2. Специальные фонды в финансовой системе зарубежных стран. 9
2. Система внебюджетных фондов в РФ современное состояние, перспективы развития.
2.1. Социальные внебюджетные фонды, характеристика, источники формирования.
17
2.2. Реформирование пенсионной системы РФ. 25
2.3. Основные направления реформирования системы внебюджетных фондов России. 29
Заключение 34
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

     Введение 

     Социальное  обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в  жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

     Социальное  обеспечение – это форма распределения  материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

     В Российской Федерации одним из звеньев  перераспределения  национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются Внебюджетные фонды Российской Федерации. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.

     Центральное место в данной курсовой работе занимает рассмотрение внебюджетных фондов, его сущности, назначении и видов. Также большое внимание уделено реформированию системы внебюджетных фондов России, в том числе и пенсионной системы РФ.

     При исследовании темы были использованы труды таких авторов как Ковалева В.В., Дробозина Л.А., Мысляева И.М., Нелюбова Н.Н. и другие, а также электронные ресурсы. 
 

      1. Внебюджетные фонды  как элемент государственных  финансов.

      1.1. Социально-экономическая  сущность и назначение  внебюджетных фондов. 

     Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

     Считается, что  внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.

     Наличие этих фондов, хотя и было необходимо, создавало определенные финансовые неудобства. В одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других – избыток. Кроме того, правительство могло использовать эти средства бесконтрольно. Поэтому по мере укрепления централизованного государства постепенно происходило объединение специальных фондов в едином государственном бюджете. Однако многие внебюджетные фонды сохранили сове значение и самостоятельность, и существовали наряду с бюджетом. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной массой и государственным долгом, системой социального страхования.

     Широкое распространение в большинстве стран специальные внебюджетные фонды государства получили после Второй мировой войны. Сегодня они являются полноправным элементом финансовой системы и одним из способов перераспределения финансовых ресурсов.

     Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:

    1. необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;
    2. необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;
    3. необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п.

      Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.

       Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

      Материальным источником внебюджетных фондов во всех странах является национальный доход, а преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. В этом смысле внебюджетные фонды являются финансовой категорией и частью системы государственных финансов. В то же время внебюджетные фонды обладают целым рядом особенностей. В частности, в России:

    • проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов предоставляются одновременно с проектом соответствующих бюджетов на очередной финансовый год;
    • бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
    • внебюджетные фонды имеют строго целевую направленность;
    • доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных отчислений, а также добровольных взносов физических и юридических лиц;
    • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
    • денежные ресурсы внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели;
    • расходование средств из внебюджетных фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (правление фонда).   

     Главными источниками формирования государственных внебюджетных фондов являются:

        • специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
        • средства из бюджета;
        • отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
        • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
        • займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.

     В России, начиная с 1992 года, действует более двух десятков внебюджетных фондов. Возникновение в России в 90-е года специальных внебюджетных фондов было явлением относительно новым. До этого внебюджетных фондов как таковых не было. В СССР вместо этого существовало два типа бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов. Он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне, поскольку бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета. За счет средств чрезвычайного бюджета погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные стихийными бедствиями  и т.п. Кроме того, за счет его средств покрывался дефицит обыкновенного бюджета.

     Целевые бюджетные фонды стали создаваться в России в период перехода страны на новые экономические отношения. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года впервые представил возможность органам власти образовывать бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

     В 90-е года внебюджетные фонды были созданы на разных уровнях управления – федеральном, уровне субъектов РФ и местном уровне. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды.

     Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые внебюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.

     В настоящее время в России существует три типа внебюджетных фондов:

     1) социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ);

      2) экономические внебюджетные фонды (Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью и др.);

      3) фонды межотраслевого и отраслевого назначения (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2.Специальные фонды в финансовой системе зарубежных стран. 

     В финансовой системе зарубежных стран  специальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в  них средств значителен. Во Франции  специальные фонды по размеру  приближаются к государственному бюджету  страны, в Японии из специальных фондов финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании — 1/3.

      К специальным фондам за рубежом относятся  различные автономные и присоединенные бюджеты, внебюджетные фонды, специальные сметы и счета. На них возлагаются, прежде всего, экономические и социальные функции. Используя средства фондов, государство может вмешиваться в процесс производства, предоставлять субсидии  и кредиты предприятиям, а также внешние займы, оказывать социальные услуги населению.  

      Специальные фонды, как правило, имеют целевой характер. Так, фонд социального страхования предназначен для выплат пенсий и пособий застрахованным, кредитные фонды — для предоставления ссуд предпринимателям или другим странам. Однако в некоторых фондах вид расходов не всегда точно определен. Например, в Великобритании существует фонд Главного казначея (министра финансов), создаваемый из остатков фондов министерств и ведомств с целью поддержки равновесия во всех фондах. В Японии имеется специальный счет, осуществляющий перераспределение налоговых поступлений. Часть налоговых доходов государственного бюджета концентрируется на этом счете и в зависимости от потребностей направляется в местные бюджеты. Такое перераспределение вызвано различиями в численности населения и уровнем развития экономики префектур.

      Классификация специальных фондов:

      1. По правовому положению специальные фонды делятся на государственные и местные. В государствах с федеративным устройством (США, Канада и др.) члены федерации также имеют право на создание специальных фондов. Государственные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства. Это наиболее важные фонды: инвестиционные, валютные, социального страхования и др. У местных органов власти имеется большое количество местных фондов, среди которых наиболее крупные заемные фонды. В Великобритании такие фонды действуют с конца XIX в. и используются для финансирования капитальных вложений.

      2. В зависимости от целей использования специальные фонды подразделяются на экономические, научно-исследовательские, кредитные, социальные, личного и имущественного страхования, военно-политические, межгосударственные.

      Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственной жизни, например, инвестиционные, конъюнктурные. Средства таких фондов направляются на финансирование частных компаний и малорентабельных государственных предприятий, особенно в период циклических кризисов. Помощь предоставляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов.

Информация о работе Система внебюджетных фондов в РФ современное состояние, перспективы развития