Государственный бюджет России: структура, назначение и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы более подробно изучить Государственный бюджет Российской Федерации, также рассмотреть Государственный бюджет Российской Федерации за 2009 год и сравнить его Государственным бюджетом за 2008 год; на основе проведенной работы сделать выводы.

Содержание

Введение
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство
Российской Федерации
1.1. Бюджет и его назначение Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации
1.2. Принципы бюджетной системы
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов
2. Федеральный бюджет на 2009 г
2.1. Бюджетная политика в области доходов
2.2. Бюджетная политика в области расходов
2.3 межбюджетные отношения
3. перспективы и стратегия развития государственного бюджета
3.1. итоги бюджетной политики 2000-2007г.
3.2. Условия развития экономики в период до 2023 года
3.3 приоритетные направления бюджетной политики в период до 2023 года
3.4 Прогноз параметров бюджетной системы на период до 2023 года
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный бюджет России структура, назначение и перспективы развития.doc

— 675.50 Кб (Скачать файл)

Балтийская государственная  академия

рыбомыслового флота

 

 

Институт прикладной экономики  и менеджмента (ИПЭМ)

 

 

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

 «Финансы и кредит»

На тему: Государственный бюджет России: структура, назначение и перспективы развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнил: студ. 3-го курса

Караваева Ю.Р.

Специальности «Менеджмент 

организации»

Шифр 3Эзс 1916

Проверила: к.э.н.,доцент

Кохан А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград  2013

 

Содержание

 

   

Введение 

3

   

1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство

    Российской Федерации 

 

5

  1. Бюджет и его назначение Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации

 

5

1.2. Принципы бюджетной системы 

8

  1. Бюджетная классификация, доходы и расходы,

       сбалансированность  бюджетов 

10

2. Федеральный бюджет на 2009 г

15

2.1. Бюджетная политика в  области доходов 

21

2.2. Бюджетная политика в  области расходов

23

    2.3 межбюджетные отношения

26

3. перспективы и стратегия развития государственного бюджета

29

3.1. итоги бюджетной политики 2000-2007г.

30

3.2. Условия развития экономики  в период до 2023 года

33

3.3 приоритетные направления бюджетной  политики в период до 2023 года 

35

3.4 Прогноз параметров бюджетной системы на период до 2023 года

36

Заключение 

41

Список литературы

43


 

 

Введение

 

Прежде, чем говорить  о  бюджетном  устройстве  Российской  Федерации,

выявлять  его  достоинства  и  недостатки,   необходимо   определить,   что,

собственно, представляет собой бюджет государства. В  самом  общем  виде  им

является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный  в форме баланса и имеющий  силу закона. В любой стране  государственный  бюджет- ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых  категорий: налогов,  государственных  расходов,  государственного  кредита   -   в   их действии. Тем не менее, являясь частью финансов,  бюджет  можно  выделить  в отдельную   экономическую   категорию,   отражающую    денежные    отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу  перераспределения национального  дохода  (частично  и  национального  богатства)  в  связи   с образованием  и  использованием  бюджетного   фонда,   предназначенного   на финансирование народного хозяйства, социально-культурных  мероприятий,  нужд обороны и государственного управления.

Именно   с   помощью   бюджета   государство    имеет    возможность

сосредоточивать  финансовые  ресурсы  на  решающих  участках  социального  и

экономического развития,  с  помощью  бюджета  происходит  перераспределение национального  дохода между  отраслями,  территориями,  сферами  общественной деятельности.  Ни  одно  из  звеньев   финансов   не   осуществляет   такого многовидового  и  многоуровневого перераспределения средств,  как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы,  протекающие в структурных звеньях экономики,  бюджет  дает  четкую  картину того,  как поступают в распоряжение   государства   финансовые  ресурсы   от   разных    субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых  ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном  подходе бюджет  объективно  может быть   не   просто   средством   государственного экономического регулирования, он может реально влиять на  рост  экономики  и социальной   сферы,   ускорение   темпов   научно-технического    прогресса, обновление и совершенствование  материально-технической  базы  общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что  проявление  присущих  бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения  и  контроля возможно только в  процессе  человеческой  деятельности,  что  находит  свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме,  который  является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность  бюджетных

