МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
(МАМИ) /УНИВЕРСИТЕТ МАШИНОСТРОЕНИЯ/
Курсовая по
финансам на тему:
«Государственное финансовое
планирование»
Выполнила:
Цвиркун Мария
Павловна
Проверил:
Банк
Оглавление
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ФИНАНСАМИ
1.1 Место финансового планирования в управлении государством
1.2 Планирование как элемент системы управления финансами
1.3 Финансовая политика - основа планирования
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1 Виды и назначение государственных планов
2.2 Бюджет как центральное звено государственных планов
ГЛАВА 3. СРЕДНЕСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Экономические и законодательные основы перехода на среднесрочное планирование
3.2 Преимущества и проблемы «трехлетки»
ВВЕДЕНИЕ
Любая социальная система -
общество в целом, организация, трудовой
коллектив - всегда ставит перед собой
задачу дальнейшего самосовершенствования,
что требует научно обоснованной постановки
целей и разработки механизмов их достижения.
Постановка целей и их реализация требуют
организованной деятельности, а последняя
- ее планирования. В то же время механизмы
реализации планов, формы и методы планирования
могут сами оказывать влияние на характер
производственных отношений.
В последние два десятилетия
экономика России пережила три диаметрально
противоположных подхода к проблеме планирования.
Вплоть до конца 80-х гг. ХХ века планирование
считалось основой организации социально-экономической
жизни, главным рычагом государственной
экономической политики и имело в значительной
мере директивный характер. Конец 80-х -
начало 90-х годов ознаменовалось разрушением
сложившейся системы хозяйствования с
повсеместным отказом от использования
плановых методов организации производственно-хозяйственной
деятельности, что во многом стало одной
из причин глубоких кризисных явлений
в экономике страны. Вопросам планирования
уделялось крайне мало внимания.
В конце 90-х годов как в бизнес-среду,
так и на самый высший уровень государственного
управления проникает устойчивое понимание
целесообразности и необходимости планирования.
Однако, внедрение в практику технологий
планирования развитой экономики, не адаптированных
к условиям России, часто оказывается
неэффективным и затратным мероприятием.
Многие аспекты планирования в условиях
рынка оказались неразработанными. Планирование
зачастую неоправданно ассоциируется
лишь с ранее существовавшей системой,
недостаточно определено и его место в
рыночной экономике.
В условиях рынка планирование
государственных финансов приобретает
особое значение. Финансовая составляющая
деятельности государства и общества
в целом является в последнее время одной
из наиболее характерных черт экономической
жизни развитых капиталистических стран.
Возрастающую роль финансов государства
следует рассматривать как тенденцию,
действующую во всем мире.
Процессом достижения некоторой
конкретной цели необходимо управлять,
потому что результат и, соответственно,
успех не может прийти самопроизвольно.
Управление государством - это особый
вид деятельности, включающий контроль
над выполнением работ и коррекцию плана
путем применения современных инструментов
менеджмента. Т.е. система управления состоит
из следующих взаимосвязанных функций:
планирования, учета, анализа и принятия
управленческих решений. Процесс управления
зависит, с одной стороны, от вида и числа
проблем, которые должны быть решены, с
другой стороны, от вида и числа участвующих
в нём людей и их межличностных информационных
и социальных связей. Эффективность процесса
управления определяется достижением
взаимодействия в ходе решения проблем
между государством и обществом. Планирование
будущей деятельности помогает снизить
количество возникающих в процессе жизнедеятельности
общества проблем.
Особую актуальность вопросы
планирования государственных финансов
имеют для Российской Федерации, у которой
относительно небольшой опыт разработки,
реализации и контроля государственных
планов в условиях рыночной экономики.
