Оглавление
Введение
В реально сложившейся структуре экономического
потенциала и природных ресурсов, которыми
располагает Россия, строительный комплекс
играет стержневую роль в обеспечении
жизнедеятельности всех отраслей национальной
экономики и населения страны не только
путем удовлетворения потребностей в
строительстве, но и посредством формирования
существенной части внутренних и валютных
доходов государства, консолидации интересов
регионов, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Организации строительного комплекса
выступают в качестве важного фактора
социально-экономической стабильности
общества, экономической безопасности
страны как в условиях нормального функционирования
экономики, так и при возникновении чрезвычайных
обстоятельств. В современных конкурентно-рыночных
условиях хозяйствования особое значение
имеет формирование эффективной системы
управления финансами организаций строительного
профиля. В настоящее время проблемы рациональной
организации оборотных средств и повышения
эффективности их использования, остро
встают перед предприятиями строительного
комплекса, поскольку решение этих вопросов
является залогом обеспечения непрерывности
производственного процесса и одним из
слагаемых рентабельного производства.
Все это обусловливает необходимость
научного исследования финансового контроля
и управления финансами предприятий строительного
комплекса.
В большинстве исследований западных
авторов по экономике и управлению организациями
строительного комплекса содержится информация,
касающаяся как фундаментальных концепций
функционирования отрасли в целом, так
и специфических вопросов, затрагивающих
проблемы финансовых отношений внутри
отдельных организаций. Она содержится
в трудах таких авторов, как Б.Бухвапьд,
Я.Корнаи, Т.Кох, К.Кэмпбелл, К.Макконнелл,
Н.Мэнкью, Д.Синки, Л.Стенли Брю, Д.Уайтинг
и др. Исследование сущности управления
организациями строительного комплекса
осуществлялось в трудах отечественных
авторов Ю.Бушуевой, В. Дунаева, Д. Лукашева,
И. Майорова, П.Сергеева, А. Тутушкина и
других.
В ряде научных публикаций рассматривались
вопросы интегрирования в строительном
комплексе, создания новых организационных
форм корпораций. Принципы и формы организации
управления активами нефтегазовых организаций
исследовались в работах В. Бочарова, В.
Гутина, Н. Зайцева, А Карапетяна, О. Коробейникова,
П. Левчаева, И. Ульянова и ряда других
авторов. В отдельных научных трудах А.
Гуковой, В Ковалева, И. Мигуна, А. Мудрак
рассмотрены финансовые аспекты управления
активами предприятий строительного сектора.
В научных публикациях показывается сущность
управления организационно-экономической
деятельностью нефтегазовой отрасли и
ее институциональных единиц. В то же время
нет комплексного исследования путей
формирования эффективной системы контроля
и управления финансами нефтегазовых
организаций.
Цель дипломной работы заключается в
исследовании организации финансового
контроля и управления финансами строительного
предприятия.
Для достижения заданной цели были сформулированы
следующие задачи:
- изучить теоретические и методологические
основы организации внутреннего
финансового контроля строительного
предприятия;
- исследовать деятельность строительного
предприятия;
- рассмотреть особенности финансового
контроля строительного предприятия
ООО «Мой дом»;
- сформулировать направления совершенствования
финансового контроля исследуемого
предприятия.
При написании дипломной работы было
изучено законодательство Российской
Федерации, труды российских и зарубежных
авторов, монографии, научная и учебная
литература, реферативная и обзорная информация,
периодические издания, информация из
сети Интернет, материалы научно-практических
конференций.
Структура дипломной работы подчинена
целям и задачам исследования и включает
введение, три главы основного текста,
заключение, список литературы и приложения.
В дипломной работе использовались следующие
методы исследования: теоретический анализ
и синтез, обобщение и конкретизация положений
и выводов зарубежных и отечественных
ученых, эмпирических данных и результатов
научных исследований по бухгалтерскому
учету. анализу и аудиту, финансам и кредиту,
финансовому менеджменту; социально-экономический
анализ, комплексный экономический анализ,
балансовый метод, методы технико-экономических
расчетов, экономико-математические методы,
метод опроса, наблюдение, метод системного
анализа и комплексного подхода.
1. Теоритические вопросы (аспекты) внутреннего
финансового контроля
1.1
Понятие: сущность, задачи, цели
Финансовый контроль – это
процедура, направленная на соблюдение
законности и целесообразности формирования
и использования всех форм денежных фондов
с целью эффективного экономического
и социального развития государства и
его отдельно взятых регионов. Данный
вид контроля является гарантом обеспечения
законности деятельности государства
в финансовой сфере.