отношений на решение экономических  и социальных задач. Для России же в  силу ее федеративного устройства важную  роль  приобретает  не  просто  выработка грамотного  бюджетного  механизма,   а   правильное   соотношение   бюджетов различных уровней,  действующих  на  территории  страны,  что  и  составляет понятие бюджетной системы.  Даже  грамотно  построенный  и  сбалансированный федеральный бюджет  не  в состоянии   в   полной   мере   выполнять   свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии  надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же  образом не  может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной  политики  в  условиях  ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету.  Важное значение  имеет  единство  бюджетной  системы,   которое   основывается   на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности  всех  входящих в нее бюджетов.

Организационные принципы построения бюджетной системы,  ее  структура, взаимосвязь объединяемых в  ней  бюджетов  определяет  бюджетное  устройство государства. Что  же  представляет  собой  бюджетное  устройство  Российской Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов  всех  уровней?  Ответ  на этот вопрос во  многом  определит  причины  некоторых  проблем  современного бюджета, наметит пути к его совершенствованию.

 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

Кардинальные изменения в экономике  России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали  серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и, следовательно, новых  субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей  регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

Цель моей курсовой работы состоит  в том, чтобы более подробно изучить  Государственный бюджет Российской Федерации, также рассмотреть Государственный  бюджет Российской Федерации за 2009 год и сравнить его Государственным бюджетом за 2008 год; на основе проведенной работы сделать выводы.

Таким образом, в настоящее время  Государственный бюджет является  актуальной проблематикой современной  экономической теории и практики хозяйствования и подлежит обязательному рассмотрению.

 

  1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство  Российской Федерации 

1.1 Бюджет и его назначение. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации.

Бюджет- англ. public budget -

1) по экономической сущности -денежные  отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан;

2) по материально-вещественному  воплощению - фонд денежных средств,  формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление;

3) по плановой форме - финансовый  документ, составляемый в виде  баланса доходов и расходов.

Как совокупность объективно обусловленных  денежных отношений Бюджет. - это экономическая категория, имеющая различные организационно-правовые формы проявления.

Бюджет как экономической категории присущи 2 функции - распределительная (перераспределение денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями, уровнями государственного управления, социальными слоями общества и т.д.) и контрольная (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств).

Границы действия распределительной  функции очень широки, т.к. в бюджетные  отношения вступают почти все участники общественного производства; основным объектом бюджета распределения выступает национальный доход; вовлечение в бюджетное перераспределение элементов национального богатства (золотого запаса, валютных резервов, накопленных. страховых резервов и др.) сопряжено, как правило, с чрезвычайными обстоятельствами (войной, глубоким экономии, кризисом, последствиями крупномасштабных стихийных бедствий и т.п.).

С помощью контрольной функции выявляется финансовое положение конкретных экономических субъектов, отраслей народного хозяйства, территориальных образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через Бюджет. Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотренные бюджетом полномочий и т.д., но и к каким экономическим и социальным последствиям это приводит. Бюджет оказывает огромное влияние на общество производство, выступая ускорителем, а иногда - тормозом социально-экономического развития общества.

В России Федеральным Собранием  РФ ежегодно принимается Закон «О федеральном бюджете на 20... год»; законодательными органами республик в составе России, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга -законы о республиканских бюджетах соотв. республик, законы о краевых, областных бюджетах и т.д.; органами местного самоуправления - решения по конкретным видам местных бюджетов..

Бюджетный Кодекс Российской Федерации  дает следующее определение  бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Информация о работе Государственный бюджет России: структура, назначение и перспективы развития