Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………1
Глава 1. Государственный долг РФ……………………………………………3
1.1 Содержание и основные формы государственного долга………………..3
1.2 Роль государственного долга в рыночной экономике……………………5
1.3 Динамика государственного внутреннего долга в 2007-2009 гг………..12
1.4 Динамика государственного внешнего долга в 2007-2009 гг……….…..14
Глава 2. Проблемы управления государственным долгом РФ……….……..15
2.1 Методы управления государственным долгом…………………………..15
2.2 Проблемы управления государственным внутренним и внешним долгом
…………………………………………………………………………………..21
Глава 3. Пути повышения эффективности управления государственным долгом…………………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованных материалов…………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 82.70 Кб (Скачать файл)

              План

Введение…………………………………………………………………………1

Глава 1. Государственный  долг РФ……………………………………………3

1.1 Содержание  и основные формы государственного  долга………………..3

1.2 Роль государственного  долга в рыночной экономике……………………5

1.3 Динамика  государственного внутреннего долга  в 2007-2009 гг………..12

1.4 Динамика  государственного внешнего долга  в 2007-2009 гг……….…..14

Глава 2. Проблемы управления государственным долгом РФ……….……..15

2.1 Методы  управления государственным долгом…………………………..15

2.2 Проблемы  управления государственным внутренним  и внешним долгом

…………………………………………………………………………………..21

Глава 3. Пути повышения эффективности управления государственным долгом…………………………………………………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………..32

Список использованных материалов…………………………………………34

Введение

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование  иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Впрочем, ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского клуба, являются не только кредиторами, но и крупнейшими  должниками, в первую очередь, конечно  же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь  являются Соединенные Штаты.

С появлением и развитием  в XVII веке государственных кредитных  операций ни одно российское правительство  не обходилось без привлечения средств для удовлетворения своих потребностей с помощью займов и кредитов. Они сыграли незаменимую роль в деле обеспечения государственных органов дополнительными финансовыми ресурсами, финансировании бюджетных дефицитов.

Не менее важным элементом  государственных кредитных отношений  являются государственные кредиты  и гарантии, предоставляемые хозяйствующим  субъектам и правительствам иностранных  государств. Они способствовали железнодорожному и промышленному строительству  в России во второй половине XIX века, восстановлению и развитию народного  хозяйства в двадцатые годы и  в период после Великой Отечественной  войны.

Активно государственные  кредиты используются и в наши дни. Однако на современном этапе  в России сложилась прямо противоположная  ситуация. Августовский кризис 1998 года вызвал неподдельный интерес финансистов  к проблемам государственных  заимствований и дефицита федерального бюджета. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной  ситуации, сложившейся в отечественной  экономике.

В большинстве аналитических  работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре  ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному  занижению; высокая доходность государственных  ценных бумаг.

В настоящей работе предпринята  попытка шире взглянуть на названную  проблему с целью выйти за рамки  исключительно макроэкономического  анализа. Последний должен стать  основой для постановки задачи структурирования и классификации государственного долга, что, в свою очередь, позволит правильно построить единую систему  управления государственными пассивами. Логическим завершением этой цепочки  будет создание соответствующей  полной и непротиворечивой законодательной  базы. При подобном подходе чисто  экономические задачи тесно переплетаются  с задачами теории управления и финансового  права.

Хотелось бы отметить, что, проблема государственного долга очень  широка и многогранна и ее невозможно подробно разобрать даже в рамках нескольких докторских диссертаций. В  связи с этим в своем труде  я попробую глубоко осветить только несколько аспектов данной проблемы.

Задачи исследования:

анализ внутренней задолженности  России;

анализ внешней задолженности  России;

методы управления государственным  долгом.

Актуальность темы.

Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время  проблема государственного долга это  ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят  состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Финансовый кризис, в результате которого российское государство оказалось  на грани полного банкротства, обусловил  переход вопросов управления государственным  долгом в разряд первостепенных. Более  того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.

