1.
Анализ текущей ситуации
по формированию системы оплаты труда
работников государственных (муниципальных)
учреждений
В настоящее время в Российской
Федерации в учреждениях социальной
сферы работает свыше 14,4 млн.
человек, из них большая часть
в сфере образования (5,2 млн.
человек), а также в сферах здравоохранения
и предоставления социальных
услуг (3,9 млн. человек).
Система
оплаты труда работников федеральных
государственных учреждений установлена
в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации
от 5 августа 2008 года N 583. Эта система
и системы оплаты труда, введенные с учетом
норм, установленных этим постановлением,
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления соответственно в государственных
учреждениях субъектов Российской Федерации
и муниципальных учреждениях, позволили
реализовать более гибкие подходы к регулированию
оплаты труда в зависимости от квалификации
работников и сложности труда, существенно
расширить самостоятельность учреждений
в решении вопросов оплаты труда работников
с одновременным повышением ответственности
руководителей учреждения, повысить роль
стимулирующих выплат, которые в настоящее
время составляют в федеральных государственных
учреждениях до половины от заработной
платы в целом, в государственных учреждениях
субъектов Российской Федерации и муниципальных
учреждениях - до 40 процентов.
Введение
новых систем оплаты труда
позитивно повлияло на динамику
заработной платы работников
государственных (муниципальных)
учреждений. Практически при неизменной
численности работников учреждений
социальной сферы в 2007-2011 годах
среднемесячная начисленная заработная
плата в учреждениях образования
выросла в 1,8 раза, в учреждениях
здравоохранения и социального
обслуживания - в 1,75 раза. Динамика
численности и заработной платы
работников сферы образования,
здравоохранения и предоставления
социальных услуг в 2007-2011 годах
приведена в приложении N 1.
В 2011 году средняя заработная
плата работников федеральных
государственных учреждений и
государственных учреждений субъектов
Российской Федерации в сфере
образования составила 22 тыс.
рублей, муниципальных учреждений -
12,2 тыс. рублей. В сфере здравоохранения
и предоставления социальных
услуг средняя заработная плата
работников федеральных государственных
учреждений составила 22,5 тыс.
рублей, государственных учреждений
субъектов Российской Федерации
- 18,8 тыс. рублей, муниципальных учреждений
- 14,7 тыс. рублей.
При этом
отмечается высокая межрегиональная
дифференциация в оплате труда
работников учреждений.
По данным
Федеральной службы государственной
статистики за январь - июль 2012 года,
соотношение средней заработной
платы работников отраслей социальной
сферы и средней заработной
платы по субъектам Российской
Федерации отличается в 1,5-2,8 раза.
Так, например, в образовании это
соотношение составляет от 57 процентов
в Магаданской области до 88 процентов
в г.Москве, в здравоохранении и предоставлении
социальных услуг - от 53 процентов в Чеченской
Республике до 97 процентов в г. Москве,
в сфере организации отдыха и развлечений,
культуры и спорта - от 47 процентов в Амурской
области до 132 процентов в Республике Дагестан.
Практика
применения новых условий оплаты
труда показала, что в полной
мере решить задачу стимулирования
работников с учетом результатов
их труда удалось не для
всех учреждений.
Во многих
случаях показатели и критерии
эффективности деятельности работников
учреждений недостаточно проработаны,
а их применение носит формальный
характер. В системах оплаты труда
работников учреждений во многих
случаях сохранились ранее применявшиеся
выплаты стимулирующего характера,
имеющие низкую эффективность
в современных условиях (например,
добросовестное выполнение обязанностей,
интенсивность труда, качество
труда и др. без указания конкретных
измеримых параметров).
В ряде учреждений стимулирующие
выплаты применяются в качестве
гарантированной части заработка,
которая не увязана с результатами
труда. Основной причиной этого
является низкий размер тарифной
части заработной платы, а также
низкая конкурентоспособность учреждений
на региональных рынках труда.
В результате учреждение вынуждено
премировать персонал вне зависимости
от результатов труда в связи
с необходимостью удержания имеющихся
работников.
Введение
новых систем оплаты труда
привело к значительным, не всегда
обоснованным различиям в оценке
сложности и результатов труда,
увеличению дифференциации между
заработной платой руководителя
и работников учреждения. Так,
среднемесячная заработная плата
отдельных руководителей федеральных
государственных учреждений существенно
(более чем в 10 раз) превышает
заработную плату работников
основного персонала этих учреждений.
Анализ внедрения
новых систем оплаты труда
свидетельствует о необходимости
дальнейшего совершенствования
системы оплаты труда с целью:
сокращения
разрыва между средним уровнем
оплаты труда работников учреждений
и средним уровнем заработной
платы по субъекту Российской
Федерации;
устранения необоснованной дифференциации
в уровне оплаты труда руководителей
и работников учреждений;
совершенствования
системы критериев и показателей
эффективности деятельности учреждений
и работников, установления указанных
критериев и показателей в
учреждениях, где они в настоящее
время отсутствуют;
отмены стимулирующих выплат, устанавливаемых
без учета показателей эффективности
деятельности учреждений и работников;
определения оптимального соотношения
гарантированной части заработной
платы и стимулирующих надбавок.