Если в начале-середине 1990-х годов в РФ
наблюдался острый бюджетный дефицит,
огромный внешний и внутренний долг, отсутствовала
четкая и последовательная финансовая
политика, то в начале 21 века ситуация
во многом изменилась на противоположную:
наблюдается устойчивый экономический
рост и бюджетный профицит, принята процедура
трехлетнего бюджетного планирования,
принята пенсионная реформа и реформа
медицинского страхования, политическая
система приобрела стабильность. Как следствие,
во многом претерпели существенные изменения
приоритеты и методы планирования бюджета,
внебюджетных фондов и прогнозирование
экономики.
Цель курсовой работы: определение роли и места государственного
планирования в социально-экономической
системе, а также оценка эффективности
перехода планирования на среднесрочный
период.
Задачи:
1) выявление места финансового
планирования в управлении государством;
2) оценка значения планирования
как метода управления;
3) рассмотрение методологических
основ финансовой политики;
4) анализ типов применяемых
в РФ государственных планов;
5) определение роли государственного
бюджета и бюджетного процесса;
6) выявление предпосылок
перехода государственных планов
на трехлетний период;
7) оценка преимуществ, недостатков
и проблем среднесрочного планирования.
Объект исследования - система
государственных финансов РФ. Предмет
- процесс и методы планирования государственных
финансов.
Эмпирической и методологической
базой послужили труды отечественных
авторов, материалы периодической печати,
официальная информация государственных
органов власти.
Работа состоит из введения,
трех глав, включающих 8 параграфов, заключения,
библиографического списка. В работе 3
таблицы и 2 рисунка.
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ФИНАНСАМИ
1.1 Место финансового планирования
в управлении государством
Планирование можно определить как систематическую
подготовку решений, связанных с определением
будущих событий. Планирование означает
в этом смысле систематическую подготовку
к формированию будущего социальной системы
.
Планирование - это форма деятельности,
содержанием которой является разработка,
утверждение, доведение планов до исполнителей
и контроль за их выполнением. Конкретным
результатом планирования является план.
План - это документ, в котором отражены
наиболее существенные характеристики
объекта.
Процесс планирования проходит
4 этапа:
1. разработка общих целей;
2. определение конкретных
целей на заданный период;
3. определение путей и
средств их достижения;
4. контроль за достижением
поставленных целей путем сопоставления
плановых показателей с фактическими
и необходимая корректировка.
Планирование - это непрерывный
итерационный процесс, техническую основу
которого составляют современные программные
продукты. Благодаря реализации планирования
уточняется видение государственной власти
в лице законодательных и исполнительных
органов о положении экономики страны
относительно желаемого будущего экономического
и финансового ее состояния.
Объектом финансового планирования
является финансовая деятельность субъектов
хозяйствования и государства, а итоговым
результатом - составление финансовых
планов. В каждом плане определяются доходы
и расходы на определенный период, связи
со звеньями финансовой и кредитной систем.
Финансовое планирование тесно
связано и опирается на прогнозы социально-экономического
развития страны, подчиняется общей стратегии
и траектории развития страны и мировой
экономики. Финансовые планы будут нереальны,
если недостижимы поставленные социально-экономические
цели, финансовые планы могут быть неприемлемы,
если условия достижимости целевых финансовых
показателей невыгодны для общества в
долгосрочном периоде.
Главный смысл планирования
состоит в повышении эффективности экономики
посредством:
- целевой ориентации и координации
всех существенных событий в стране;
- выявления рисков и снижения
их уровня;
- разукрупнения и тем самым
упрощения процессов;
- повышения гибкости, быстрой
адаптации к изменениям.
Планирование обусловлено анализом
и прогнозом, результаты которых содержат
соответствующие сравнения предполагаемых
воздействий значимых для будущего альтернатив.
В стремлении к выявлению лучших альтернатив,
целей и способов их достижения проявляется
функция оптимизации.
В ходе планирования любая социальная
система всесторонне оценивает состояние
своих финансов, выявляет возможности
увеличения финансовых ресурсов, направления
их наиболее эффективного использования.