 

 

Глава 1. Государственный долг РФ

    1. Содержание и основные формы государственного долга

 

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство  получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного  хозяйства, снижения государственных  доходов государство вынуждено  привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований  является государственный кредит, функционирование которого в свою очередь ведет  к образованию государственного долга. Государственный долг - это  сумма задолженностей государства  по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая  начисленные по ним проценты перед  физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен  в договоре между заемщиком в  лице соответствующего исполнительного  органа государственной власти или  местного самоуправления, с одной  стороны, и инвестором, с другой стороны.

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства  в следующих формах:

1) кредитные соглашения  и договоры, заключенные от имени  РФ с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями;

2) государственные ценные  бумаги, выпускаемые от имени  РФ;

3) договоры о предоставлении  государственных гарантий РФ, договоры  поручительства РФ по обеспечению  исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформленные долговые  обязательства третьих лиц в  государственный долг РФ на  основе принятых федеральных  законов;

5) соглашение и договоры, в том числе международные,  заключенные от имени РФ, о  пролонгации и реструктуризации (это погашение долговых обязательств  с одновременным осуществлением  заимствований или принятием  других долговых обязательств  с установлением других условий  обслуживания и сроков погашения)  долговых обязательств прошлых лет.

Долговые обязательства  РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

В целях регулирования  размера государственного долга  устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга  на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном  бюджете с разбивкой долга  по формам обеспечения обязательств.

Причинами возникновения  государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время  войны надо переориентировать большую  часть ресурсов на производство военной  продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует  их и содержание армии. Имеется три  варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения  приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение  доли государственного долга к ВНП  или к экспорту. Голая констатация  абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Границей опасности считается  превышение суммы долга по сравнению  с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза.

Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит  в необходимости ежегодно отчислять  процентные платежи, возникающие как  результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства. В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

Выплата доходов по займам и их погашение являются одной  из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный  долг достигает такого уровня, при  котором страна не в состоянии  своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено  прибегать к их пролонгации, т. е  удлинению сроков погашения или  конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых  процентов по займам.

Основная цель выпуска  займов в сегодняшней России - это  покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что  на ту сумму задолженности, которая  должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным  бюджетом как фактом своего происхождения, так и объемными показателями. [1]

 

1.2 Роль  государственного долга в рыночной  экономике

 

Государственный долг как  финансовую категорию следует рассматривать  в двух аспектах: активном, когда  государство играет роль кредитора, и пассивном, когда оно выступает  заемщиком. По аналогии с банковским кредитом в настоящее время в  финансовой практике государственным  кредитом называется кредит, предоставляемый  государством. Что касается кредита, который государство получает, то он определяется как государственные  займы, которые приводят к образованию  государственного долга.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов имеет следствием все ускоряющееся увеличение государственной задолженности. Под государственным долгом (или  задолженностью) понимается вся сумма  выпущенных, но непогашенных государственных  займов с начисленными процентами, которые должны быть выплачены.

Историческое развитие государственного долга в капиталистических странах  показывает, что рост государственного долга обусловлен главным образом  увеличением военных расходов. В  период после второй мировой войны  государственный долг возник в связи с постоянным ростом расходов по вмешательству в экономику. Одной из причин этого является национализация отраслей промышленности и банков в ряде капиталистических стран, поскольку их владельцы в качестве компенсации получали облигации государственных займов, приносящие фиксированный доход.

Кредитные отношения существуют не только внутри каждой страны, но и  между государствами как одна из форм вывоза капитала. Отсюда международный  кредит-это движение ссудного капитала в сфере международных экономических  отношений. Поэтому внешний долг как результат международных  кредитных отношений включается в состав долга государств. В капиталистической  финансовой практике применяются несколько  понятий долга: общегосударственный  долг, долг центрального правительства, часто называемый государственным  долгом, долги местных органов  власти и долги государственных  предприятий.

Информация о работе Государственный долг РФ