Основными задачами финансового
контроля принято считать следующие:
- проверку выполнения
соответствующих обязательств организациями
или гражданами как перед государством,
так и перед исполнительными органами
власти;
- проверку правильности
использования денежных ресурсов
государственными предприятиями
и организациями;
- проверку точности осуществления
расчетов и прочих осуществляемых
финансовых операций, а также
соблюдения правил хранения денег;
- выявление внутренних
производственных резервов;
- упреждение и устранение
нарушений финансовой дисциплины. 1
Финансовый контроль достаточно
эффективно укрепляет финансовую дисциплину
любой организации и предупреждает возникновение
всевозможных рисков, которые непосредственно
связаны с нарушением действующего законодательства.
Его роль в социально-экономических аспектах
государства выражается в определенной
процедуре его проведения. Это, во-первых,
должен быть достаточно жесткий контроль
государственными фискальными органами
над соблюдением финансового правопорядка
в организациях и учреждениях. Во-вторых,
вся деятельность государственных предприятий
должна быть экономически обоснована
и с помощью финансового контроля в полной
мере доказана эффективность и соответствие
существующим задачам государства.
Финансовый контроль должен
служить гарантом законности и целесообразности
осуществляемой финансовой деятельности
государственных предприятий, организаций
и являться одним из звеньев всей финансовой
системы. Данный вид контроля должен обеспечивать
своевременность, полноту и правильность
формирования доходов, а также точность
и обоснованность расходов. Для успешной
социально-экономической политики и слаженного
функционирования аппарата управления
государством финансовый контроль должен
быть эффективным и всеохватывающим.
Финансовый контроль в РФ представлен
в виде механизма, обеспечивающего законность
осуществления деятельности муниципальных
образований и других представителей
государственной власти. Основная роль
в контролирующем процессе Бюджетным
кодексом РФ отведена Счетной палате,
которая должна следить за внутренним
и внешним долгом государства, а также
исполнением федерального бюджета.
Финансовый контроль очень
важен для обеспечения надежного функционирования
всей этой системы и ее безопасности, реализации
осуществляемой со стороны государства
соответствующей политики. Цели и, соответственно,
задачи финансового контроля раскрывают
его содержание. Их основное назначение
– в своевременном получении всей требуемой
информации о ходе процессов управления
финансами на обоих уровнях (микро и макро),
а также о выявленных нарушениях. Благодаря
полученным данным становится возможным
принимать решения, необходимые для управления
этими процессами.
И реализуются они как раз в
выполняемых задачах ревизования капитала.
В основе организации и проведения финансовых
ревизий лежат определенные принципы
финансового контроля. К ним относят: законность
– имеющаяся правовая база, которая обеспечивает
проведение контроля; объективность –
отсутствие предвзятости и обоснованность
выводов; независимость – гарантирована
действующим законодательством; гласность
– общедоступность результатов контроля
при условии соблюдения норм и правил,
которые касаются государственной и коммерческих
тайн; ответственность – добросовестное
отношение и исполнение сотрудниками
контролирующих органов своих должностных
обязанностей; разграничение функций
и полномочий – предполагает отсутствие
дублирования в деятельности различных
контролирующих органов; системность
– означает единую правовую базу и периодичность
в проведении конкретных контрольных
финансовых мероприятий. 2
Формы и методы финансового
контроля отображают организацию проведения
проверочной работы вышестоящими органами
финансово-кредитной сферы по отношению
к своим структурным подразделениям. Так,
формы финансового контроля показывают
способы конкретизации определенных действий
контролирующих структур. Классификация
основных форм этого термина зависит от
времени непосредственного осуществления
контроля, а именно: предварительный контроль,
текущий и последующий контроль.
Предварительный контроль осуществляется
перед выполнением конкретного финансового
мероприятия. Зачастую проводится вышестоящей
финансово-кредитной организацией при
рассмотрении определенных финансовых
планов, расчетов и смет. Сюда также можно
отнести проведение анализа целесообразности
предоставления кредитов либо перечисления
средств из бюджетов всех уровней.
