Финансовый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой является финансовый контроль. В настоящее время сфера финансово-контрольной деятельности государства претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной Республике Беларусь, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка. Наряду с государственным и ведомственным контролем появилась новая организационная форма финансового контроля – аудит.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………......……..7
1.1 Становление и развитие финансового контроля в РБ………………………7
1.2 Понятие и сущность финансового контроля………………………………26
1.3 Функции и значение финансового контроля……………………………...37
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ……………..…..44
2.1 Органы государственного финансового контроля……………………….44
2.2 Аудиторский контроль……………………………………………………...63
ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ………………………………………...……………….77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………...……..93

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом - Финансовый контроль исправленный.doc

— 462.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

                  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………......……..7

1.1 Становление и развитие финансового контроля в РБ………………………7

1.2 Понятие и сущность финансового контроля………………………………26

1.3 Функции и значение финансового контроля……………………………...37

ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ……………..…..44

2.1 Органы государственного финансового контроля……………………….44

2.2 Аудиторский контроль……………………………………………………...63

ГЛАВА 3 МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО

                  КОНТРОЛЯ………………………………………...……………….77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….90

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………...……..93

ПУБЛИКАЦИИ  АВТОРА…………………….……………………………..106

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Экономический  контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей, ибо,  контролируя средства, нельзя не контролировать и цели».

Фридрих Август фон Хайек

 

Современный этап развития Республики Беларусь характеризуется  тенденциями укрепления государственной  власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере.

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой является финансовый контроль. В настоящее время сфера финансово-контрольной деятельности государства претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной Республике Беларусь, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка. Наряду с государственным и ведомственным контролем появилась новая организационная форма финансового контроля – аудит.

Задача создания эффективной, работоспособной и  действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством. Более чем десятилетняя практика белорусского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства.  Последнее десятилетие XX века стало для нашей страны временем смены производственных отношений, политических и экономических основ белорусской государственности. Возникла необходимость слома прежних принципов хозяйствования, скорейшего создания новой эффективной экономической системы и построения на ее основе процветающего гражданского общества. Это оказалось настолько сложным, что до сих пор не выработан единый подход к реализации экономической стратегии. Бесспорно одно – успешное движение Республики Беларусь по пути прогресса невозможно без наведения должного порядка во всех жизненно важных сферах, и, прежде всего, в финансово-экономической сфере.

Для Республики Беларусь в высшей степени актуальна организация эффективной всеобъемлющей системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.

Любая отрасль  деятельности государства основывается на определенной системе законодательных  и нормативных документов и от того, насколько данная система является качественной и полной во многом зависит эффективность деятельности данной отрасли.  Не является исключением и сфера нормативно-правового регулирования финансово-контрольной деятельности в Республике Беларусь, нуждающаяся в настоящее время в значительных преобразованиях и систематизации. Все выше изложенное свидетельствует об актуальности тематики дипломной работы. 

Главной целью, которая поставлена перед дипломной работой, является комплексный анализ теоретических взглядов на институт финансового контроля и его виды; правовых и организационных проблем в сфере практической реализации финансово-контрольной деятельности государства; выработка предложений и рекомендаций по ее совершенствованию.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • показать историческое развитие теоретико-правовых взглядов и законодательства, регулирующего порядок осуществления финансового контроля;
  • определить понятие и сущность финансового контроля, его цели, задачи, функции и виды;
  • проанализировать правовой статус государственных органов, осуществляющих контрольную деятельность в Республике Беларусь, механизм осуществления ими властных полномочий в процессе контрольно-ревизионной деятельности;
  • сформулировать выводы и предложения по результатам исследования.

Объектом исследования является механизм осуществления контроля за финансово-экономической сферой жизни общества и государства.

Предметом исследования являются историческое и современное состояние теоретических, правовых и организационных проблем в сфере реализации финансово-контрольной деятельности в Республике Беларусь.

Методологическую  основу исследования, его теоретическую базу составляют общенаучные и частные методы познания:

  • диалектический, логический, исторический, системно-структурный, социологический, сравнительно-правовой;
  • принципы, законы и категории диалектики;
  • труды ученых – Воронова Д.М., Городецкого А., Есина С.О., Круглова В.А., Хмельницкого В.А., Вишневского А.А, Воробей Г.А., Абрамчик Л.Я., Пилипенко А.А и др.

Нормативную базу работы составили ранее действовавшее и современное законодательство Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь, а также подзаконные нормативные акты.

Структурно дипломная  работа состоит из введения,  трех глав и заключения. Полный объем работы составляет 135 страниц. Список использованных источников представлен 119 наименованиями.

 

ГЛАВА 1.

СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

1.1.Становление  и развитие финансового контроля  в РБ

 

История развития органов финансового контроля Беларуси берет свое начало с 1429 г.  – с момента введения в Великом княжестве Литовском (далее - ВКЛ) должности подскарбия, который являлся руководителем государственного монетного двора, контролировал государственный финансы и выпускал в обращение монеты.

С принятием  Статута ВКЛ 1529 г. [83, с.184] все финансово-хозяйственные вопросы и государственная казна были переданы в ведение земского подскарбия. Он ведал доходами и расходами государственной казны, сдачей в аренду государственного имущества, осуществлял общее управление всем государственным имуществом.

При создании Речи Посполитой была введена должность великого подскарбия литовского. До 1717 г.  подскарбий литовский осуществлял контроль за сбором налогов и податей, поступающих на финансирование вооруженных сил государства, занимался вопросами выдачи военнослужащим жалованья. Единоличное распоряжение государственной казной и имуществом, составляющим государственную собственность, характерное для ВКЛ, в Речи Посполитой было упразднено путем введения института так называемого «общественного финансового контроля» со стороны делегатов, избираемых сеймами для участия в решении вопросов распределения государственных ценностей и доходов.