С 2011 года
в соответствии с Федеральным
законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием
правового положения государственных
(муниципальных) учреждений" изменились
подходы к финансовому обеспечению
деятельности учреждений.
Финансовое
обеспечение оказания учреждениями
государственных (муниципальных)
услуг осуществляется путем предоставления
субсидий автономным и бюджетным
учреждениям на выполнение государственного
(муниципального) задания из соответствующего
бюджета бюджетной системы Российской
Федерации, а для казенных учреждений
- путем доведения бюджетных ассигнований
в соответствии с бюджетной
сметой. Размер субсидии рассчитывается
на основании затрат на выполнение
работ и нормативных затрат
на оказание бюджетными и автономными
учреждениями государственных (муниципальных)
услуг, определяемых в том числе
с учетом затрат на оплату
труда работников этих учреждений.
На оплату труда работников
учреждений (с учетом результатов
их труда) могут также направляться
средства, полученные от приносящей
доход деятельности, а также средства,
полученные в качестве оплаты
услуг в рамках государственного
социального страхования. Источником
финансового обеспечения оплаты труда
работников казенных учреждений являются
исключительно бюджетные ассигнования
соответствующих бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации.
В этой связи системы оплаты
труда должны быть адаптированы
к новым условиям деятельности
учреждений, настроены на решение
задач развития соответствующих
отраслей, повышения качества оказываемых
услуг и обеспечения соответствия
уровня оплаты труда работников результатам
их труда.
Цели и задачи Программы
Программа предусматривает комплекс
организационных, методических и
контрольных мероприятий, направленных
на сохранение кадрового потенциала,
повышение престижности и привлекательности
работы в учреждениях, обеспечение
соответствия оплаты труда работников
качеству оказания ими государственных
(муниципальных) услуг (выполнения
работ).
Достижение целей Программы требует
решения следующих основных задач:
совершенствование системы оплаты
труда работников учреждений, ориентированной
на достижение конкретных показателей
качества и количества оказываемых
государственных (муниципальных)
услуг (выполнения работ);
создание прозрачного механизма
оплаты труда руководителей учреждений;
развитие кадрового потенциала
работников учреждений;
создание организационных
и правовых условий для достижения целевых
показателей уровня средней заработной
платы отдельных категорий работников,
определенных Указом Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях
по реализации государственной социальной
политики" (далее - Указ Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 года N 597) и Указом
Президента Российской Федерации от 1
июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
(далее - Указ Президента Российской Федерации
от 1 июня 2012 года N 761).
Системы оплаты труда работников
учреждений должны обеспечивать:
дифференциацию оплаты труда
работников, выполняющих работы
различной сложности;
установление оплаты труда в
зависимости от качества оказываемых
государственных (муниципальных)
услуг (выполняемых работ) и
эффективности деятельности работников
по заданным критериям и показателям.
Системы оплаты труда работников
учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных
учреждениях - коллективными договорами,
соглашениями, локальными нормативными
актами в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными
правовыми актами Российской
Федерации;
в государственных
учреждениях субъектов Российской
Федерации - коллективными договорами,
соглашениями, локальными нормативными
актами в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными
правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях
- коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами
в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными
правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации
и нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления.
2.
Образование представляет
одну из важнейших отраслей непро¬изводственной
сферы. Право на получение образования
соглас¬но Закону «Об образовании» является
одним из основных и не¬отъемлемых прав
граждан Российской Федерации. Большое
зна¬чение придается повышению качества
подготовки кадров, под¬готовке специалистов
по новым направлениям науки и техники,
постоянному совершенствованию учебного
процесса.
На содержание учреждений
образования в последние годы
выделяется примерно 12% общих расходов
консолидированного бюджета, из федерального
бюджета — около 4% его расходов
и около 20% расходов бюджетов субъектов
Федерации, т. е. основ¬ная доля расходов
приходится на территориальные бюджета.
В общей сумме расходов на образование
затраты на детские до¬школьные учреждения
составляют примерно 15%, на общее среднее
образование — 41%, школы-интернаты — 8%,
среднее специальное образование — 10,5%,
на высшее образование — 11,5%.
Финансирование учреждений
образования осуществляется на основе
государственных и местных нормативов
финансирования в расчете на одного
обучающегося, воспитанника по каждому
ти¬пу и виду образовательного учреждения.
Как уже отмечалось, расходы
на общеобразовательные шко¬лы являются
основными в общих расходах на образование.
Расходы на общеобразовательные
школы включают затраты:
на текущее содержание;
приобретение оборудования
и инвентаря;
капитальный ремонт;
строительство новых зданий.
Расходы на текущее содержание
— это заработная плата педагоги¬ческого,
учебно-вспомогательного и административно-обслуживаю¬щего
персонала, учебные, канцелярские и хозяйственные
расходы, расходы на командировки, служебные
разъезды и др.