Управленческие решения в процессе планирования
принимаются на основе анализа финансовой
информации, которая в связи с этим должна
быть достаточно полной и достоверной.
Все подсистемы финансового
планирования государства находятся во
взаимосвязи и осуществляются в определенной
последовательности. Исходный этап планирования
- прогнозирование основных социально-экономических
параметров, осуществляемое в процессе
перспективного планирования, которое
определяет задачи и параметры текущих
планов (краткосрочных и среднесрочных).
Таким образом, финансовое планирование - неотъемлемый
элемент управления любой социальной
системой, в том числе государством в целом,
важнейший фактор повышения эффективности
использования материальных, трудовых
и финансовых ресурсов. Планирование позволяет
целенаправленно решать целый ряд задач
экономики, определять необходимые действия,
которые должны быть предприняты для достижения
стратегических и текущих целей страны.
1.2 Планирование как элемент
системы управления финансами
Управление финансами
удобно представить в виде определенной
системы взаимосвязанных элементов.
Цель - конечный результат, желаемое
состояние финансовой системы в целом
или ее отдельного элемента. Различают
два класса целей: неоперационные и операционные.
Неоперационная
цель не имеет конкретных количественных
измерителей и конечного состояния - ее
нельзя достичь и поставить другую, такая
цель перманентна, она служит скорее в
качестве принципа принятия управленческих
решений. К этому классу целей относят
обеспечение:
- независимости - наличие
внутренних источников роста, способность
финансовой системы сохранять
устойчивость даже при неблагоприятных
условиях внешней среды (падение
или рост мировых цен, экономический
спад, рост расходов и т.п.);
- сбалансированности - установление
рационального соотношения между
доходами и расходами государственного
бюджета и внебюджетных фондов,
между источниками инвестиций
и потребностями в инвестиционных
ресурсах, между совокупным спросом
и совокупным предложением и
т.д.;
- пропорциональности - оптимальное
соотношение между ресурсами
государства и ресурсами субъектов
экономики и населения (оптимальная
налоговая нагрузка, структура расходов
бюджета, размер государственных
заимствований и т.д.).
В конкретных условиях ставятся
и достигаются операционные цели:
- устранение дефицита
государственного бюджета;
- обеспечение экономические
роста на определенном уровне;
- рост доходов населения;
- рост средней заработной
платы в бюджетной сфере до
размеров средней зарплаты по
стране;
- рост объемов жилищного
строительства до уровня 1 кв.м. на
жителя страны в год и др.
Объект управления - финансовая система как совокупность
отдельных взаимосвязанных звеньев, а
также финансовые отношения по поводу
формирования и использования целевых
фондов.
Субъект управления - органы государственной и
муниципальной законодательной и исполнительной
власти, соответствующие департаменты
министерств и ведомств, а также финансовые
службы предприятий и организаций. На
уровне федеральной власти управление
финансами осуществляют:
- Президент РФ (определяет
основные направления развития
финансовой системы посредством
бюджетного послания Федеральному
собранию, подписывает финансовые
законы, дает конкретные указания
и задания Правительству и
руководителям Министерств и
ведомств);
- Федеральное Собрание (рассматривает
и принимает финансовые законы,
в том числе закон о бюджете
на очередной финансовый год,
утверждает отчет об исполнении
бюджета);
- Правительство - основной
орган управления (реализация финансовой
политики, формирование проекта
и исполнение бюджета, регулирование
цен и тарифов, надзор и регулирование
финансовых рынков, управление государственным
кредитом и др.);
- Банк России (совместно
с Правительством разрабатывает
и реализует финансовую и денежно-кредитную
политику, занимается кассовым исполнением
бюджета, регулирует деятельность
банковской системы и др.);
- Федеральное Казначейство
(контроль за исполнением республиканского
бюджета РФ, управление доходами
и расходами этого бюджета
на счетах казначейства в банках,
исходя из принципа единства
кассы);