Данный способ осуществления финансового контроля просуществовал до трех разделов Речи Посполитой, в результате которых многонациональное славянское государство прекратило свое существование, а территория Беларуси в конце XVIII в. вошла в состав Российской империи. В связи с этим все преобразования и изменения в системе государственного финансового контроля в России можно отождествлять с изменениями в Беларуси.

После присоединения Беларуси к России, имперское правительство начало проводить политику, направленную на нивелировку местных особенностей, имевшую конечной целью сближение и слияние с собственно русскими регионами. На присоединенные земли было распространено деление на губернии и уезды. Генерал - губернаторы фактически обладали неограниченными полномочиями во всех сферах государственной жизни и, в первую очередь, в сфере обращения финансов края. Власть генерал-губернаторов опиралась на мощный административный, военно-политический аппарат. Но царское правительство было вынуждено пойти на определенные уступки местному дворянству – шляхте, восстановив в 1796 г. действие Статута 1588 г. [83, с.242], некоторые прежние названия (поветы вместо уездов), должности (поветовый маршал, подкоморий и др.) и судебные органы, внеся лишь незначительные изменения. Это было обусловлено тем, что царские власти не решались проигнорировать коренные отличия государственно-правового положения населения белорусских земель. Белорусская шляхта имела возможность занимать различные административные должности, но ведущую роль в управлении краем, в том числе в сфере контрольно-финансовой деятельности, занимали ставленники имперского центра.

В начале XIX в. огромный вклад в развитие государственного контроля был внесен видным государственным деятелем М.М. Сперанским. В 1810 г. в своей работе «План финансов» [85] он изложил свои взгляды на задачи и организацию государственного финансового контроля, где предлагал поднять смету до уровня закона (в настоящее время – это закон о бюджете на очередной финансовый год). Им подчеркивалась необходимость объединения всех источников государственных доходов и всех расходов в одном управлении. Целью же вышеуказанного управления Сперанский считал обнаружение перед правительством различных злоупотреблений в сфере доходов и в употреблении их в расход [85]. Полный эффект от этой меры можно было достигнуть, согласно плану Сперанского, только распространив ревизионную деятельность на весь государственный аппарат и на всех должностных лиц, включая министров.

28 января 1811 г. Манифестом Александра I [53] образовалось Главное управление ревизии государственных счетов (ГУРГС), которым руководил государственный контролер. Задачи этого управления определялись следующим образом:

  1. установить, то ли самое количество сумм и капиталов по каждой части поступило в приход и употреблено в расход;
  2. при употреблении в расход сумм соблюдены ли установленные правила и польза казенная;
  3. верны ли сами счета;
  4. не остаются где-либо суммы без движения и без причисления их в состав государственного казначейства;
  5. по рассмотрении таким образом счетов тем местам и лицам, которые будут исправными, выдавать расчетные свидетельства (квитанции);
  6. для общих сообщений правительства из ревизий счетов составляются сличительные расчеты или балансы, по которым можно было бы усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных предприятиях (операциях) или убытки, ею понесенные, даже если само производство их и счета найдены были в порядке [53]. 

ГУРГС состояло из двух департаментов: ревизии гражданских счетов по гражданской части и ревизии государственных счетов по военной части.

Появление контрольного органа, хотя и не вполне еще независимого, чиновники различных ведомств встретили враждебно. Следует отметить, что им удалось на долгое время фактически парализовать работу ГУРГС. Во-первых, ни одно ведомство не передало свои счетные отделения под тем предлогом, что занятые в этих отделениях люди выполняют помимо счетных и другие текущие обязанности. Следовательно, контроль оставался почти без наличного состава работников. Во-вторых, работающие в управлениях люди имели оклады, заметно уступающие в сравнении с другими центральными государственными учреждениями. В-третьих, неблагоприятно влиял на состав контрольного ведомства сам характер работы, трудной, утомительной и психологически весьма напряженной, так как вызывал неприязнь подвергавшейся очередной ревизии. В-четвертых, ГУРГС столкнулось с фактами отказа в предоставлении большого количества документов.

В 1835 г. вводится в действие Свод законов Российской империи [96]. В связи с этим в 1836 г. было утверждено новое положение о Государственном контроле, в соответствии с которым Главное управление ревизии государственных счетов было переименовано в Главное управление государственного контроля (ГУГК). Госконтроль должен был наблюдать за правильностью движения казенных и общественных капиталов (за исключением тех, которые были освобождены от подотчетности ему существовавшими тогда законами и особыми высочайшими повелениями) посредством ревизий генеральных отчетов, перепроверки книг и частных счетов, составления «особых соображений», из которых можно было определить прибыль, приобретенную казной,  или убытки, ею понесенные [30, с. 100]. ГУГК состояло из Совета государственного контроля, канцелярии, трех департаментов: гражданских отчетов, военных отчетов, морских отчетов. Совет ГУГК состоял под председательством государственного контролера из 4 лиц, назначенных императором и 3-х генерал-контролеров, руководивших департаментами. 

Дела в Совете ГУГК решались большинством голосов, при их равенстве перевес имел голос председателя. Государственный контролер,  будучи несогласным с решением большинства Совета, мог перенести то или иной вопрос на обсуждение в Государственный совет, Комитет министров или Правительствующий Сенат.

Таким образом, новый законодательный акт создал более четкую юридическую базу для деятельности государственного финансового контроля, для борьбы с различными злоупотреблениями. Но в своей основе сохранил половинчатость, носил следы компромиссов с многочисленной бюрократией [30, с. 101].

Информация о работе Финансовый контроль в Республике Беларусь