Государственный долг, причины образования и совершенствование способов и методов управления им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение влияния государственного долга на финансовую систему Украины.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность государственного долга Украины;
2. Определить структуру государственного долга;
3. Проанализировать понятие государственного долга и его функции;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основы государственного долга:
1.1 Государственный долг Украины….…………………………………6
1.2 Виды государственного долга………………………………………11
1.3 Причины возникновения государственного долга…………………..15
Глава 2. Особенности государственного долга:
2.1 Динамика увеличения долга Украины……………………………...21
2.2 Внутренний долг……………………………………………………...27
2.3 Внешний долг…………………………………………………………29
Глава 3. Анализ исследования борьбы с государственным долгом:
3.1 Уровень государственного долга в мире…………………………..31
3.2 Уменьшение государственного долга в Украине………………….37
3.3 Методы борьбы с государственным долгом…………………………41
Заключение………………………………………………………………...45
Список литературы………………………………………………………..47

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Финансы 2012г.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

                                                    План

 

Тема  №40:  Государственный долг, причины образования и совершенствование способов и методов управления им.

 

Глава 1. Теоретические основы государственного долга:

1.1 Государственный долг Украины

1.2 Виды государственного долга

1.3 Причины возникновения государственного долга

 

Глава 2. Особенности государственного долга:

2.1 Динамика увеличения долга Украины

2.2 Внутренний долг

2.3 Внешний долг

 

Глава 3. Анализ исследования борьбы с государственным долгом:

3.1 Уровень государственного долга в мире

3.2 Уменьшение государственного долга в Украине

3.3 Методы борьбы с  государственным долгом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….4

 

Глава 1. Теоретические основы государственного долга:

1.1 Государственный долг Украины….…………………………………6

1.2 Виды государственного долга………………………………………11

1.3 Причины возникновения государственного долга…………………..15

 

Глава 2. Особенности государственного долга:

2.1 Динамика увеличения долга Украины……………………………...21

2.2 Внутренний долг……………………………………………………...27

2.3 Внешний долг…………………………………………………………29

 

Глава 3. Анализ исследования борьбы с государственным долгом:

3.1 Уровень государственного долга в мире…………………………..31

3.2 Уменьшение государственного  долга в Украине………………….37

3.3 Методы борьбы с  государственным долгом…………………………41

 

Заключение………………………………………………………………...45

 

Список литературы………………………………………………………..47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

 

     Финансы - совокупность денежных отношений, связанных с формированием, мобилизацией и размещением финансовых ресурсов и с обменом, распределением и перераспределением стоимости созданного на основе их использования валового внутреннего продукта, а при определенных условиях и национального богатства.

     Государственные финансы представляют собой довольно разветвленную систему отношений, которая опосредуется формированием и использованием централизованных на разных уровнях административного деления фондов денежных средств. Разветвленность этой системы и наличие значительного количества фондов обуславливается разнообразием функций государства и задач, которые она решает, а также разграничением функций и полномочий между различными уровнями государственной власти.

        Государственный долг - это общий размер, накопленной задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за исключением бюджетных излишков.

       Центральной проблемой государственных финансов является проблема государственного долга.

       Долг является важным элементом круговорота "доходы-расходы". Когда в экономике растут доходы, растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами и правительством.                      Создание долга - это механизм, посредством которого сбережения     передаются экономическим агентам, которые осуществляют расходы. Если домохозяйства не склонны к заимствованиям, то частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы поглотить растущий объем сбережений.   Итак, чтобы экономика не отошла от состояния полной занятости ресурсов, эти сбережения должны быть использованы государством путем прироста государственного долга.

        Исследование государственного долга Украины является актуальным потому, что государственный долг существенно влияет на макроэкономическое развитие государства, в частности на параметры монетарной и фискальной политики, на рыночную конъюнктуру.                            Отсутствие научно обоснованной долгосрочной долговой стратегии, несовершенное, нерациональное проведения политики формирования государственного долга, может стать деструктивным фактором для экономики, может разрушить финансовую систему страны, а большое значение внешнего долга может привести к потере Украиной своей экономической независимости.

        Целью работы является определение влияния государственного долга на финансовую систему Украины.

        Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать сущность  государственного долга Украины;

2. Определить структуру государственного долга;

3. Проанализировать понятие  государственного долга и его  функции;

Объектом данного исследования является государственный долг Украины.

        Предметом - современное состояние государственного долга Украины, его размер и методы управления им.

В соответствии с поставленных целей и конкретных задач исследования, определена структура работы. Она  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

    

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы государственного долга:

 

    1. Государственный долг Украины

 

Государственный долг определяет экономические отношения государства  как заемщика с ее кредиторами  касательно перераспределения части  стоимости валового внутреннего  продукта на условиях возврата, срочности  и оплаты.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов и кредитов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к все новым займам; покрывая старые долги, они делают еще больше новые.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения

Государственный долг может  быть представлен в форме:

  1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени государства как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  2. государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени государства;
  3. договоров и соглашений о получении государством бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы государства;
  4. договоров о представлении государству государственных гарантий;
  5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени государства, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет.