Текущий контроль (иногда в
литературе встречается под названием
«оперативный») должен проводиться при
самом процессе проведения операций по
поступлению и расходованию денежных
средств. Базируясь на данных бухгалтерского
учета, инвентаризации или визуального
наблюдения данный вид контроля предотвращает
совершение правонарушений в финансовой
сфере, а также регулирует возникновение
финансовых рисков. Последующий контроль
проводится в качестве дополнительной
проверки обоснованности и законности
операций с денежными средствами уже после
их фактического совершения. Данная форма
контроля проводится с помощью анализа
балансов и другой отчетности, а также
использует метод ревизий и проверок непосредственно
на месте в организациях и учреждениях.3
Методы финансового контроля
предполагают способы и приемы его осуществления,
среди которых основными являются:
- наблюдения. Это методы
финансового контроля, с помощью
которых осуществляется общее
ознакомление с текущей деятельностью
предприятия для дальнейшего
контроля его финансового состояния;
- проверки. Такие методы
финансового контроля касаются
непосредственно финансовой деятельности
и, в основном, должны проводиться
на месте, используя балансовые,
отчетные и другие расходные
документы для выявления определенных
нарушений в финансовой дисциплине
с указанием путей устранения
последствий их возникновения;
- обследования. Это методы
по изучению отдельных сторон
финансовой деятельности. Они базируются
на большем круге показателей,
чем и отличаются от проверки;
- анализ. Он должен быть
проведен на базе отчетности
за любой период и направлен
на выявление «слабых мест»
в финансовой дисциплине;
- ревизия. Можно сказать,
что это главный метод финансового
контроля, который осуществляется
для установления на конкретном
объекте законности и правомочности
финансовой дисциплины. Ревизия
может быть обязательной и
регулярной. В основу данного
метода положена проверка первичной
документации, статистической и
бухгалтерской отчетности, учетных
регистров и фактического наличия
денег в кассе. Ревизия как
метод финансового контроля подразумевает
проверку только финансовой деятельности
субъекта, но никак не методов его управления
или организации. 4
Методы государственного финансового
контроля ничем не отличаются от перечисленных
выше. Однако основное отличие их - это
орган государственной службы, осуществляющий
ревизию, проверку, обследование или анализ.
Так, государственные органы в финансовой
сфере с позиции их структуры включают
в себя полномочные органы контроля финансовой
сферы, федеральные органы финансового
контроля, а также подразделения федеральных
органов, относящиеся к исполнительной
власти с конкретными контрольными полномочиями.
Данные организации наделены определенными
функциями в соответствии с действующим
законодательством.
Виды финансового контроля
определяются различными параметрами.
Контролирующие и контролируемые организации
связывает два их вида: внешний, который
осуществляют государственные, общественные
и аудиторские контрольные организации
или фирмы; внутренний, то есть контроль
вышестоящих органов за нижестоящими,
внутрислужебная функция, за счет которой
обеспечивается надлежащее функционирование
организации.
По области финансовой деятельности
различают нижеследующие виды финансового
контроля:
- налоговый – эта система контролирует
соблюдение законодательства, правильность
исчисления налогов, а также иных видов
обязательных платежей, полноту и своевременность
их уплаты;
- бюджетный – это тематические
проверки и комплексные ревизии, которые
проводят, чтобы проконтролировать поступления
бюджетных средств, а также средств из
внебюджетных государственных фондов
и их целевое использование;
- банковский – осуществляет
контроль над степенью эффективности
использования выданных банковских ссуд,
его конечной целью является всестороннее
укрепление и поддержка платежной дисциплины;
- валютный – направлен на определение
соответствия действующему законодательству
проводимых операций и наличия требуемых
для этого лицензий и разрешений;
- и другие.
И, наконец, есть виды финансового
контроля по времени осуществления: предварительный
– выполняют его до совершения каких-либо
операций, связанных с денежными фондами,
он помогает предотвратить нарушения
финансовой дисциплины; оперативный или
текущий – выполняют при осуществлении
денежных операций; последующий – выполняют
после осуществления денежных операций,
в этом случае определяется степень финансовой
дисциплины, возможные нарушения и адекватные
меры их устранения.5
Внутренний финансовый контроль
является одним из важных звеньев современного
механизма финансового менеджмента и
ему по праву отводится важная роль во
всём финансовом планировании в целом.
Внутренний финансовый контроль
как таковой, это запущенный процесс проверки
непосредственного исполнения и своевременного
обеспечения выполнения всех необходимых
управленческих решений в сфере финансовой
деятельности, запущен этот процесс непосредственно
самим предприятием, для реализации всей
финансовой стратегии и при необходимости
предупреждения кризисных ситуаций, которые
могут привести предприятие к банкротству.