Государственный долг подразделяют на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные  долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатной процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов, и привлечение новых заемных средств.

По условиям привлечения  средств различают внутренний и  внешний долг.

Внутренний государственный  долг – это совокупность обязательств государства перед резидентами, т.е. задолженность государства всем гражданам, которые держат внутренние государственные облигации.

Внешний государственный  долг – это совокупность долговых обязательств государства, которые  возникли в результате займов государства  на внешнем рынке.

Внешний долг государства  имеет такие составные:

- долг органов государственной власти и управления, который возник в результате привлечения кредитов иностранных государств и выпуска государственных ценных бумаг, которые размещаются на международных рынках капиталов;

- долг субъектов хозяйствования, гарантированный правительством. Он погашается и обслуживается субъектами хозяйствования – заемщиками.

Внешний долг представляет особое внимание. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений  от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высоки проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодные обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Государственный долг можно  разделить на две составляющие:

- капитальный долг  – это сумма выпущенных и  непогашенных государством долговых  обязательств и гарантированных  им обязательств других лиц,  включая начисленные проценты по этим обязательствам;

- основной долг –  это номинальная стоимость всех  долговых обязательств государства  и гарантированных им заимствований.

Государственный долг существенно  влияет на экономику в целом, а  именно на параметры монетарной и фискальной политики и на экономическую конъюнктуру. Эффективное управление государственным долгом предусматривает не только знание его эффектов, но и возможность и качественной и количественной оценок. Перед тем, как перейти к исследованиям макроэкономических эффектов государственного долга, им следует дать определение как объекту статистического изучения. Под макроэкономическим эффектом государственного долга понимают изменение параметров макроэкономической конъюнктуры, фискальной и монетарной политики государства, национального богатства, экономического развития, политической стабильности страны и ее экономической независимости в результате влияния государственного долга на экономику.

       Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.  Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета (рис. 1).

Рис. 1. Дефицит и профицит государственного бюджета Украины в динамике [3; 4; 5; 6]

       Исходя  из статистических данных, представленных  на рис. 1, можно сказать, что,  начиная с 2008 года дефицит государственного  бюджета Украины резко увеличился – это вызвано влиянием на украинскую экономику последствий мирового экономического кризиса, в связи с чем государство брало много кредитов у международных финансовых организаций; однако по итогам 2011 года объем дефицита государственного бюджета приобрел тенденцию к снижению.

        Одной из главных задач украинской  экономики в настоящее время  является уменьшение долговой  зависимости и усовершенствование  системы управления государственным  долгом. Для этого необходимо  усовершенствовать управление долговыми рисками, улучшить прогнозирование долговой политики и ее координацию с налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политикой.

В 2009 году государственный  долг Украины вырос более чем  на $11 млрд. и в настоящее время  приближается к $36 млрд. В эту сумму  входит внешняя (около $16 млрд.) и внутренняя (более $10 млрд.) задолженность, а также долговые обязательства, на которые распространяются госгарантии (более $9,5 млрд.)

С выплатой по внешним  долгам в этом году новому президенту повезло намного больше. "В  течение 2010 года погашения суверенных еврооблигаций не предполагается, за исключением декабрьской выплаты примерно на $600 млн. С учетом других платежей общие выплаты по внешнему долгу в 2010 году не превысят $1,5 млрд.", - говорят аналитики.

2011-й также не вызвал больших трудностей - правительству пришлось выделить на эти нужды около $2 млрд. А вот следующие три года станут для Украины очень напряженными - с 2012 по 2014 год Минфину предстоит заплатить по внешним долгам - $15,7 млрд. Пик платежей приходится на 2013 год - $7,6 млрд. Увеличение платежей вызвано тем, что с 2012 года Украина должна начать активные выплаты по кредиту МВФ: за три года нам предстоит вернуть Фонду более $11,6 млрд. Для того чтобы выплатить такую сумму, не прибегая к новым заимствованиям, украинскому руководству необходимо будет серьезно урезать расходы и в течение нескольких лет принимать профицитный или хотя бы бездефицитный бюджет. Если же МВФ будет настаивать на своевременном возврате средств, то, скорее всего, правительство решит прибегнуть к масштабным заимствованиям на рынке капитала.

 [ http://www.allbest.ru/]

 

1.2 Виды государственного  долга

 

     1. В зависимости от статуса заемщика различают централизованный и децентрализованный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), в другом - местными органами власти.

Информация о работе Государственный долг, причины образования и совершенствование способов и методов управления им